ГОСТ Р 51671-2015 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности

ГОСТ Р 51671-2015 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности

7 Требования к системам и техническим средствам сигнализации

7.1 Системы предупреждающей и аварийной сигнализации в зданиях должны соответствовать следующим требованиям.

7.1.1 Система оповещения в каждом здании, имеющем специальную схему эвакуации при аварийных и чрезвычайных ситуациях, должна быть двухвариантной, оснащенной звуковыми и световыми сигнальными устройствами, и должна охватывать все доступные для инвалидов помещения, проходы, коридоры и выходы из здания.

При этом в комнатах отдыха и любых других помещениях общего пользования, в вестибюлях, коридорах и других зонах здания должны быть предусмотрены, как минимум, ССУ аварийной сигнализации, которые должны быть интегрированы в аварийную систему сигнализации здания.

7.1.2 Все доступные для эвакуации инвалидов зоны и маршруты внутри здания должны быть идентифицированы указателем "Зона эвакуации инвалидов" и обозначены международным символом (пиктограммой) доступности для инвалидов, которые должны иметь искусственное освещение, равно как и указатель "Запасный выход".

7.1.3 Если в отдельных местах предусмотрена звуковая сигнализация, то там же должна быть предусмотрена и световая сигнализация.

7.1.4 ССУ располагают на высоте 2000 мм над полом внутри помещения или на расстоянии 150 мм от потолка любой высоты.

7.1.5 Требуемое ССУ следует размещать в любой комнате или пространстве так, чтобы расстояние от данного ССУ до наиболее удаленного места в этой комнате или пространстве, где могут находиться инвалиды, составляло не более 15 м. В больших комнатах или пространствах, где это расстояние может превышать 30 м, таких как аудитории, ССУ следует размещать по периметру отдельно друг от друга с промежутками не более 30 м, подвешивая к потолку.

7.1.6 Требуемые ССУ следует размещать в коридорах или холлах таким образом, чтобы расстояние любого места в этом коридоре или холле, где может находиться инвалид, от данного ССУ составляло не более 15 м.

7.1.7 Жилые блоки и спальные помещения зданий (например, отелей, гостиниц) должны иметь ССУ, связанные с системой предупреждающей и аварийной сигнализации здания, или иметь стандартные электрические штепсельные розетки, посредством которых такие световые ССУ могут быть подключены к общей системе предупреждающей и аварийной сигнализации, а также средства, с помощью которых сигнал от общей системы предупреждающей и аварийной сигнализации здания может ввести в действие дополнительное сигнальное устройство. В любом случае, если в жилом блоке или спальном помещении применяют ССУ, его световой сигнал должен быть доступен для восприятия во всех зонах этих жилых блоков или спальных помещений, где может находиться инвалид.

Указанные жилые блоки и спальные помещения должны быть снабжены инструкцией о правилах пользования дополнительными устройствами световой сигнализации и штепсельными розетками.

Примечание - ССУ, размещенные в комнатах, где инвалиды с нарушением функции зрения могут работать или временно проживать одни, должны обеспечивать гарантию того, что они всегда будут предупреждены об опасности, когда сигнализатор функционирует.


Чтобы добиться наибольшей эффективности такие ССУ должны быть размещены и ориентированы так, чтобы они распространяли сигналы в виде ярких пучков света на любом участке комнаты.

В то же время такие световые сигнализаторы не являются наилучшим средством предупреждения об опасности для инвалидов с нарушением функции зрения, так как всякий посторонний, не связанный с предупреждением об опасности источник света, более чем в семь раз превышающий интенсивность светового потока в нормально освещенной в дневное время комнате (т.е. с интенсивностью 110 кд вместо 15 кд при одном и том же расстоянии), может быть принят инвалидом с нарушением функции зрения как знак предупреждения об опасности.

Наиболее эффективным средством предупреждения слепых об опасности в жилых блоках или спальных помещениях отелей и т.п. зданий признано ЗСУ или вибрационное устройство, размещенное между спальными принадлежностями таким образом, чтобы лежащий в постели инвалид мог ощутить вибрационное воздействие этого устройства, срабатывающего при возникновении опасности. В качестве звуковых сигнализаторов для слепых могут быть использованы ЗСУ местной телефонной связи, радиосвязи или комнатные оповещатели задымления.

При создании системы предупреждающей и аварийной сигнализации зданий с жилыми блоками или спальными помещениями могут быть предусмотрены комбинированные схемы, приводящие в действие как звуковые средства сигнализации, например сигналы радиопередатчиков, так и вибрационные сигнализаторы через стандартную штепсельную розетку.

