СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)

СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)

7 Зоны обслуживания

7.1 Помещения, часто посещаемые МГН и взаимосвязанные функциональным процессом, для удобства рекомендуется размещать компактно, на минимальном числе уровней. Желательна одноуровневая организация процессов проживания, обслуживания, трудовой деятельности инвалидов.

При наличии специальных мест обслуживания, адаптированных для маломобильных категорий пользователей, рекомендуется предусматривать их в минимальной удаленности от доступного для инвалидов входа.

Помещения, в которых могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.

При проектировании рекомендуется учитывать требования, представленные в таблице А.3.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.2 При проектировании помещений и зон, предназначенных для обслуживания посетителей, следует учитывать специфику функциональной организации и эргономические параметры МГН (рисунки Г.1-Г.7 ).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.3 Помещения индивидуального обслуживания включают одно место индивидуального обслуживания и коммуникационную зону (зону движения/перемещения). Частным случаем являются кабины для индивидуального обслуживания (самообслуживания).

Место индивидуального обслуживания - это пространство, которое предназначается (в зависимости от вида учреждения) для: посетителя с сопровождающим; обслуживающего персонала (при его наличии); функционального оборудования и мебели для осуществления обслуживания (самообслуживания); дополнительной зоны (с резервной площадью для временного хранения кресла-коляски, дополнительного оборудования и мебели).

По заданию на проектирование место индивидуального обслуживания МГН следует оборудовать как универсальное для всех групп посетителей или, при наличии нескольких однотипных мест, как специализированное для людей, имеющих определенные нарушения здоровья.

7.4 В помещениях (кабинах) индивидуального обслуживания, предназначенных для МГН (телефонных переговорных пунктов, лингафонных кабин, экспресс-фото и т.п.), рекомендуется обеспечивать достаточное пространство для пользователя на кресле-коляске и сопровождающего его лица, но не менее - 1,6х1,8 м.

В помещениях (кабинах), предназначенных, в том числе для обслуживания инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, все реабилитационные приспособления для других категорий маломобильных посетителей (откидные места для сидения, опоры для костылей и тростей, зонтов, опорные поручни для стояния и вставания, крюки и полочки для ручной клади, телефонных справочников и т.д.) не должны снижать доступности и безопасности данного места обслуживания, а также не должны затруднять или снижать комфортность процесса обслуживания для других категорий посетителей.

В каждом помещении следует предусмотреть свободное пространство для разворота инвалида на кресле-коляске диаметром не менее 1,4 м.

7.5 Помещения коллективного обслуживания, как правило, состоят из специализированных зон с одним или несколькими местами обслуживания МГН и адаптированных коммуникаций (проходов, подходов, выходов). В ряде учреждений помещения коллективного обслуживания могут не иметь специализированных зон (вариант Б), в таком случае не менее 5% мест обслуживания проектируют универсальными для всех категорий населения.

Коммуникационные зоны помещений обслуживания должны соответствовать требованиям раздела 6.

7.6 В помещениях при совмещении функционального обслуживания с перемещением (например, в музеях, спортзалах, супермаркетах и т.д.) рекомендуется выделять зоны безопасности, буферные и информационные полосы у стен с экспонатами и по периметру стационарного напольного оборудования или экспонатов.

7.7 Места обслуживания для МГН рекомендуется предусматривать в минимальной удаленности от адаптированного входа.

7.8 В многофункциональных помещениях рекомендуется проектировать пути целевого движения и подходы к каждой зоне обслуживания с минимальным числом пересечений различных потоков в одном уровне.

7.9 В универсальных помещениях с трансформируемым оборудованием доступность зон и мест обслуживания рекомендуется обеспечивать при всех вариантах трансформации.

Рекомендуется обеспечивать средствами информационной поддержки МГН каждый вариант трансформации помещений в соответствии с требованиями раздела 10.

