3.1.1 Разработку межгосударственных стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации с соблюдением ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 4 и 5) и с учетом приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС).
3.1.2 Межгосударственные стандарты разрабатывают на объекты стандартизации, которые определены в ГОСТ 1.0 (раздел 7).
3.1.3 Разработку межгосударственного стандарта осуществляют на основании программы работ по межгосударственной стандартизации, по решению МГС или по инициативе национального органа по стандартизации государства - участника Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации* (далее - Соглашение) или межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), за которым закреплена соответствующая сфера деятельности или объект стандартизации.
________________
* Соглашение заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 г. в г.Москве (с дополнениями и изменениями от 22 ноября 2007 г., принятыми в г.Ашхабаде).
Основанием для разработки межгосударственного стандарта может быть также межгосударственная программа стандартизации по определенному направлению деятельности или группе продукции.
Примечание - Программу работ по межгосударственной стандартизации, протоколы заседаний МГС, межгосударственные программы стандартизации по направлениям деятельности и группам продукции размещают на официальном сайте МГС.
3.1.4 Разработку межгосударственного стандарта осуществляют в следующем порядке:
- первая стадия - организация разработки стандарта;
- вторая стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в государствах - участниках Соглашения;
- третья стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта, ее рассмотрение в государствах - участниках Соглашения и голосование;
- четвертая стадия - принятие стандарта и его регистрация.
В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта (например, в случае, указанном в 3.6.1) или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).
3.1.5 Положения, устанавливаемые в межгосударственном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии по отношению к данному объекту и/или аспекту стандартизации и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.
3.1.6 В качестве основы для проекта межгосударственного стандарта могут быть предложены:
- действующий или разрабатываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-разработчика, другого государства - участника Соглашения или иной страны;
- действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной редакции) международный или региональный стандарт;
- международный документ, не являющийся международным стандартом.
При этом должны быть соблюдены следующие условия:
- содержание применяемого стандарта (документа) должно удовлетворять целям межгосударственной стандартизации, установленным в ГОСТ 1.0 (раздел 4);
- наличие международного, регионального или двухстороннего соглашения, допускающего такое применение стандарта (документа), или разрешение правомочного на это органа.
При соблюдении этих условий действующий национальный стандарт государства - участника Соглашения может быть предложен для принятия в качестве межгосударственного стандарта в соответствии с 3.6.
3.1.7 При разработке межгосударственного стандарта необходимо обеспечить увязку его положений с положениями ранее принятых межгосударственных стандартов. Если эти положения устарели и противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с разделом 5 или их отмену в соответствии с разделом 6.
3.1.8 Проект межгосударственного стандарта и иных документов, используемых в процессе его разработки, оформляют в электронно-цифровой форме, пригодной для обмена документами в соответствии с порядком, установленным МГС [1]*.
________________
* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.
3.2.1 При разработке межгосударственного стандарта (далее - стандарт*) в государстве - участнике Соглашения национальный орган по стандартизации этого государства (далее - национальный орган) готовит соответствующее предложение к программе работ по межгосударственной стандартизации в соответствии с порядком, установленным МГС, [2] и с использованием Интегрированной автоматизированной информационной системы Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС).
________________
* За исключением случаев, когда необходимо подчеркнуть межгосударственный статус стандарта.
Примечание - Темы по разработке межгосударственных стандартов в области строительства и строительных материалов также включают в план работ по межгосударственной стандартизации и техническому нормированию, который принимает Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).
3.2.2 В обоснованных случаях допускается разработка проекта стандарта в инициативном порядке (без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации). В этом случае национальный орган или уполномоченная им организация вносит соответствующую информацию в АИС МГС в виде предложения об инициативной разработке.
Примечание - Данная система осуществляет автоматическую отправку уведомлений об инициативной разработке проекта стандарта (с краткой аннотацией) на адреса электронной почты национальных органов других государств - участников Соглашения.
