СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с Изменением N 1)

СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с Изменением N 1)

Приложение А (рекомендуемое). Рекомендации по проектированию

Приложение А
(рекомендуемое)*

________________

* Измененная редакция, Изм. N 1.


Таблица А.1 - Рекомендации по проектированию зданий учреждений образования

Объект

Требования по критериям


доступности

безопасности

информативности

комфортности

1 Входы, общее коммуникационно-
рекреационное пространство здания

1.1 Подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования - по пандусу, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в центрах переквалификации - по пандусу или с применением специального подъемника

1.2 Наличие не менее одного лифта для учащихся, передвигающихся на инвалидном кресле, и с нарушениями сердечно-сосудистой и легочной системы

1.3 Если ширина коридора менее 1,8 м, рекомендуется предусматривать через каждые 10-15 м длины коридора, но не менее одного на коридор, карман глубиной 1,8 м, длиной - 3,0 м

1.1 Лифт для учащихся-инвалидов, передвигающихся на инвалидном кресле, в учреждениях общего образования, а также начального и среднего профессионального образования должен предусматриваться в специальном лифтовом холле с ограниченным доступом в него остальных учащихся

1.1 В вестибюлях учреждений образования следует предусматривать электронные часы и календарь

1.1 Поручни на ограждениях лестниц следует предусматривать на высоте 0,5 м (в блоке начальных классов); 0,7 и 0,9 м. Диаметр поручня - 0,35-0,45 м для начальных классов и 0,45-0,55 м - для остального контингента учащихся

1.2 Если лестницы крыльца проектируются без ограждения (с двух- или трехсторонним спуском), их следует оборудовать поручнями, крепящимися к фасадной поверхности или на отдельных опорах

1.3 Следует предусматривать зоны отдыха для учащихся-инвалидов: 3-4 места в каждой рекреации, 5-6 мест в гардеробе верхней одежды

1.4 Зоны переодевания учащихся-инвалидов в гардеробе должны размещаться в стороне от транзитных проходов и иметь специальное оборудование: поручни, скамьи шириной не менее 0,4 м, полки и крючки для сумок и одежды, места для сидения и переодевания. Вблизи следует предусматривать индивидуальные камеры хранения личных вещей и учебников

1.5 При входной группе помещений следует предусматривать телефоны-автоматы, другие устройства внешней и внутренней двусторонней связи
Телефоны-автоматы следует крепить на высоте (до номеронабирателя) не более 0,85 м

2 Основные учебные помещения

2.1 Все ученические места для учащихся-инвалидов следует оборудовать одноместными столами

2.2 Места для учащихся с нарушением зрения должны иметь свободный доступ с двух сторон

2.3 В учебных мастерских общеобразовательных учреждений следует предусматривать 3 места по возможному профилю обучения для учащихся-инвалидов с нарушением ОДА

2.4 В мастерских профессиональных учебных заведений для учащихся, передвигающихся на инвалидном кресле-коляске, ширину свободного прохода, а также расстояние между станками следует принимать не менее 1,6 м

2.1 Стационарное крепление необходимо предусматривать для ученических, рабочих и обеденных столов, стульев, мольбертов, кроватей в спальнях и т.п. для учащихся с нарушением ОДА. Кровати в спальнях и ученические места в опытных лабораториях и практикумах должны оборудоваться опорными поручнями

2.1 Ученические места для учащихся-инвалидов должны размещаться идентично в однотипных учебных помещениях одного учебного учреждения

2.2 Зону специальных ученических мест в учебных помещениях следует выделять из общей площади помещений рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола

2.3 В многофункциональных помещениях (группа продленного дня, мастерские с разными видами деятельности, клубные и кружковые помещения и т.п.) следует предусматривать информационные указатели размещения функциональных зон по видам деятельности

2.1 В зоне специальных ученических мест для учащихся с нарушением ОДА и слепых следует предусматривать дополнительное пространство для хранения индивидуальных средств реабилитации при передвижении, личных индивидуальных средств компенсации, личных вещей