7.2 Для обеспечения безопасности инвалидов, в первую очередь инвалидов с нарушением функций зрения, слуха или статодинамической функции, в пределах участков и коммуникационных пространств при формировании систем предупреждающей сигнализации следует применять визуальные звуковые и тактильные средства сигнализации:

- информационные указатели, предупреждающие о строительных барьерах, ограждениях и заграждениях;

- предупреждающие знаки;

- маркировку и разметку зон и путей движения;

- светофоры, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, а также звуковые и осязательные сигнальные устройства, дублирующие сигналы светофоров;

- устройства звукового дублирования световых сигналов (звуковые маячки и др.);

- информационно-предупредительные искусственные плавные наклоны поверхностей пути.

Кроме того, предупреждающую сигнализацию для людей с полной или частичной потерей зрения о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) следует также дополнять изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, применением информационных плит дорожного покрытия и яркой контрастной окраской.

7.3 СУ системы аварийной сигнализации (если оно предусмотрено) должно производить предупреждающий сигнал тревоги или опасности, уровень которого должен превышать уровень естественного звукового фона в помещении или в другом месте не менее чем на 15 дБА или превышать любой максимальный уровень звука любого источника звука продолжительностью 30 с не менее чем на 5 дБА.

При этом уровень звука предупреждающего сигнала не должен превышать 36 дБА. Звуковые сигналы предупреждения об опасности должны быть интенсивными и прерывистыми, чтобы привлечь внимание людей, имеющих частичную потерю слуха.

Примечание - В целях повышения восприятия предупреждающего сигнала людьми с частичной потерей слуха рекомендуется применять звуковые сигнализаторы частотой звука не выше 1000 Гц.

7.4 Сигнальные цвета и знаки безопасности (подгруппа 2.1) должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026.

7.5 ССУ (подгруппа 2.1) могут быть выполнены в виде небольших светофоров или световых сигнализаторов (световых маяков) с цветными фильтрами, излучающих импульсы света с относительно небольшой яркостью.

ССУ должны соответствовать требованиям ГОСТ 10264 и следующим требованиям 7.5.1-7.5.5.

7.5.1 Типы ламп и типы цоколей должны быть указаны в стандартах и технических условиях на светосигнальную арматуру конкретных серий или типов.

7.5.2 Подаваемый световой сигнал должен быть светлым или стандартным белым.

7.5.3 Максимальная продолжительность светового импульса должна быть 1,7 с. При этом импульс мигания должен быть длиннее паузы, а отношение продолжительностей импульса мигания к паузе должно быть 2:1.

7.5.4 Интенсивность светового сигнала должна быть не менее 75 кд.

7.5.5 Частота вспышек должна быть не менее 0,4 и не более 0,8 Гц (не менее 24 и не более 48 миганий в минуту).

7.6 Допускается в качестве ССУ использовать маяки с постоянным светом. Цвет маяков должен быть:

- на путях безопасности движения - зеленым;

- в зонах повышенного внимания - желтым;

- в опасных зонах, где доступность ограничена, - красным.

Световые маяки рекомендуется устанавливать по оси полосы движения в помещениях на высоте не менее 1,2 м или сбоку от пути на стенах на высоте от 1,5 до 2,1 м.

7.7 Световые сигналы светофоров и ССУ, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, а также в местах, представляющих собой опасность для инвалидов с нарушением функции зрения, должны быть дублируемыми звуковыми и (или) осязательными сигналами.

Параметры звуковых сигналов, производимых ЗСУ для дублирования сигналов светофоров и предназначенных для пешеходов-инвалидов с нарушением функции зрения, а также параметры осязательных сигналов перехода, производимых тактильными вибраторами для дублирования сигналов светофоров и предназначенных для пешеходов-инвалидов с нарушением функций зрения и слуха, - по ГОСТ Р ИСО 23600.

7.8 Звуковые маячки (подгруппа 2.2), предупреждающие о наличии опасной зоны на пути движения инвалидов (изменение направления пути или пересечения путей движения, или опасный участок пути), могут быть электрическими, механическими или электронными, с приводами в виде выключателей, фотоэлементов, сенсорных выключателей, концевых электровыключателей и т.п. и должны удовлетворять требованиям ГОСТ 21786.

Приводы их действия следует размещать не ближе 0,8 м от начала опасной зоны.

Длительность передачи сигнала звуковых маячков должна быть не менее 5 с, а интервал между сигналами - 2 с.

7.9 Латеральная разметка и направляющие символы, применяемые на поверхности движения инвалидов (подгруппа 2.1) внутри зданий и сооружений, должны соответствовать требованиям 7.9.1-7.9.4.

7.9.1 Разметка и направляющие символы, расположенные по ходу движения инвалида внутрь здания или сооружения, должны быть черного (темного) цвета на белом (светлом) фоне, или белого (светлого) цвета на черном (темном) фоне.