3.2.3 Организацию работ по разработке проекта стандарта в государстве - участнике Соглашения осуществляют национальный орган этого государства и секретариат МТК (а при его отсутствии - секретариат национального технического комитета по стандартизации), который имеет соответствующую по тематике область деятельности и за которым закреплен соответствующий объект стандартизации.
Примечания
1 При наличии МТК фактически организацией разработки проекта стандарта в государстве-разработчике занимается секретариат национального технического комитета по стандартизации (далее - секретариат национального ТК), которому национальным органом этого государства поручено выполнение функций постоянно действующего национального рабочего органа в данном МТК.
2 Здесь и далее, где упоминается МТК или национальный ТК соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет МТК или подкомитет национального ТК и их органы (если это предусмотрено в положении о данном МТК или в положении о национальном ТК).
3 Конкретные правила организации разработки проектов межгосударственных стандартов (начиная с подачи соответствующих предложений) в государствах - участниках Соглашения могут быть установлены национальными органами этих государств.
3.2.4 Разработчиком проекта стандарта (далее - разработчик) должна быть организация, которая специализируется по данному виду продукции (услуг, технологий или иному объекту стандартизации) и имеет в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал. Выбор разработчика осуществляет заказчик разработки*. В обоснованных случаях для разработки стандарта может быть создана рабочая группа из квалифицированных специалистов разных организаций, которые имеют опыт разработки нормативных и/или технических документов в данной области. При этом в рабочую группу могут быть включены по представлению национальных органов (органов государственного управления строительством) других государств - участников Соглашения полномочные представители в МТК, секретариатов соответствующих национальных ТК или иные специалисты, компетентные в этой области.
________________
* За исключением случая инициативной разработки за счет собственных средств и сил.
3.3.1 Разработчик стандарта разрабатывает первую редакцию проекта стандарта и готовит пояснительную записку к нему.
3.3.2 При разработке проекта стандарта руководствуются общими требованиями к его содержанию, установленными ГОСТ 1.5 (раздел 7), если иное не обусловлено применением международного (регионального) стандарта (документа) как основы для разработки (см. ГОСТ 1.3) или требованиями технического задания, если разработка стандарта осуществляется на основании договора или контракта.
3.3.3 При разработке проекта стандарта используют или учитывают:
- требования национальных технических регламентов, а также технические регламенты региональных интеграционных образований, например директивы Европейского союза и правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций;
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные, региональные и межгосударственные стандарты, а также международные документы, не являющиеся международными стандартами;
- национальные стандарты государств - участников Соглашения;
- национальные стандарты экономически развитых стран;
- стандарты организаций (фирменные и корпоративные стандарты), разработанные передовыми предприятиями (компаниями), научными организациями и общественными объединениями своей страны и других стран;
- прочую информацию о современных достижениях науки, техники и технологии;
- предложения национальных органов государств - участников Соглашения, членов МТК и членов национального ТК, государственных органов, а также иных юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
3.3.3.1 При отсутствии у разработчика национальных стандартов и технических регламентов других государств - участников Соглашения эти документы могут быть запрошены через национальный орган своего государства у национальных органов этих государств, которые при наличии заинтересованности могут предоставить их русские версии или переводы на русский язык на безвозмездной основе.
Примечание - Документы в области строительства и строительных материалов могут быть запрошены через орган государственного управления строительством.
3.3.3.2 При использовании в проекте стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства государства-разработчика. При этом необходимую информацию приводят в пояснительной записке к проекту и/или в предисловии стандарта.
3.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта стандарта - по ГОСТ 1.5 (разделы 3 и 4, подразделы 6.1 и 6.2).
3.3.5 При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного (регионального) стандарта или международного документа, не являющегося международным стандартом, используют правила и методы, установленные ГОСТ 1.3.
Примечание - При соблюдении условий, указанных в 3.6.1, принятие международного (регионального) стандарта (документа) в качестве межгосударственного стандарта может быть осуществлено по правилам, установленным в 3.6.
