СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1)

5 Планировка и застройка преобразуемых территорий и зон

5.1 Жилые зоны

5.1.1 Исходным положением является обеспечение возможности проживания инвалидов во всех частях и районах города. При этом следует учитывать особенности градостроительной ситуации и последовательность реконструктивных работ на рассматриваемой территории.

5.1.2 В центральных районах городов в условиях выборочной реконструкции необходимо поэтапно формировать доступную (безбарьерную) среду, предусматривая:

обеспечение удобных и безопасных пересечений транспортных и пешеходных путей, в том числе в разных уровнях;

развитие сферы услуг, предоставляемых учреждениями торговли, общественного питания и досуга, ориентированных на удовлетворение потребностей различных групп населения, в том числе инвалидов и других маломобильных групп;

многообразие жилищного фонда и возможности его приспособления для нужд инвалидов: отремонтированные дома исторической застройки небольшой этажности, расселяемые и ремонтируемые коммунальные квартиры в доходных домах, новые корпуса в комплексе с сохраняемыми постройками.

5.1.3 В исторических зонах городов в процессе реконструкции должны быть обеспечены доступность объектов социальной инфраструктуры для живущих в этом районе инвалидов и маломобильных групп населения, а также доступность памятников истории, культуры и архитектуры, административных и культовых зданий для всех людей, включая инвалидов, в том числе приезжающих из других районов.

5.1.4 В историческую среду жилых зон рекомендуется включать учреждения, предоставляющие услуги как для населения в пределах своей жилой зоны, так и инвалидов и лиц старшего возраста, проживающих на прилегающих территориях (например, центр социального обслуживания, частные пансионаты на 30-50 чел. и др.).

Отдельные жилые дома и общественные здания в исторической застройке, подлежащие реконструкции с отселением, целесообразно полностью или частично (первые этажи) использовать для помещений или учреждений социального обслуживания.

5.1.5 Районы массовой жилой застройки 60-70-х годов, составляющие основу срединных и периферийных зон городов, должны рассматриваться при градостроительном проектировании как территориально-структурный резерв улучшения городской среды, в которых в полном объеме следует реализовать предлагаемые настоящим сводом правил мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов (рисунки В.1, В.2).

В проектах следует предусматривать реконструкцию, сочетающую уплотняющее новое строительство с обновлением (капитальный ремонт, модернизация) существующих зданий, а также поэтапный снос и замену тех зданий, модернизация или реконструкция которых нецелесообразны по ряду критериев. При этом должны решаться вопросы создания удобной среды обитания для инвалидов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.6 При формировании доступной для инвалидов среды в сложившихся районах массовой жилой застройки следует предусматривать:

возможность обеспечения удовлетворительных экологических условий в сочетании с хорошими условиями транспортной доступности;

нормативную насыщенность учреждениями обслуживания;

возможность в процессе реконструкции переустройства жилищ с учетом потребностей инвалидов;

обеспечение территориальных резервов для специально оборудованных рекреационно-коммуникативных устройств, мест в гаражах-стоянках и зон для парковки автотранспорта инвалидов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.7 В районах существующей индивидуальной усадебной застройки необходимо предусматривать: рациональное использование земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки; упорядочение улично-дорожной сети в связи с делением либо слиянием участков; улучшение или замену покрытий улиц и дорог; размещение малых центров обслуживания; мест приложения труда и мест общения жителей односемейных домов; инженерное обустройство и озеленение территории.

В связи с увеличением в районах малоэтажной усадебной застройки радиусов доступности учреждений обслуживания всех видов (в соответствии с действующими градостроительными нормативами) рекомендуется применение различных форм обслуживания и трудовой занятости инвалидов на дому, обеспечение инвалидов индивидуальными видами транспорта, применение специализированных видов общественного транспорта, размещение малых предприятий (мини-производств), в которых может быть использован труд инвалидов.