2.2 Ученические места для учащихся с нарушением слуха и зрения должны иметь дополнительное местное освещение рабочего места. В учебном помещении эти места следует располагать в первых рядах и у окна

2.3 Ученические места для учащихся с нарушением слуха (слабослышащих) должны иметь возможность оборудоваться электроакустическими приборами, индивидуальными наушниками, а в лекционных аудиториях учреждений профессионального образования - еще и сурдотехнической аппаратурой

2.4 Вдоль свободных участков стен в доступной зоне учебного помещения рекомендуется предусматривать опорный поручень на высоте 0,5 м и 0,7 м - в помещениях начальных классов; 0,7 и 0,9 м - остального контингента учащихся

3 Залы для физкультурных занятий, бассейны, раздевальные, душевые

3.1 На площади спортивного зала или в отдельном помещении следует предусмотреть пространство (свободное или со специальными тренажерами) для занятий учащихся-инвалидов, не имеющих противопоказаний к физкультурным занятиям

3.1 Раздевальная, душевая и туалет при физкультурном зале для учащихся-инвалидов с нарушениями ОДА должны предусматриваться отдельным комплексом помещений с соответствующим оборудованием

3.2 В специальной зоне физкультурного зала или в специальном помещении для занятий учащихся-инвалидов общеобразовательных учреждений следует предусматривать "мягкие стены" для защиты от травм

3.1 В образовательных учреждениях в раздевальных физкультурного зала и бассейна для учащихся-инвалидов следует предусматривать изолированную раздевальную с душем и туалетом


Таблица А.1. (Измененная редакция, Изм. N 1).


Таблица А.2 - Рекомендации по проектированию формирования доступной среды лечебно-профилактических учреждений

Объект

Требования по критериям


доступности

безопасности

информативности

комфортности

1 Участки

1.1 Приемные отделения, травмпункты и поликлиники следует располагать приближенно к главному входу на участок

1.1 Выбор растений для садово-парковой зоны должен учитывать сочетание характера лечебного воздействия растения (аромотерапия и др.)

2 Входы в здания

2.1 Травмпункт, инфекционный кабинет и приемное отделение должны иметь автономные наружные входы, доступные для инвалидов

2.2 Наружный тамбур одного из боксов инфекционного отделения должен быть запроектирован для доступа инвалидов

2.1 Подъезд санитарного транспорта к приемному отделению должен быть отделен от пешеходного пути

2.1 Входы для пациентов и посетителей должны иметь визуальную, тактильную, радио- и акустическую информацию с указанием групп помещений, в которые можно попасть через этот вход

3 Коммуникации внутри здания

3.1 Открывание дверей целесообразно предусматривать внутрь врачебных и лечебных кабинетов

3.1 Лифтовые холлы должны иметь различное декоративное поэтажное или цветовое оформление, облегчающее пациенту ориентацию

3.1 Больничные лифты, предназначенные для пациентов, должны иметь поручни и откидные сиденья, необходимые по ГОСТ информационные устройства, а также информационный текстовой дисплей для связи с диспетчером

4 Вестибюль

4.1 Справочная должна размещаться рядом с входом и оснащаться визуальными средствами информации и средствами радиоинформации

4.2* На пути движения больного рекомендуется устройство пристенных поручней, в том числе в коридорах палатных отделений

5 Лечебно-
диагностические помещения

5.1 Не менее, чем один из отсеков зала лечебных и грязевых ванн, включая раздевальную при нем, должен быть приспособлен для инвалида на кресле-коляске

5.2 Травмпункт должен размещаться на первом этаже

5.3 Ширина коридоров, используемых для ожидания, при двустороннем расположении кабинетов должна быть не менее 3,2 м, при одностороннем - не менее 2,8 м

5.1 В залах лечебной физкультуры в качестве ограждений, направляющих и ограничивающих движение, следует применять приспособления
и материалы, смягчающие удар

5.1 Функциональные зоны отделения необходимо выделять планировочно и обозначать визуальными, тактильными и акустическими средствами

5.2 Для ориентации слабовидящих и слабослышащих в зонах ожидания процедур и приема у врачей следует применять шумопоглощающие материалы

5.1 В зонах ожидания и отдыха должны быть использованы приемы оформления интерьера, которые оказывают успокаивающее воздействие на пациентов

5.2 Ванны для подводного вытяжения должны быть оборудованы подъемниками для перемещения инвалида из ванны в горизонтальном положении

________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Таблица А.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).