3.3.6 В пояснительной записке к проекту стандарта приводят:
- основание для разработки стандарта с указанием номера темы по программе работ по межгосударственной стандартизации;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, если необходимо для конкретизации соответствующих сведений, приведенных в разделе 1 стандарта;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование разработки стандарта;
- обоснование целесообразности разработки стандарта на межгосударственном уровне;
- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими межгосударственными стандартами, правилами и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и/или сведения о применении при разработке проекта стандарта международного (регионального или национального) стандарта (международного документа, не являющегося международным стандартом);
- предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, противоречащих предложенному проекту стандарта;
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта;
- сведения о разработчике стандарта с указанием его сайта в сети Интернет, почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты.
При необходимости, обусловленной особенностями объекта и/или аспекта стандартизации, в пояснительной записке к проекту стандарта также приводят сведения о патентной чистоте проекта стандарта или предусмотренную законодательством государства-разработчика информацию об использовании при разработке стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права.
3.3.7 Разработчик направляет первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к нему в национальный орган (в уполномоченную национальным органом организацию) для их размещения в АИС МГС. При этом проект стандарта и пояснительную записку представляют в электронном виде в форматах (*.DOC) или (*.PDF).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.3.7.1 При наличии соответствующего по тематике МТК проект стандарта (с пояснительной запиской к нему) может быть предварительно направлен на рассмотрение в секретариат этого комитета или в секретариат соответствующего по тематике национального ТК.
3.3.7.2 По решению национального органа секретариату МТК (секретариату национального ТК) может быть предоставлена возможность самостоятельного размещения проекта стандарта в АИС МГС.
3.3.7.1, 3.3.7.2 (Введены дополнительно, Изм. N 2).
3.3.8 Национальный орган непосредственно или организация, уполномоченная им на работу в АИС МГС (в случае, предусмотренном в 3.3.7.2, секретариат МТК или секретариат национального ТК) размещает проект стандарта и пояснительную записку к нему в АИС МГС на стадии "Рассмотрение" в соответствии с практическим руководством по пользованию этой системой*. При этом срок рассмотрения первой редакции проекта стандарта составляет три месяца. Данный срок может быть сокращен до двух месяцев, если это обусловлено объективными причинами, например, в случае, когда в качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта предложен национальный стандарт государства - участника Соглашения (см. 3.6.1). Причину сокращения срока указывают в пояснительной записке к проекту стандарта и в АИС МГС.
________________
* Практическое руководство по пользованию АИС МГС является эксплуатационным документом, который размещен в данной системе в ограниченном доступе (только для Бюро по стандартам МГС, национальных органов и уполномоченных ими организаций). Далее при указании на работу в АИС МГС этот документ может быть использован и при отсутствии его упоминания в тексте.
Примечание - При размещении проекта стандарта в АИС МГС выполняется автоматическая отправка уведомлений о начале рассмотрения первой редакции проекта стандарта на электронную почту национальных органов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.3.9 Национальные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта, организуют рассмотрение проекта стандарта в своих государствах. При этом национальный орган может обеспечить доступ к АИС МГС полномочному представителю этого государства в МТК, секретариату национального ТК, другой организации или лицу, которое ответственно за рассмотрение этого проекта, и иным заинтересованным организациям.
3.3.10 Замечания и предложения, приводимые в отзыве на первую редакцию проекта стандарта, рекомендуется излагать в следующей последовательности:
- по проекту в целом;
- по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, таблицам, графическим материалам, приложениям - в порядке изложения проекта стандарта.
Все предложения по проекту стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить конкретный характер.
3.3.11 На основании отзывов заинтересованных организаций и лиц полномочный представитель государства в МТК, секретариат национального ТК или иная организация (лицо), ответственные за рассмотрение данного проекта в данном государстве, готовят обобщенный отзыв этого государства и размещают его в АИС МГС, используя шаблон, размещенный в АИС МГС.
