6.1.1 Обеспечение комфортных и безопасных условий передвижения инвалидов и других МГН по трудовым и культурно-бытовым целям следует учитывать на всех стадиях проектирования системы транспортных и пешеходных коммуникаций.
6.1.2 В условиях реконструкции отдельных объектов или функциональных территорий города необходимо предусматривать планировочную и техническую организацию всего процесса пешеходно-транспортного передвижения людей, включая:
подходы к зданиям и комплексам различного назначения, остановочным пунктам, станциям, вокзалам, передвижения в комплексных объектах и др.;
пользование транспортными средствами;
возможность осуществления пересадки с одной линии на другую или с одного вида транспорта на другой.
6.1.3 Пешеходные пути должны быть обустроены с учетом требований доступности для всех групп инвалидов: с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, с нарушением слуха. Покрытия пешеходных путей, должны быть выполнены из твердых материалов, они должны быть ровными, не создающими вибрацию при движении по ним. Пешеходные пути должны быть незатопляемыми во время дождя.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.1.4 При проектировании пешеходных путей к различным объектам города необходимо предусматривать создание специальных участков для передвижения инвалидов, исходя из норматива протяженности пути для инвалида на кресле-коляске до 300 м. Устройство таких пешеходных путей должно обеспечивать проезд по ним инвалидных колясок и передвижение инвалидов с нарушением зрения. Уклоны пешеходных дорожек, тротуаров не должны превышать 5‰ - для продольного, 1‰ - для поперечного (в отдельных случаях допускается увеличивать продольный уклон до 10‰ на протяжении 10 м пути с устройством горизонтальных площадок вдоль спуска) в соответствии с 3.3 СП 136.13330.
Кроме того, для удобства пешеходных передвижений инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата такие участки следует обустраивать пандусами, ограждениями, ребристой поверхностью пути. При пересечении улиц и магистралей необходимо предусматривать переходы, оснащенные визуальной и звуковой сигнализацией, островками безопасности и др.
6.1.5 На пешеходных путях передвижения инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата следует предусматривать площадки для отдыха не реже, чем через 300 м, а также подсветку путей фонарями-ориентирами, установленными с одной стороны пешеходного пути на высоте 0,3-0,4 м от земли с интервалом в 2-3 м.
6.1.6 На пешеходных путях для инвалидов по зрению, пользующихся тростью, целесообразно обустраивать тактильно обозначенные пути следования с использованием направляющих тактильно-контрастных указателей и указателей "поле внимания".
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.1.7 На пешеходных путях для удобства передвижения всех групп инвалидов необходимо устанавливать подъемники и лифты при уклонах свыше 30‰, предусматривать дублирование лестниц пандусами, устройство ограждений.
6.1.8 На путях передвижения инвалидов должны быть определены места установки торговых и телефонных автоматов, устройства общественных туалетов, а также остановки общественного транспорта и стоянки личного транспорта инвалидов с обеспечением удобных подходов к ним. Торговые и телефонные автоматы, фонари-подсветки должны иметь ограждения, исключающие возможность столкновения инвалидов, имеющих нарушение зрения, с опорами этих устройств, или перед ними должны быть обустроены предупреждающие тактильно-контрастные указатели.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.1.9 При проектировании (реконструкции) пешеходных путей для инвалидов необходимо руководствоваться рекомендациями:
пешеходные пути рекомендуется предусматривать по возможности короткими без вынужденных подъемов и спусков, при необходимости специально оборудованными;
средняя длина пути, как правило, не должна превышать 300 м;
пешеходные пути в целях безопасности рекомендуется создавать с минимальным числом их пересечений с путями движения транспорта;
необходимо обеспечение полного или частичного разделения основных встречных и пересекающихся потоков пешеходов в местах массовых передвижений;
в зонах с интенсивным движением следует избегать мощения декоративной брусчаткой или рельефной плиткой, затрудняющих движение на кресле-коляске.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.1.10 Необходимо обеспечивать создание доступных для инвалидов пешеходных путей в процессе планово проводимых работ по ремонту полотна, покрытий дорог и тротуаров. По мере проведения реконструктивных и ремонтных работ, рекомендуется предусматривать мероприятия по благоустройству и озеленению пешеходных путей и прилегающей к ним территории.