Целесообразно размещение в комплексе с общественным центром района индивидуальной застройки центра социального обслуживания с дневным пребыванием инвалидов и пожилых людей.

5.1.8 Жилые районы города и их улично-дорожная сеть должны проектироваться с учетом прокладки пешеходных маршрутов для инвалидов и МГН с устройством доступных им подходов к площадкам и местам посадки в общественный транспорт.

5.1.9 При реконструкции районов с полной или частичной заменой старого жилого фонда рекомендуется выбирать такие типы жилых домов для нового строительства, в которых все квартиры в случае необходимости могут быть переоборудованы с учетом потребностей инвалидов, и размещать эти дома целесообразно вблизи объектов, наиболее посещаемых инвалидами. При превышении нормативной доступности отдельных учреждений обслуживания, они могут быть предусмотрены в жилых домах (например, медпункт, аптечный киоск, стол заказов и др.) согласно СП 136.13330.

5.1.10 Пешеходные пути к объектам повседневного обслуживания инвалидов не должны пересекаться в одном уровне с городскими транспортными магистралями. На районных магистралях и жилых улицах допускается устройство наземных переходов, оборудованных сигнализацией, либо создание перед переходом искусственно неровной дороги (специально созданной на проезжей части дороги искусственной преграды для автомобиля, обозначенной знаком "неровная дорога" и вынуждающей водителя сбавлять скорость до 30 км/ч).

В условиях реконструкции, когда нельзя обеспечить выполнение нормативных радиусов доступности учреждений повседневного обслуживания (низкоплотная малоэтажная усадебная застройка, крутой рельеф и др.), предпочтение должно быть отдано маршруту без препятствий, хотя и более длинному.

5.2 Система общественного обслуживания

5.2.1 При реконструкции застройки следует обеспечить полноту и доступность для инвалидов организаций, учреждений и предприятий обслуживания, а наиболее часто посещаемые объекты - максимально приближать к местам проживания инвалидов, что предполагает использование новых технических средств доставки услуг, строительство специализированных объектов, сокращение нормируемых радиусов доступности.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.2 Согласно СП 59.13330 и ГОСТ Р 52498 организация системы учреждений и предприятий, ориентированных на обслуживание МГН, включая инвалидов, реализуется в двух направлениях:

первое направление - социальное обеспечение инвалидов, пожилых людей и других МГН путем создания специальной сети учреждений, развитием технических средств, строительством социального жилища с объектами обслуживания, предоставлением услуг на дому;

второе направление - самообслуживание МГН, полное или частичное приспособление общегородской сети учреждений для потребностей инвалидов, развитие специальных средств передвижения МГН как по территориям, так и в пределах зданий учреждений обслуживания.

Оба направления должны учитывать, что имеются два типа потребностей населения - стандартные и избирательные и соответственно два типа сетей учреждений и предприятий.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.3 При формировании системы обслуживания следует учитывать:

требования различных групп инвалидов и МГН;

наличие существующей на территории сети учреждений обслуживания;

ресурсные возможности развития сети и функционирования учреждений;

градостроительные условия размещения учреждений социального обслуживания (первичного, повседневного и периодического пользования);

возможность объединения учреждений в центры и комплексы или, наоборот, расчленения учреждений на блоки, модули для более эффективного решения функциональных, отраслевых и градостроительных задач;

наличие у существующих учреждений земельных участков.

5.2.4 Первое направление - организация социального обслуживания маломобильных групп населения реконструируемой территории - включает следующие задачи: 1) определение структуры и объема спроса; 2) определение структуры и типов учреждений, формы включения учреждений в комплексы, центры; 3) градостроительные задачи - размещение объектов, резервирование территорий.

Для решения первой группы задач должны быть учтены демографические и физиологические потребности МГН.

Для решения второй группы задач необходимо:

определить номенклатуру объектов обслуживания стандартного и избирательного типов;

выявить из числа существующих объектов обслуживания на реконструируемой территории те, которые будут приспособлены для доступа инвалидов методом перепрофилирования существующих зданий или встраивания и пристраивания.