3.4.1 По истечении срока рассмотрения первой редакции проекта стандарта национальный орган или непосредственно организация, уполномоченная им на работу в АИС МГС (в случае, предусмотренном в 3.3.7.2, секретариат МТК или секретариат национального ТК) или секретариат МНТКС обобщает отзывы, размещенные в АИС МГС заинтересованными государствами, и в десятидневный срок направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции проекта стандарта, прилагая в случае необходимости свои рекомендации о целесообразности реализации предложений и учета замечаний, содержащихся в этих отзывах.
3.4.2 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом замечаний и предложений заинтересованных лиц своей страны, членов МТК или национальных органов других государств, а также с учетом соответствующих рекомендаций национального органа или секретариата МТК (секретариата национального ТК) или секретариата МНТКС. При этом целесообразность учета замечаний и предложений, поступивших по истечении срока рассмотрения первой редакции проекта стандарта, определяет разработчик, если иное не установлено национальным органом.
Примечание - Срок подготовки окончательной редакции проекта стандарта, установленный национальным органом государства-разработчика или иным заказчиком разработки, указывают в программе работ по межгосударственной стандартизации.
3.4.1, 3.4.2 (Измененная редакция, Изм. N 2).
3.4.3 При подготовке окончательной редакции проекта стандарта разработчик готовит сводку отзывов на его первую редакцию по форме и правилам ее заполнения, которые приведены в приложении А. При этом используют шаблон отзыва, размещенный в АИС МГС, а в пояснительную записку к окончательной редакции проекта стандарта включают характеристику учета полученных замечаний и предложений.
3.4.4 В случае разработки промежуточных (второй и последующих) редакций проекта стандарта соблюдают процедуру разработки, установленную для первой редакции (см. 3.3). При этом в АИС МГС вместе с проектом стандарта и пояснительной запиской размещают сводку отзывов на его предыдущую редакцию.
3.4.5 Разработчик направляет окончательную редакцию проекта стандарта, пояснительную записку к ней и сводку отзывов на первую редакцию в секретариат национального ТК или непосредственно в национальный орган государства-разработчика, а проект стандарта в области строительства или строительных материалов - в секретариат МНТКС.
Примечание - Порядок рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта стандарта в государстве-разработчике устанавливает его национальный орган.
3.4.6 После принятия национальным органом государства-разработчика или секретариатом МНТКС решения о готовности окончательной редакции проекта стандарта для голосования его направляют на издательское редактирование в организацию, уполномоченную на это соответствующим национальным органом.
При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта его разработчик вносит необходимые исправления.
3.4.7 После издательского редактирования национальный орган или непосредственно организация, уполномоченная им на работу в АИС МГС (в случае, предусмотренном в 3.3.7.2, секретариат МТК или секретариат национального ТК) или секретариат МНТКС размещает окончательную редакцию проекта стандарта, а также пояснительную записку к проекту и сводку отзывов на первую редакцию в АИС МГС на стадии "Окончательная редакция". При этом срок рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта и голосования по нему составляет два месяца.
Примечание - При размещении окончательной редакции проекта стандарта в АИС МГС выполняется автоматическая отправка уведомлений о начале голосования по данной редакции проекта стандарта на электронные адреса национальных органов всех государств - участников Соглашения.
При разработке проекта стандарта, идентичного международному (региональному) стандарту, срок рассмотрения окончательной редакции этого проекта и голосования по нему два месяца.
При наличии замечаний и предложений доработку этого проекта и его согласование осуществляют в рабочем порядке. При достижении положительных результатов голосования по проекту стандарта выполняют работы в соответствии с правилами, установленными в 3.5.3.1-3.5.3.4.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
3.4.8 Национальные органы (органы государственного управления строительством) организуют рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта в своих государствах в течение предоставленного для этого срока.