При проектировании путей передвижения, которыми будут пользоваться инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая передвигающихся на креслах-колясках, следует предусматривать возможности компенсации двигательных функций. Рекомендуется пути передвижения оборудовать поручнями, перилами, подъемниками и т.п. (рисунок В.4).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.1.11 Для обеспечения безопасности и удобства передвижения и ориентации инвалидов с нарушением зрения целесообразно покрытие тротуаров в местах подходов к препятствиям, входам в здания и около пешеходных переходов через проезжую часть улицы выполнять из твердых, прочных материалов и рельефных плит, не допускающих скольжения, а на пересечениях с проезжими частями улиц устанавливать пешеходные светофоры с табло обратного отсчета времени с устройством голосового и звукового сопровождения зеленого сигнала, с сигналом ориентации. Следует также учитывать, что окружающую архитектурную среду для инвалидов с нарушением зрения определяют форма и фактура предметов.
Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами - не более 1,0 см. Ребра решеток, устанавливаемых на путях движения инвалидов, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. Дренажные решетки ливневой канализации должны устанавливаться, как правило, вне зоны движения пешеходов.
Информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать путем изменения фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных дорожек и тротуаров или путем обустройства предупреждающих тактильно-контрастных указателей.
Вокруг отдельно стоящих опор, стоек или стволов деревьев, расположенных на путях следования, вместо типовых предупреждающих указателей допускается применять сплошное круговое предупредительное мощение, укладку плоских приствольных решеток с расстоянием между внешним и внутренним диаметрами не менее 0,5 м или обустройство круговых тактильно-контрастных указателей глубиной 0,5-0,6 м.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.1.12* В наземных переходах предусматриваются съезды или пандусы, установку низкого бордюрного камня и рельефного предупреждающего покрытия в пределах тротуара, при необходимости устраивать специальное ограждение. Устройство пандуса, установка низкого бордюрного камня на переходах должны соответствовать требованиям СП 59.13330.
_________________
* Текст абзаца в соответствии с внесенным Изменением 1. - Примечание изготовителя базы данных.
Подземные пешеходные переходы через магистрали следует оборудовать пандусом и поручнями.
Устройство пандуса в подземном переходе должно соответствовать требованиям СП 59.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.1.13 На лестницы, находящиеся на территориях общего пользования, в полной мере распространяются требования СП 59.13330, в части лестниц, расположенных на земельных участках зданий и сооружений.
6.1.14 На перепадах высоты на пешеходных коммуникациях могут устанавливаться общественные лифты. К таким лифтам кроме их соответствия требованиям ГОСТ Р 51631 должны предъявляться следующие дополнительные требования:
внешнее оформление лифта должно делать его заметным издалека;
лифт должен быть прозрачным и ярко освещенным.
6.1.13, 6.1.14 (Введены дополнительно, Изм. N 1).
6.2.1 В зависимости от социально-экономических условий и местных особенностей могут быть рекомендованы следующие возможные варианты совершенствования транспортного обслуживания инвалидов в пределах города:
обеспечение всех инвалидов, физические и эргономические возможности которых не позволяют им пользоваться обычными видами транспорта, специально приспособленными для них индивидуальными видами транспорта;
использование специально приспособленных для инвалидов общественных видов транспорта - автобусов, микроавтобусов и других средств, которые двигаются по определенным маршрутам в соответствии с жестким расписанием. Такие маршруты могут устанавливаться при участии органов социальной защиты и общественных объединений инвалидов на основе выявления мест наиболее частого посещения инвалидами и для связи с пересадочными узлами городского и внегородского транспорта;
оборудование всего или части подвижного состава на обычных маршрутах городского пассажирского транспорта для перевозки инвалидов;
создание специальных транспортных служб, обеспечивающих перевозку инвалидов на оборудованных для этого автомашинах или автобусах по предварительному заказу или вызову;
применение различных комбинаций перечисленных вариантов транспортного обслуживания инвалидов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2.2 Выбор схемы транспортного обслуживания инвалидов должен основываться на экономической целесообразности с учетом форм собственности транспортных предприятий, особенностей расселения инвалидов и их предпочтений в маршрутах передвижений. Это не означает, что практически все транспортные средства, особенно на начальных этапах совершенствования систем пассажирского транспорта, должны быть доступны для инвалидов. Последующее развитие и совершенствование системы транспортного обслуживания инвалидов может идти постепенно, по мере выявления реальных потребностей инвалидов, с одной стороны, и насыщения парка специализированным пассажирским транспортом - с другой.
6.2.3 На открытых стоянках автомобилей, располагаемых в пределах территории жилых районов, а также около учреждений культурно-бытового обслуживания населения, предприятий торговли и отдыха, спортивных зданий и сооружений, мест приложения труда следует выделять места для личных автотранспортных средств инвалидов.
Следует выделять не менее 10% общего количества мест (но не менее одного места) согласно [7].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2.4 На автомобильных стоянках при специализированных зданиях и сооружениях для инвалидов следует выделять для личных автомашин инвалидов не менее 10% мест, а около учреждений, специализирующихся на лечении спинальных больных и восстановлении опорно-двигательных функций, - не менее 20% мест в соответствии с СП 59.13330.
