4.1 В своде правил дан набор требований, проектных мероприятий и элементов архитектурного решения. Конкретизация требований, выбор состава мероприятий и определение этапов их реализации устанавливаются заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.
4.2 Положения нормативного документа допускают возможность выбора вариантов проектных решений исходя из комплекса требований, предъявляемых к проектируемому или реконструируемому объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными гражданами.
В зависимости от расчетной численности инвалидов, функциональной структуры учреждения и конструктивной структуры здания, рекомендуется предусматривать один из двух вариантов организации доступности (не учитывая обслуживание на дому):
вариант А ("Универсальный проект") для нового строительства и, частично, для капитального ремонта доступность для МГН любой жилой ячейки в жилище, любого места обслуживания в общественном здании, любого допускаемого социальными органами места приложения труда. При этом должно предусматриваться устройство общих путей движения, доступных для всех категорий населения; приспособленных для нужд инвалидов всех или специально выделенных из их общего числа жилых ячеек, мест обслуживания; специально приспособленных мест приложения труда;
вариант Б ("Разумное приспособление") для приспособления здания под новые функции, для реконструкции и, частично, для капитального ремонта выделение (как правило, в уровне входной площадки) специальных помещений, зон или блоков, приспособленных и оборудованных для инвалидов. При необходимости следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья.
Представленные в приложении Г настоящего свода правил графические схемы рекомендуется использовать при любом варианте организации доступности зданий и сооружений для МГН.
4.3 Повышение качества архитектурной среды достигается при соблюдении доступности, безопасности, удобства и информативности зданий для нужд МГН без ущемления соответствующих прав и возможностей других людей, находящихся в этих зданиях.
По степени значимости эти критерии при всей их важности при проектировании имеют следующий порядок приоритетов: 1) доступность, 2) безопасность, 3) информативность, 4) комфортность (удобство).
4.3.1 Критерий доступности требует создания в проекте условий:
свободного попадания в здание;
беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;
достижения места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями.
4.3.2 Критерий безопасности требует создания условий проживания, посещения места обслуживания или труда без риска быть травмированным или нанести вред другим людям, зданию или оборудованию.
Основными требованиями критерия безопасности являются:
сохранение жизни и здоровья в случае чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение, землетрясение и т.п.) созданием зон безопасности и безопасных путей эвакуации;
возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);
сохранение жизни и здоровья людей при перемещениях внутри зданий и на подходах к ним;
предупреждение потребителей о потенциальных местах и зонах риска, в том числе плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения.
4.3.3 Критерий информативности требует обеспечения возможности своевременного получения и осознания потребителем разносторонней информации и соответствующего реагирования на нее.
Требования критерия информативности включают в себя:
использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп МГН;
своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;
точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;
возможность эффективной ориентации как в светлое, так и в темное время суток;
возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию или сооружению;
возможность получить заблаговременную информацию о доступности объекта и режиме его функционирования (по интернету, по телефону).
Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:
расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;
углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;
ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность текста или изображения;
соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;
исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.).
4.3.4 Уровень комфортности архитектурной среды и обслуживания в проекте оценивается как с физической, так и с психологической позиций.
Критерий комфортности (удобства) содержит следующие основные требования:
создание условий для минимизации затрат и усилий МГН на реализацию цели посещения и удовлетворение своих нужд;
обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;
сокращение времени и усилий на получение необходимой информации;
исключение конфликтных ситуаций ("конфликт интересов") между разными группами маломобильного населения с учетом специфики приспосабливаемых объектов.
Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать уровень условий, при которых получение или предоставление необходимой информации не может быть признано дискомфортным (неудобным).
Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, увеличения числа мест отдыха, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.
4.4 Если при реконструкции, капитальном ремонте, приспособлении зданий и сооружений, в том числе исторических и культурных памятников, а также прилегающих к ним территорий, требования доступности не могут быть выполнены в полном объеме, то в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов следует придерживаться принципа "разумного приспособления". По согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественных организаций инвалидов должны быть приняты решения, обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов в степени возможной и достаточной для конкретной ситуации и конкретного объекта. При этом степень (уровень) и способы адаптации зданий и сооружений, имеющих особую архитектурную, художественную или историческую ценность, должны определяться с обязательным участием соответствующих органов по охране памятников истории, культуры и архитектуры.
4.5 Для обеспечения доступности МГН к местам обслуживания в зданиях рекомендуется соблюдать следующий порядок приоритетов проектирования:
объемно-пространственное решение здания и внешний облик, детали декора фасадов, а также цветовое и световое (в вечернее время) решение участка, фасада, входов;
функциональные зоны, группы помещений, помещения;
места обслуживания;
коммуникационные, рекреационные пространства и помещения, в том числе зоны и места отдыха и ожидания, санитарно-бытовые помещения;
элементы инженерного оборудования, в том числе специального для лиц с нарушениями здоровья;
системы информационного обеспечения, в том числе наружная реклама;
применение мебели и оборудования.
4.6 Архитектурное решение объекта должно помогать МГН:
идентифицировать назначение зон здания, сооружения, помещения и участка;
находить и использовать коммуникационные пространства, в том числе входы, определять направление своего пути, в том числе при эвакуации;
своевременно определять и уверенно избегать зоны риска.
4.7 Планировочные решения зданий и сооружений, в том числе коммуникации, должны учитывать параметры инвалидного кресла-коляски (ГОСТ Р 50602, СП 59.13330, рисунки В.1-В.4 настощего свода правил).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.8 При расчете эвакуации следует применять приложение Е.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).