10.1 Рекомендуется соблюдать требования доступности в здания массовых учреждений и предприятий, содержащие в своем составе операционно-кассовые залы и предназначенные для обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения. К ним относятся банковские (кредитно-финансовые) учреждения и предприятия почтовой связи.
Во всех зданиях, доступных для маломобильных посетителей, рекомендуется предусматривать установку системы организованного приема посетителей, состоящую из: аппарата, выдающего талоны с указанием очередности приема; световых табло над дверями соответствующих кабинетов и окошек, указывающего номер очередного посетителя.
Для удобства маломобильных посетителей следует предусматривать также специализированные места индивидуального автотранспорта на автостоянках (временных парковках), места отдыха на участках учреждений и предприятий, санитарные узлы, оборудование которых должно соответствовать требованиям СП 59.13330 и СП 136.13330.
В вестибюлях зданий административного назначения рекомендуется предусматривать зону обслуживающих автоматов (телефонов, таксофонов, продаж и т.п.) и резервную площадь для киосков.
Стойка информации в вестибюлях и в зонах специализированного обслуживания инвалидов должна быть хорошо видимой со стороны входа и легко различаться слабовидящими посетителями.
В зданиях учреждений и предприятий, содержащих в своем составе операционно-кассовые залы, предназначенные для обслуживания посетителей, необходимо соблюдать требования беспрепятственной доступности МГН.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
10.2 Доступность для маломобильных клиентов (обслуживаемых посетителей) рекомендуется обеспечивать во всех зонах и помещениях зданий следующих видов:
здания (помещения) отделений банков, обслуживающих физических лиц;
здания (помещения) филиалов отделений;
помещения обособленных подразделений (дополнительные офисы, операционные кассы, пункты обмена валюты).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
10.3 Учитывая, что высота ограждения участка должна быть 2,5 м, его объемно-пространственное и конструктивное решение должно соответствовать требованиям информативности и удобства для посетителей, изложенным в СП 136.13330.
10.4 Из каждых пяти мест на открытой автостоянке для клиентов банка (на каждое операционное место в зале) желательно приспособить одно место для инвалидов-пользователей. Общее количество специализированных мест при этом определяется заданием на проектирование.
10.5 Входы, в том числе обособленные входы в бюро пропусков и зал самообслуживания, рекомендуется проектировать универсальными (т.е. учитывающими использование всеми категориями пользователей).
10.6 К помещениям банковских учреждений, в которые допуск клиентов не ограничен по технологическим требованиям, рекомендуется относить:
кассовый блок (кассовый зал и депозитарий) коммерческих банков;
операционный блок (операционный зал и кассы) банков, обслуживающих физических лиц;
вспомогательные и обслуживающие помещения (комнаты переговоров с клиентами и оформления кредита, вестибюль, аван-вестибюль, бюро пропусков).
Кроме операционно-кассового зала в зону посетительской доступности предприятий рекомендуется включать:
вход с тамбуром (универсального типа - для всех групп посетителей);
переговорный пункт (с зонами кабин междугородних телефонов, в том числе автоматов, и ожидания);
пункт обмена валюты и киоски продаж (при наличии).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
10.7 Требования к основным помещениям обслуживания для данной группы учреждений (операционным, кассовым, операционно-кассовым залам и т.п.) приведены в таблице А.9.
10.8 Требования к проектированию офисных помещений, а также к помещениям оформления кредита и комнатам переговоров с клиентами - аналогичны требованиям к учреждениям управления.
10.9 Площади вестибюля (включая доконтрольную зону), гардероба и камеры хранения ручной клади коммерческих банков следует определять, исходя из количества единовременно находящихся в здании клиентов с обязательным учетом возможного их сопровождения (инвалидов и маломобильных посетителей). Процент специфических пользователей от общего числа клиентов определяется заданием на проектирование.
При проектировании бюро пропусков автономной группой помещений, зона ожидания должна включать в расчете на каждое рабочее место не менее двух стационарных мест сидения (возможно откидных) и резервную площадку для возможного размещения кресла-коляски (вне коммуникационной зоны).
При вестибюле банка рекомендуется предусматривать универсальную кабинку для клиентов МГН.
10.10 При наличии специальной операционной кассы (вариант "Б") рекомендуется увеличивать размеры зоны ожидания из расчета (м): , где - коэффициент, учитывающий количество единовременно обслуживаемого специального контингента (по заданию на проектирование).
Зоны ожидания клиентов желательно оборудовать общей стационарной индукционной системой, а специализированные операционные - оборудовать узконаправленными (портативными) индукционными системами.
10.11 Доступность зданий для массового обслуживания посетителей, в том числе инвалидов и других маломобильных групп, рекомендуется обеспечивать в:
почтамтах (центральных предприятиях города или района, обеспечивающих клиентуре также услуги телеграфной и междугородней телефонной связи);
узлах и отделениях связи, в том числе автоматизированных (городских, районных, сельских).
Кроме зданий перечисленных учреждений, требованиям доступности должны отвечать также операционные залы телефонных узлов (проводной и сотовой связи), осуществляющих обслуживание индивидуальных пользователей. В операционных залах должны быть предусмотрены кабины с установленными специальными средствами связи для инвалидов по слуху (текстовый телефон, факсимильный аппарат, телефон с усилителем звука).
10.12 Требования к проектированию операционных залов приведены в 10.10 и таблице А.9.
10.13 Кроме операционно-кассового зала, в зону посетительской доступности предприятий рекомендуется включать:
вход с тамбуром (универсального типа - для всех групп посетителей);
добарьерную (посетительскую) часть отдела доставки, совмещенную при необходимости с зоной индивидуального хранения подписных изданий и корреспонденции;
переговорный пункт (с зонами кабин междугородних телефонов, в том числе автоматов, и ожидания);
пункт обмена валюты и киоски продаж (при наличии).