Стоянки с местами для автомобилей инвалидов должны располагаться на расстоянии не более 50 м от общественных зданий, сооружений, жилых домов, в которых проживают инвалиды, а также от входов на территории предприятий, использующих труд инвалидов.
6.2.5 Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не более 100 м от входов в общественные здания и не более 300 м от жилых зданий, в которых проживают инвалиды. При этом должны соблюдаться нормы СП 42.13330 по удаленности наземных, наземно-подземных гаражей и открытых стоянок легковых автомобилей до жилых домов и общественных зданий.
6.2.6 Места для стоянки личных автотранспортных средств инвалидов должны быть выделены разметкой и обозначены специальными символами. Ширина стоянки для автомобиля инвалида-колясочника должна приниматься с учетом боковых подходов согласно СП 59.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.1 При реконструкции и реновации зданий вокзалов и вокзальных комплексов как наиболее сложных пересадочных узлов, сосредоточивших сооружения, устройства и коммуникационные элементы взаимодействующих видов транспорта (метрополитен, уличный городской транспорт, станции железных дорог и др.), следует предусматривать инженерно-строительные, организационные и другие мероприятия по созданию больших удобств для пассажиров-инвалидов и других маломобильных групп населения, указанных в [6].
6.3.2 При проектировании сложных пересадочных узлов следует предусматривать следующие планировочные и инженерно-строительные решения:
максимальное приближение вестибюлей вокзала и метрополитена (либо другого вида скоростного городского транспорта);
сооружение дополнительных вокзальных объемов в виде конкорсов, мостов над путями, с залами ожидания, попутным обслуживанием, создающими удобства и возможность непосредственного выхода на платформы к поездам следования;
размещение помещения обслуживания инвалидов (зал ожидания, туалеты и др.) на первых этажах;
удаление остановочных пунктов городского транспорта от входов в вокзал не более 150-200 м;
сооружение системы городских проездов, внеуличных переходов, автостоянок в зоне привокзальной площади, обеспечивающих удобный подъезд и стоянку индивидуальных автомобилей инвалидов, а также специального автотранспорта.
6.3.3 В процессе реконструкции сложных пересадочных узлов следует предусматривать достижения максимальной компактности сооружений и устройств узлов, использование локальных транспортных систем (транспортеров, лифтов, подъемников, движущихся дорожек и др.), ряд инженерно-строительных мер, облегчающих передвижения инвалидов (рисунки В.5-В.8).
При создании многоуровневых (2-х и более уровней) пересадочных узлов с использованием подземного пространства (глубиной от 6 до 60 м и более) целесообразно использовать дополнительные линии эскалаторов, а также лифты и подъемники, обслуживающие инвалидов и другие МГН. В таких градостроительных объектах рекомендуется создавать подземные или полуподземные пешеходные площади с учреждениями обслуживания, билетными кассами и др., приведенные в [6].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.4 При реконструкции зданий и сооружений пассажирского транспорта необходимо предусматривать доступность для инвалидов всех предназначенных для пассажиров помещений, платформ и переходов.
В зонах ожидания транспорта и отдыха пассажиров следует обеспечивать условия оптимального визуального и слухового восприятия инвалидами систем информационного обеспечения в виде светового табло с расписанием движения транспорта и информацией об отправлении и прибытии транспорта, радиообъявлений, радиоинформирования и т.п. [10].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.5 Тесная взаимосвязь транспортно-пересадочных узлов с прилегающей территорией и застройкой повышает ценность окружающего их городского пространства, что требует обоснованного подхода к функциональному насыщению этой территории, ее рациональной планировочной организации и интенсификации использования, учета требования создания удобной безбарьерной среды для инвалидов.
6.3.6 В общественно-транспортных центрах, включающих крупные торговые, зрелищные и другие объекты, отмечается наибольшая концентрация пассажиропотоков. Рекомендации по реконструкции таких территорий содержатся в [6].
Для удобства инвалидов здесь следует предусматривать специальные пешеходные зоны, участки обустроенных для инвалидов пешеходных путей, ограждения, подъемники и другие мероприятия, обеспечивающие удобную для инвалидов среду в зависимости от конкретных условий застройки и рельефа.
6.3.7 В структуру общественно-транспортных центров города входят привокзальные площади. Их особенностью является наличие значительных по территории пересадочных зон с расстояниями между остановочными пунктами уличного транспорта и внешнего (магистрального) до 700 м. Количество маршрутов, проходящих по площади, более 20, количество остановок наземного транспорта - 10 и более. Схема организации движения транспорта и пешеходов на привокзальной площади приведена на (рисунке В.9)*. В таких центрах следует предусматривать специальные мероприятия по созданию удобной среды для инвалидов (пешеходные пути, переходы, стоянки автотранспорта и др.).