3.4.9 По результатам рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта национальные органы заинтересованных государств принимают решение и заполняют бюллетень для голосования в АИС МГС в течение предоставленного для этого срока. При голосовании против принятия проекта стандарта в данной редакции, а также в случае, когда национальный орган воздержался при голосовании, к бюллетеню голосования присоединяют файл с обоснованием этого решения в форматах (*.DOC) или (*.PDF).
3.5.1 Межгосударственный стандарт принимает МГС по результатам голосования в АИС МГС или непосредственно на заседании совета.
Примечание - Деятельность МГС, в том числе порядок проведения его заседаний, регламентированы соответствующими правилами [3].
Принятию межгосударственного стандарта в области строительства или строительных материалов предшествует одобрение его проекта МНКТС в соответствии с межгосударственными строительными нормами, принятыми данной комиссией [4]*.
________________
* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.
3.5.2 Голосование по проекту стандарта в АИС МГС осуществляется по результатам рассмотрения его окончательной редакции в государствах - участниках Соглашения, проводимого в соответствии с 3.4.8. Подведение итогов голосования осуществляется в данной системе автоматически в день окончания голосования.
Примечание - Если национальный орган воздерживается при голосовании, то считается, что соответствующая страна не заинтересована в применении данного стандарта, а мнение этой страны в подсчете голосов не учитывается.
3.5.3 Стандарт считается принятым по результатам голосования в АИС МГС, если за его принятие в предложенной редакции проголосовали национальные органы государств, заинтересованных в применении данного стандарта, при этом отсутствуют предложения о вынесении рассмотрения результатов голосования на заседание МГС и стандарт не относится к числу основополагающих стандартов (см. 3.5.5). При этом число национальных органов государств, заинтересованных в принятии стандарта и проголосовавших за принятие стандарта, должно быть не менее трех, включая национальный орган государства-разработчика.
В случае, если число национальных органов государств, заинтересованных в применении стандарта, составляет более трех, то стандарт считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее 2/3 от общего числа национальных органов государств, заинтересованных в его принятии.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
3.5.3.1 При положительных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган государства-разработчика (секретариат МНТКС) организует проведение окончательного редактирования стандарта. По результатам редактирования на каждом листе стандарта указывают условное обозначение о его готовности к изданию.
3.5.3.2 Национальный орган государства-разработчика (секретариат МНТКС) направляет в Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Бюро по стандартам) документы, необходимые для регистрации принятого стандарта, в соответствии с порядком, установленным МГС [5]*, а также размещает стандарт, прошедший издательское редактирование, в АИС МГС на стадии "Принятие".
________________
* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
3.5.3.3 Бюро по стандартам оформляет результаты голосования в АИС МГС протоколом с подписью ответственного секретаря МГС, проводит в соответствии с установленным МГС порядком [5] регистрацию принятого МГС стандарта по результатам голосования в АИС МГС и размещает его на издание (см. 4.2).
Примечание - При размещении стандарта в АИС МГС для издания выполняется автоматическая отправка уведомлений об этом на электронные адреса национальных органов всех государств - участников Соглашения.
3.5.3.4 По результатам голосования в АИС МГС Бюро по стандартам ежемесячно формирует и рассылает национальным органам перечень документов, которые приняты по результатам голосования в АИС МГС, и перечень проектов, выносимых на рассмотрение на заседании МГС. Соответствующие перечни Бюро по стандартам также предоставляет на ближайшие заседания научно-технических комиссий*, а затем на ближайшее заседание МГС.
________________
* В МГС созданы научно-технические комиссии по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия, аккредитации, надзору и контролю за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил.
3.5.4 При отрицательных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган (орган государственного управления строительством) государства-разработчика может принять решение о прекращении его разработки или доработке проекта с учетом замечаний и предложений национальных органов.
3.5.4.1 Доработку проекта стандарта осуществляют в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, установленном национальным органом государства-разработчика.