В рабочей зоне помещений должно быть обеспечено выполнение комплекса санитарно-гигиенических требований к микроклимату в соответствии с ГОСТ 12.1.005, а также соблюдены дополнительные требования, устанавливаемые в зависимости от вида заболевания инвалидов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.10 Под поверхностью столов индивидуального пользования, кассовых автоматов, банкоматов и других мест обслуживания, предназначенных для посетителей на креслах-колясках, рекомендуется предусматривать свободное пространство высотой (от пола до низа ограничивающей поверхности) не менее 0,65 м и глубиной не менее 0,5 м для размещения коленей инвалида на кресле-коляске или глубиной не менее 0,25 м на высоте до 0,3 м от пола для размещения подножки кресла-коляски.

7.11 Рекомендуется предусматривать в местах обслуживания инвалидов на креслах-колясках использование приставных (откидных, выдвижных) рабочих поверхностей к столу персонала с высотой рабочей поверхности от пола не менее 0,7 м и не более 0,9 м с возможностью въехать под поверхность частью кресла-коляски.

Планированием кабины для переодевания, примерочной и т.п. должно быть предусмотрено свободное пространство размером не менее 1,5x1,5 м.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.12 Проектировать оборудование индивидуальных мест обслуживания следует с учетом размеров зоны досягаемости на рабочей поверхности:

на столе для обеих рук в диапазоне от 0,25 м (от контактной кромки) до 0,7 м в зависимости от удаленности и наклона туловища;

0,3-0,45 м для гардероба, регистратуры (справочной), КПП, операционной и кассовой стойки при высоте рабочей поверхности от 0,8 до 0,9 м;

0,55-0,6 м по глубине для прилавков магазинов, пунктов приема (ремонта и чистки изделий), при высоте рабочей поверхности от 0,7 до 0,9 м.

Длину рабочей поверхности (совокупного фронта обслуживания) на одно место персонала (с учетом обслуживания и ожидания) рекомендуется принимать по функциональным производственным нормативам удельной площади рабочего места, но не менее 0,9 м - для прилавков всех видов и 1,2 м - для стола приемщика.

7.13 Для маломобильных посетителей, использующих дополнительные опоры при ходьбе (костыли и трости), в месте обслуживания предусматривается увеличение габаритов зоны сидения: ориентировочно в продольном направлении (с учетом мебели) не менее: 1,2 м - при островном размещении, (а также в зрительском ряду) или боком к столу; 0,8 м - при сидении за столом.

7.14 В таких помещениях с обслуживанием через прилавок, как гардероб, стойка администратора, операционно-кассовые залы, регистратуры, справочные, отделы, киоски продаж и т.п., место обслуживания допускается не оборудовать местом для сидения посетителей (кроме барной стойки).

При наличии разделяющих перегородок между зонами посетителя и обслуживающего персонала дополнительно к переговорным устройствам в обязательном порядке перегородки следует делать из прозрачного материала, чтобы были видны лица обслуживающего персонала для удобства инвалидов по слуху.

7.15 Ширину (глубину со стороны посетителя) прилавка, при размещении на рабочей поверхности предметов, в том числе, при необходимости их осмотра, рекомендуется принимать:

0,3-0,45 м для гардероба, регистратуры (справочной), контрольно-пропускного пункта, операционной и кассовой стойки при высоте от 0,8 до 1,2 м;

0,55-0,6 м для прилавков магазинов, пунктов приема (ремонта и чистки изделий) при высоте от 0,7 до 0,9 м.

7.16 В помещениях с местами обслуживания, имеющими стационарное специализированное оборудование (в том числе медицинские кушетки, парикмахерские и стоматологические кресла и т.п.), рекомендуется предусматривать резервную площадь для временного хранения индивидуальных реабилитационных средств в целом на помещение или непосредственно при месте обслуживания.

7.17 В помещении (зоне) обслуживания при наличии перед местом операциониста сплошных разделяющих конструкций следует обеспечивать не только визуальный, но и звуковой контакты посетителя с персоналом, в том числе и для посетителей с дефектами слуха (не менее одного места).

7.18 Расстояние до уборных, помещений для обогрева или охлаждения, полудушей, устройств питьевого водоснабжения от рабочих мест, предназначенных для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и недостатками зрения, должно быть не более:

- 60 м - в пределах зданий;

- 150 м - в пределах территории учреждения, предприятия.

Нежелательно смежное размещение мужских и женских уборных для инвалидов по зрению.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

      Система тестирования для предприятий