10.14 Допускается устройство контролируемого входа посетителей в служебное помещение (начальника предприятия, цеха или участка) при соответствующем обосновании.
10.15 Отдел посылок, совмещенный с отделом продажи посылочной тары, рекомендуется проектировать обособленным от операционного зала и со входом с улицы.
10.16 Рекомендуется проектировать доступными для инвалидов все виды и типы зданий и помещений учреждений и организаций, связанных с приемом (обслуживанием) населения и размещаемых в зданиях с кабинетно-офисной структурой. К ним относятся:
административные организации - комитеты, управления, департаменты и их подразделения, в том числе органы социальной защиты населения, управления защиты прав потребителя, а также префектуры, муниципалитеты и т.п.;
судебно-правовые учреждения - юридические бюро и консультации, адвокатские коллегии, нотариальные конторы, страховые фирмы и фонды;
коммунальные (службы (ГУИС, управляющие компании и т.д.));
налоговые инспекции и управления и отделы виз и регистрации (УФМС);
организации по трудоустройству - федеральные службы, управления и центры занятости, агентства по трудоустройству;
многофункциональные центры государственных услуг.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
10.17 Общими требованиями к доступности основных групп помещений, где происходит прием маломобильных посетителей, являются:
предпочтительное размещение их в уровне входа;
обязательное наличие справочно-информационной службы; возможное совмещение справочно-информационной службы и кабинета дежурного приема (вариант "Б");
при наличии помещений коллективного использования (конференц-залов, залов совещаний и т.п.) желательно их размещение не выше второго уровня (этажа).
В приспосабливаемых зданиях учреждений, где осуществляется прием населения, допускается выделение части помещений, зон или мест для специализированного обслуживания маломобильных категорий посетителей с учетом возможного их сопровождения, (в т.ч. инвалидов на креслах-колясках, по зрению), по варианту "Б".
10.18 Зону (помещение) справочно-информационной службы следует размещать в непосредственной и удобной близости от входа в здание. При ее островном размещении в вестибюле рекомендуется предусматривать периметральную зону (полосу) безопасности шириной не менее 1,5 м, отделяющую от основного пути движения.
10.19 Кабинет дежурного приема размещается в уровне входа с непосредственным примыканием к вестибюлю совместно с зоной отдыха и ожидания. Рекомендуется выделение объекта архитектурно-дизайнерскими средствами, облегчающими его поиск. Кабинет оснащается информационными средствами, гарантирующими полный объем информации о видах и форме услуг, режиме работы и размещении мест обслуживания. Следует также оснастить кабинет специальными средствами для общения с посетителями с частичной или полной потерей слуха и посетителями с частичной или полной потерей зрения.
10.20 Помещения зданий администраций и управлений: приемные, залы заседаний, конференц-залы, вестибюли и т.п., - следует оборудовать индукционной системой.
10.21 В зданиях органов социальной защиты, кроме помещений общего назначения, рекомендуется обеспечивать доступность для маломобильных посетителей в следующие помещения:
кабинет справочно-информационной службы;
кабинеты начальников (кабинет дежурного приема);
кабинеты сотрудников, ведущих прием посетителей в отделах выплат и социально-бытового обслуживания;
медицинский кабинет (при наличии);
кабинет юриста (при наличии);
в зданиях ПФР помещения для индивидуальной работы с клиентами. Оборудование помещений клиентских служб отображено на рисунках Б.34 и Б.35.
Здания органов социальной защиты должны быть обеспечены системами вывода оперативной информации (табло с бегущей строкой, плазменные экраны), визуальной информацией повышенной четкости с дублированием ее тактильной, системами звукового оповещения.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
10.22 В группе судебных, юридических учреждений и прокуратур требования доступности распространяются, главным образом, на юридические консультации и нотариальные конторы (как учреждения открытого доступа) и залы заседания в судах (не менее одного).
Минимальный размер площади помещения (кабинета или кабины) для индивидуального приема (на одно рабочее место) рекомендуется принимать 12 м.
10.23 Здания судов и прокуратур целесообразно дополнительно оборудовать индукционными системами для слабослышащих, соблюдая обще рекомендательные требования СП 59.13330 и СП 136.13330.
10.24 Основными видами организаций, осуществляющими управление, эксплуатацию и ремонт жилого фонда, а также являющимися объектами возможного посещения маломобильными категориями обслуживаемых жителей, являются: коммунальные службы, службы энерго-, газообеспечения, телефонной, радиотелефонной (сотовой) и кабельной связи частного обслуживания. Специфической особенностью помещений и зданий данных учреждений является наличие помещений коллективного приема (т.е. возможного единовременного индивидуального обслуживания на нескольких рабочих местах).
10.25 При наличии операционных залов в зданиях коммунальных служб, а также налоговых инспекций, учреждений страхования и трудоустройства, муниципалитетах, префектурах, требования к ним принимаются в соответствии с разделом 10.
10.26 В случае продольного (вдоль светового фронта) решения блока помещений, состоящего из двух кабинетов, к примеру, руководителей учреждения, разделенных общей приемной, желательно:
симметричное от входа размещение дверей смежных помещений (т.е. прямолинейность сквозного прохода в кабинеты);
отсутствие вспомогательного оборудования и мебели в зоне коммуникационного пути.
10.27 В помещениях приема на несколько мест обслуживания рекомендуется делать доступными для маломобильных посетителей:
одно из мест обслуживания;
несколько мест обслуживания, скомпонованных в общую зону;
целиком посетительскую зону помещения (все места обслуживания).