3.5.4.2 При доработке проекта стандарта разработчик составляет сводку замечаний и предложений по результатам первоначального голосования национальных органов, которую оформляют аналогично сводке отзывов по первой редакции проекта стандарта. При этом информацию о национальных органах, проголосовавших за принятие стандарта, приводят в пояснительной записке.
3.5.4.3 Национальный орган государства-разработчика или иная уполномоченная им организация (секретариат МНТКС) размещает в АИС МГС доработанный проект стандарта с пояснительной запиской и сводкой замечаний и предложений для проведения повторного голосования. При этом срок рассмотрения доработанного проекта стандарта и голосования по нему составляет два месяца.
При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта осуществляют работы в соответствии с 3.5.3.1-3.5.3.4.
3.5.4.4 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта окончательное решение по нему (дальнейшая доработка, прекращение разработки) принимают на заседании МГС или МНТКС по рекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия, аккредитации, надзору и контролю за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил) или секретариата МНТКС.
В случае принятия решения о прекращении разработки стандарта национальные органы (органы государственного управления строительством) заинтересованных государств могут использовать его проект (в любой редакции) в качестве основы для разработки или оформления аналогичного национального стандарта.
3.5.5 Принятие стандарта выносят на заседание МГС по предложению национального органа, не согласного с результатами голосования по его проекту. На заседание МГС также выносят принятие наиболее важных основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств - участников Соглашения, если такая процедура принятия предусмотрена в программе работ по межгосударственной стандартизации.
3.5.5.1 Если проект стандарта предполагают вынести на заседание МГС, то перед этим заседанием секретариат МТК (а при его отсутствии - национальный орган государства-разработчика или секретариат МНТКС) организует (с участием национального ТК и/или разработчика стандарта) следующие мероприятия, направленные на снятие разногласий:
- двусторонний обмен предложениями по снятию разногласий, проводимый между разработчиком стандарта и его оппонентом по электронной почте или путем личных встреч;
- обсуждение этих предложений на двустороннем или многостороннем совещании представителей национальных органов или органов государственного управления строительством;
- рассмотрение проекта стандарта на заседании МТК;
- рассмотрение проекта стандарта на заседании соответствующей научно-технической комиссии или на заседании МНТКС.
3.5.5.2 При рассмотрении проекта стандарта на заседании МГС результаты рассмотрения отражают в протоколе заседания. При этом сведения о принятом на заседании стандарте включают в соответствующий перечень, который является неотъемлемой частью данного протокола.
3.5.5.3 Если принятие стандарта вынесено на заседание МГС, а член совета, представляющий заинтересованное в данном стандарте государство, не может присутствовать на этом заседании или направить на него своего полномочного представителя, то соответствующий национальный орган направляет бюллетень голосования с решением по проекту стандарта не менее чем за 20 дней до проведения заседания.
Примечание - Бюллетень голосования оформляют, используя шаблон, размещенный в АИС МГС.
3.5.5.4 Стандарт считают принятым на заседании МГС, если за его принятие проголосовало не менее двух третей от числа членов совета, представляющих заинтересованные в стандарте государства и присутствующих на этом заседании или направивших бюллетени голосования в соответствии с 3.5.5.3.
3.5.5.5 Если стандарт относится к числу основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств - участников Соглашения, то данный стандарт считают принятым только при положительном голосовании всех членов МГС, участвующих в заседании, если от отсутствующего при этом члена совета не поступил бюллетень голосования с отрицательным решением по данному стандарту.
3.5.5.6 В случае принятия стандарта на заседании МГС осуществляют работы в соответствии с 3.5.3.1-3.5.3.3.
3.5.6 Национальные органы, проголосовавшие против принятия стандарта или воздержавшиеся (не принявшие участия в голосовании), могут в дальнейшем присоединиться к проголосовавшим, направив в Бюро по стандартам бюллетень голосования со своим положительным решением. Информацию об этом решении публикуют на сайте МГС и в ежемесячно издаваемых в государствах - участниках Соглашения информационных указателях национальных стандартов.