Таблица A.3 - Рекомендации по проектированию учебно-тренировочных физкультурно-спортивных сооружений и площадок, используемых инвалидами

Объект

Требования по критериям

доступности

безопасности

информативности

комфортности

1 Сооружения для легкой атлетики

1.1 Для инвалидов должны быть доступны: дорожки для бега по кругу и прямой, места для толкания и метания (ядра, диска, копья), места для прыжков в длину и высоту

1.2 Дорожка для бега по прямой на 100 м должна иметь зону старта длиной 5 м и зону финиша длиной 25 м

1.1 Границы плоскостных сооружений должны быть удалены от всякого рода препятствий не менее чем на 3 м

1.2 Полосы ориентации должны иметь ширину не менее 2 м вокруг дорожек для бега или разбега перед прыжком

1.3 Вдоль беговой дорожки со стороны зрительских мест следует предусматривать полосу безопасности шириной не менее
1 м, а за ее пределами пространство шириной не менее
3 м для размещения инвалидов в креслах-колясках

1.4 Дорожка для бега по прямой изолируется от дорожки для бега по кругу

1.5 Перепады рельефа необходимо отмечать повышением или понижением направляющего поручня

1.6 Травмобезопасность обеспечивается устройством оград высотой 1-1,2 м из металлических сеток, дерева, живой изгороди; организацией дренажа

1.1 Полоса ориентации по периметру беговой дорожки должна отличаться по материалу от покрытия дорожки для бега (газон-грунт, газон-синтетическое покрытие

1.2 Для ориентации при прыжках в длину за 4 м от края ямы необходима фактурная полоса

1.3 Для выполнения прыжков в высоту зону разбега выделить фактурной поверхностью

1.4 Планка и стойки для выполнения прыжков в высоту должны быть цветными, контрастными

1.5 Маршрут и зоны для упражнений должны обозначаться при помощи системы информации для незрячих, а также четкими, хорошо различимыми указателями для остальных занимающихся

1.6 Покрытие зон старта и финиша должно быть однородно по материалу, но выделяться по фактуре от покрытия дорожки. Стартовая линия должна быть фактурной

1.7 Повороты дорожек следует обозначать изменением качества и фактуры покрытия

1.1 Повороты беговой дорожки следует обозначать сменой фактуры (цвета покрытия) на расстоянии не менее 2,4 м от начала поворота

1.2 Стандартные виды оборудования следует дополнять специальным оборудованием для инвалидов

1.3 Пешеходные и беговые дорожки должны быть снабжены направляющими поручнями

2 Детские площадки игровые

2.3 Территория площадок в расчете на одного ребенка-инвалида должна быть не менее 5-7 мЧисло (до 4 лет), 7-10 мЧисло (до 7 лет), 10-12 мЧисло (до 11 лет)

2.1 Игровое оборудование необходимо окрашивать в яркие контрастные цвета поверхностей площадок, правильным выбором покрытий для различных видов деятельности

2.1 На дорожках устанавливаются четкие указатели направления движения к площадке со стационарным игровым оборудованием

2.2 По периметру игровых площадок должны предусматриваться полосы ориентации шириной не менее 1,5 м

2.1 Необходимо разграничивать площадь участка по возрастным группам, выделяя зону для детей дошкольного возраста

2.2 Комплексные площадки для активного досуга детей следует компоновать из зон: физкультурно-
игровых устройств, плескательного бассейна с песком, спортивных игр

Следующая глава
      Магазин учебных материалов