7.9.2 Контрастность тонов цвета разметки и направляющих символов с окружающим фоном должна быть не менее 70%.

7.9.3 Латеральная разметка на поверхности по оси движения должна быть выполнена в виде пунктирной полосы белого или черного цвета, контрастного с окружающим фоном.

7.9.4 Ширина полос разметки на полах помещений должна быть не менее 150 мм, если такие полосы не являются элементами орнаментального фриза.

7.10 Разметка путей движения инвалидов, применяемая на стенах помещений зданий и сооружений, должна удовлетворять требованиям 7.10.1-7.10.4.

7.10.1 Ширина разметки должна быть не менее 150 мм.

7.10.2 Разметка на путях, ведущих к выходу, расположенному слева, должна быть светлого цвета с темными знаками или символами на светлом фоне, а на путях, ведущих к выходу справа, - темного цвета со световыми знаками и символами на темном фоне.

7.10.3 Контрастность тонов цвета разметки с окружающим фоном должна быть не менее 40%.

7.10.4 Полосы разметки должны быть нанесены на высоте не менее 0,9 и не более 1,6 м.

7.11 Разметку путей движения инвалидов, в том числе инвалидов, перемещающихся в КК, вне зданий выполняют желтым цветом.

7.12 Линии разметки путей движения инвалидов с нарушением функции зрения выполняют тактильными средствами с дублированием цветом.

7.13 Ограждения опасных участков на пути движения инвалидов с нарушением функции зрения располагают в зоне досягаемости тактильной трости (см. приложение Б).

7.14 Тактильные средства предупреждающей информации и сигнализации размещают не ближе 0,8 м от зоны изменения пути.

7.15 Информационно-предупредительные искусственные плавные наклоны поверхностей пути рекомендуется устраивать на:

- пешеходных путях инвалидов перед входами в здания;

- пересечении пешеходных переходов с проезжей частью.

7.16 Шумовые индикаторы могут быть использованы в помещениях с хорошей звукоизоляцией для воспроизведения искусственно синтезированных звуков: падающей струи воды, метронома, колокольчиков или ксилофонных пластин, звуковых ударных инструментов.

7.17 Тактильные поверхности покрытий полов помещений, пешеходных дорожек, платформ и т.п. (подгруппа 2.3) должны обеспечивать их быстрое распознавание, а также уборку (очистку). Покрытия полов не должны самопроизвольно сдвигаться, зацепляться и задираться обувью и техническими средствами реабилитации.

7.18 Системы предупреждающей и (или) уведомляющей сигнализации в наземных ДИТС должны включать в себя: ССУ и/или ЗСУ, приборы автоматического или ручного управления подачей сигналов с кнопочным приводным элементом контактного типа, площадью не менее 16 смЧисло, и другие элементы, необходимые для подачи предупреждающих и/или уведомляющих световых и/или звуковых сигналов:

а) водителю ДИТС или проводнику вагона о выходе пассажира-инвалида в КК или инвалида по зрению на следующей остановке и о необходимости оказания помощи инвалиду при посадке (высадке) его в салон (из салона) ДИТС;

б) водителю ДИТС о положении дверей ДИТС и вспомогательного посадочного устройства (при его наличии в ДИТС);

в) пассажиру-инвалиду об открытии и закрытии дверей ДИТС и др.

Примечание - Требования перечислений б) и в) не распространяются на рельсовые ДИТС.

7.19 Приборы ручного управления подачей сигналов водителю (машинисту) ДИТС из салона ДИТС о выходе пассажира-инвалида на следующей остановке и о необходимости оказания помощи инвалиду в КК при высадке из салона ДИТС должны быть смонтированы на вертикальных поручнях в салоне ДИТС на пути следования инвалида от зоны безопасного размещения до двери на высоте 1200 мм от пола ДИТС, а также в зоне безопасного размещения инвалидов на высоте от 700 до 1200 мм от пола ДИТС.

Приборы ручного управления (кнопочные переключатели контактного типа) для подачи сигнала водителю (машинисту или проводнику) о необходимости оказания помощи инвалиду в КК при посадке в ДИТС должны быть смонтированы на наружной стороне корпуса ДИТС со ступенчатым входом в непосредственной близости от входных дверей, доступных для инвалидов, и на высоте не менее 700 и не более 1200 мм от поверхности дорожного полотна или поверхности низкой стационарной платформы.

7.20 Система предупреждающей сигнализации ДИТС со ступенчатым входом должна включать в себя средства цветографической сигнализации, в том числе цветовые контрастные полосы, расположенные по всей ширине ступенек, порогов, ДИТС или краев рамп и платформ подъемников, предназначенных для посадки пассажиров-инвалидов в КК в салон ДИТС.

      Сервис онлайн тестирования