Примечание - После издания стандарта сведения о дополнительном присоединении к государствам, проголосовавшим за принятие стандарта, могут быть опубликованы в виде поправки к данному стандарту в соответствии с 5.4.2 или 5.4.3.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.5.7 Принятие межгосударственного стандарта не налагает каких-либо обязательств на национальные органы, которые не приняли участия в голосовании, воздержались при голосовании или проголосовали против принятия стандарта в данной редакции.
Примечание - Если национальный орган проголосовал против принятия межгосударственного стандарта и готовится принять (утвердить) национальный стандарт, распространяющийся на тот же объект и аспект стандартизации, то в этом национальном стандарте рекомендуется указать (идентифицировать) все различия данных стандартов, используя правила, которые аналогичны установленным ГОСТ 1.3 для модифицированных стандартов.
3.6.1 В качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта может быть предложен национальный стандарт государства - участника Соглашения, если данный стандарт изложен на русском языке* и является идентичным международному или региональному стандарту.
________________
* Или если существует и является общедоступным официальный перевод на русский язык этого стандарта.
3.6.2 Предложение по национальному стандарту государства - участника Соглашения может исходить от национального органа, принявшего (утвердившего) данный стандарт. Если это предложение исходит от национального органа другого государства, Бюро по стандартам, секретариата МНТКС или секретариата МТК, то возможность реализации данного предложения предварительно согласовывают с национальным органом, принявшим (утвердившим) этот стандарт.
3.6.3 Сторона*, предложившая принять национальный стандарт в качестве межгосударственного стандарта, размещает данный стандарт в АИС МГС на стадии "Окончательная редакция" вместе с пояснительной запиской, в которой изложено данное предложение с соответствующим обоснованием.
________________
* Бюро по стандартам, секретариат МНТКС, секретариат МТК, национальный орган или организация, уполномоченная им на работу в АИС МГС.
3.6.4 Рассмотрение национального стандарта, предложенного для принятия в качестве межгосударственного стандарта, и голосование по нему осуществляют в соответствии с 3.4.8 и 3.4.9, а подведение итогов голосования - в соответствии с 3.5.2 и 3.5.3.
3.6.5 При положительных результатах голосования по принятию национального стандарта в качестве межгосударственного стандарта сторона, выдвинувшая соответствующее предложение, оформляет титульный лист и предисловие межгосударственного стандарта в соответствии с ГОСТ 1.5 (приложение А и подраздел 3.3). При этом в предисловии межгосударственного стандарта в первом пункте не указывают разработчика этого стандарта, а приводят полное наименование органа, выдвинувшего данное предложение и внесшего стандарт на принятие, во втором пункте - сведения о принятии межгосударственного стандарта, в третьем пункте - информацию о том, что данный стандарт подготовлен на основе применения национального стандарта (с указанием его обозначения) и может быть дополнен национальными информационными данными по ГОСТ 1.5 (подраздел 3.15).
3.6.6 Титульный лист и предисловие межгосударственного стандарта, которые подготовлены в соответствии с 3.6.5, направляют в Бюро по стандартам для регистрации данного стандарта в качестве межгосударственного стандарта, включения его в электронный каталог "Межгосударственные стандарты" и размещения титульного листа стандарта и его предисловия в АИС МГС на стадии "Издание" согласно правилам, принятым МГС [5].
3.6.7 При отрицательных результатах голосования по принятию национального стандарта государства - участника Соглашения в качестве межгосударственного стандарта его доработку не осуществляют, за исключением случая, когда предложение по данному стандарту исходило от национального органа, принявшего (утвердившего) соответствующий национальный стандарт. В этом случае на основе данного национального стандарта может быть подготовлен проект межгосударственного стандарта с соблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.5, и с учетом замечаний и предложений заинтересованных стран, а дальнейшие работы (в том числе рассмотрение и голосование по этому проекту) осуществляют в соответствии с 3.5.4.2-3.5.4.4.