_________________
Текст в соответствии с внесенным Изменением N 1. - Примечание изготовитиеля базы данных.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.8 В условиях сложных планировочных решений вокзальных комплексов, многофункциональных центров, пересадочных узлов следует предусматривать организацию движения пешеходов и транспорта в двух или нескольких уровнях с использованием тоннелей, эстакад и других сооружений для развязки потоков пешеходов и транспорта. На главных пешеходных путях вокзальных комплексов с пассажиропотоками 25 чел/мин и более и протяженностью более 100 м в целях облегчения передвижения инвалидов, а также пассажиров с детьми рекомендуется предусматривать движущиеся дорожки, тротуары (рисунок В.10).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.9 В целях упорядоченного и безопасного передвижения пассажиров, включая инвалидов и лиц старшего возраста, в общественно-транспортных узлах (особенно формирующихся на базе вокзальных комплексов) следует соблюдать следующие основные правила организации главных пешеходных путей:
пути пешеходов должны быть возможно более удобными, короткими и прямыми, без вынужденных подъемов и спусков с поворотом под прямым углом. Средняя длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского общественного транспорта до места в транспортном средстве (вагон, самолет, судно и др.) не должна превышать 300 м;
пути движения пешеходов должны быть безопасными, с минимальным количеством их пересечений с путями движения всех видов городского, служебно-вспомогательного и внешнего транспорта;
должно быть обеспечено полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков пассажиров в зданиях и на привокзальной площади;
необходимые пассажирам и посетителям помещения и устройства (на площади, в пассажирском здании, в группе зданий центра) должны быть расположены последовательно с учетом обеспечения удобства их посещения.
6.3.10 При реконструкции центральных и других общественно-деловых зон города необходимо предусматривать пешеходные зоны (площади, улицы), свободные от движения транспорта и доступные для инвалидов.
6.3.11 Пешеходные зоны, расположенные, как правило, в общегородском центре или вблизи него, имеют разнообразные транспортные связи (метрополитен, троллейбус, автобус, такси) с другими территориями города. Остановочные пункты общественного транспорта должны размещаться соответственно размерам и конфигурации пешеходной зоны по ее периметру таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная удаленность по крайней мере одного из них в 300 м, что равно нормируемому пешеходному пути для инвалида на кресле-коляске.
6.3.12 Остановки всех видов городского транспорта должны обеспечивать возможность безопасной самостоятельной посадки инвалидов по зрению, посадки-высадки инвалидов, пользующихся креслами-колясками. На остановках должна быть хорошо читаемая информация о маршрутах, выполненная укрупненным шрифтом и в контрастном цвете, должно обеспечиваться звуковое и/или радиоинформирование инвалидов по зрению о маршрутах и времени ожидаемого прибытия транспортных средств, о номере маршрута, приближающегося к остановке транспортного средства.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.13 При подземном или полуподземном размещении пешеходной зоны, многофункциональных центров, вокзальных комплексов, пересадочных узлов в плотной городской застройке необходимо предусматривать сооружение подъемников, эскалаторов, лифтов для подъема и спуска МГН (рисунок В.4).
Лестничные марши должны иметь ограждающие устройства, поручни, контрастные полосы на краевых ступенях и дублироваться пандусами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.14 У границ пешеходных зон, кроме остановочных пунктов общественного транспорта, как правило, предусматриваются стоянки для индивидуального транспорта, где следует выделять места для личных транспортных средств инвалидов. Количество таких мест устанавливается согласно 6.2.3.
Места, выделенные для стоянки автомобилей инвалидов, должны иметь специальное обозначение.
6.3.15 В пешеходных зонах (часто торговых улицах), возле остановок общественного транспорта, необходимо предусматривать места (площадки) для отдыха инвалидов. Они должны располагаться равномерно на расстоянии 100 м друг от друга.
На площадках для отдыха должны размещаться скамьи со спинками и подлокотниками и место для кресел-колясок. Часть мест для отдыха располагается под навесом для защиты от осадков.
Пешеходные зоны должны оборудоваться на специально отведенных местах, снабженных хорошо различимыми указателями, различными автоматами: торговые для мелких покупок, газированной воды, размена денег, выдачи информации и др. Возможно выделение территории для устройства площадок просмотра кино- и видеофильмов, которыми могут заинтересоваться инвалиды. Здесь также следует обеспечивать удобный доступ физически ослабленным лицам.
(Измененная редакция, Изм. N 1).