Для решения третьей группы задач (по размещению) необходим анализ доступности существующих объектов и предложения по новому строительству. В тех случаях когда в зоне сложившейся застройки возникает необходимость в строительстве новых жилых или общественных зданий, проектные решения таких зданий и прилегающей к ним территории должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов в области строительства с соблюдением условий доступности их для инвалидов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.5 Кроме дифференцированного учета потребностей в социальном обслуживании, необходимо также учитывать способность МГН к самообслуживанию. Группы городских МГН по способности к самообслуживанию принимают по таблице 1.


Таблица 1 - Классификация МГН по степени самообслуживания

Индекс

Характеристика МГН по степени самообслуживания

Всего, % к итогу

пс

Способные к полному самообслуживанию

55

чс

Способные к частичному самообслуживанию

37

нс

Не способные к самообслуживанию (из них - на постельном режиме)

8 (1,8)


5.2.6 Маломобильные группы населения по семейному статусу разделяют на две основные группы:

одинокие - МГН, не имеющие родственников или отдельно проживающие;

"семейные" - МГН, проживающие совместно с другими родственниками и имеющие возможность получать от них частичную социальную поддержку.

Потенциальными клиентами системы социального обслуживания, при отсутствии конкретных обследований, согласно СП 141.13330 можно считать 70% МГН в городских поселениях.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.7 Предлагается принцип базовой обеспеченности учреждениями: 100%-ный охват одиноких лиц, не способных к самообслуживанию, 50%-ный охват семейных, не способных к самообслуживанию, и 50%-ный охват частично самообслуживаемых одиноких лиц.

С учетом перечисленных выше условий численность клиентов, подлежащих обслуживанию при базовой и полной (100%-ный охват желающих) обеспеченности на каждую 1 тыс. МГН, приведена в таблице 2. При этом базовую обеспеченность социальным обслуживанием следует принимать не менее 20%.


Таблица 2 - Доля МГН в городских поселениях, обеспечиваемая социальным обслуживанием (базовая и полная обеспеченность)

Базовая обеспеченность

Полная обеспеченность

% охвата

чел.

% охвата

чел.

20

140

100

700


5.2.8 Критерием выбора расчетной обеспеченности (между базовой и полной) являются бюджетные инвестиционные возможности субъектов Российской Федерации, поселений, а также уровень фактически сложившегося обеспечения МГН учреждениями социального обслуживания. При достигнутом уровне базовой обеспеченности территории учреждениями социального обслуживания рекомендуется принимать для расчета полную 100%-ную обеспеченность.

5.2.9 Норма расчета вместимости учреждений социального обслуживания устанавливается на 1 тыс. МГН. Расчетные единицы в зависимости от вида обслуживания выражаются либо натурально (места, койки, посты, посадочные места, квартиры), либо в виде посещений и обращений МГН, либо в численности обслуживающего персонала (социальные работники, консультанты).

5.2.10 Для расчета учреждений социального обслуживания МГН требуются следующие исходные материалы:

удельный вес МГН от численности населения для принятия решения о соотношении надомных и дневных нестационарных форм обслуживания (представляют органы статистики);

группировка МГН по способности самообслуживания и семейному статусу для определения приоритетов форм обслуживания (органы здравоохранения и соцзащиты);

сведения о МГН, проживающих на прилегающих (к расчетной) территориях для обеспечения полноты расчета учреждений (органы архитектуры и статистики);

перечень и перспективы сохранения и использования существующих учреждений, состав оказываемых ими услуг и штатные расписания для установления эффективности сети учреждений социального обслуживания (органы соцзащиты);

территориальная дислокация учреждений социального обслуживания, удаленность от жилых комплексов, от остановок общественного транспорта и улично-дорожной сети для соблюдения их доступности (органы соцзащиты и архитектуры);

величина доходов МГН для установления соотношения платных и бесплатных услуг (органы экономики);

объемы ежегодных вводов учреждений за последние пять лет для принятия тактики обеспечения МГН учреждениями социального обслуживания (органы бюджетной политики).

5.2.11 Вне зависимости от типов реконструируемой городской застройки применяется последовательно два метода расчета сети учреждений социального обслуживания.

метод сетевого расчета - определение полной (расчетной) вместимости учреждений;

метод пообъектного расчета - определение полного перечня и размещение учреждений.

5.2.12 При сетевом расчете определяется потребность по следующим видам обслуживания:

социально-бытовое и социально-медицинское;

медико-социальное обслуживание (на базе системы здравоохранения);

социально-реабилитационное (включая абилитацию), оздоровительное и досуговое;

социально-консультативное;

специальное жилище;

специализированное (для лиц без определенного места жительства).

После расчета сети целесообразно сгруппировать часть учреждений в:

1) геронтологические, гериатрические, социально-оздоровительные центры на базе стационарных учреждений;

2) центры территориального (дневного) социального обслуживания МГН и комплексные центры (обслуживание всех нуждающихся в социальной поддержке слоев населения) на базе нестационарных организаций;

3) другие здания и центры с учетом СП 118.13330 и СП 141.13330.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.13 Для городских районов различной величины число центров социального обслуживания составляет:

малые районы (до 50 тыс. чел.)

1-3

средние районы (50-100 тыс. чел.)

3-6

большие районы (100-250 тыс. чел.)

6-12


При этом численность обслуживаемых МГН одним центром составляет:

5-10 тыс. МГН - для районов с низкой плотностью жилой (и высокой плотностью общественной) застройки;

10-30 тыс. МГН - для районов с высокой плотностью жилой застройки.

5.2.14 В реконструируемых исторических районах со сложившейся застройкой, но не полной системой социального обслуживания рекомендуется так называемый блок-модульный метод в виде мини-центров и комплексов с неполным набором учреждений дневного и надомного обслуживания с учетом требований СП 147.13330.

Блок-модульный метод характеризуется специализацией (социальных работников) обслуживания по родственным видам услуг (бытового-доставочного, бытового-хозяйственного, досугового, оздоровительного, социально-реабилитационного, абилитационного, консультативно-правового), учетом сопоставимой частоты спроса, равной территориальной доступностью и сходными затратами времени на оказание услуг.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.15 Типы блоков надомного обслуживания (БНО) и радиус обслуживания приведены в таблице 3.


Таблица 3 - Типология блоков надомного социального обслуживания

Тип блока

Назначение блока

Радиус обслуживания, км

БНО.0

Административные работники и методический аппарат (руководители, заведующие отделениями, инструкторы социальных работников)

До 3

БНО.1

Социальные работники, обеспечивающие доставку товаров и услуг в жилище МГН

До 1,5

БНО.2

Для социальных работников, оказывающих помощь МГН по домашнему хозяйству

До 0,5

БНО.3

Социальные работники, осуществляющие сервисные услуги (написание писем, прогулки, консультации и пр.)

До 1,5

БНО.4

Услуги посреднического характера (медицинские работники, правоведы, психологи, педагоги)

До 0,5


5.2.16 Типы блоков дневного пребывания (БДП) и радиусы обслуживания приведены в таблице 4.

(Измененная редакция, Изм. N 1).


Таблица 4 - Типология блоков дневного пребывания

Тип блока

Назначение блока

Радиус пребывания, м

БДП.1

Занятия досугом (любительская и просветительская деятельность, лечебная физкультура, активный и спокойный отдых и т.п.)

До 1500

БДП.2

Культурно-бытовые мероприятия, медико-реабилитационные консультации, медицинские процедуры

До 500

БДП.3

Бытовое и медико-оздоровительное обслуживание

До 250


Таблица 4 (Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.17 С учетом примерно равной частоты посещений МГН отдельных блоков дневных учреждений (отделений ЦСО) и блоков надомных услуг целесообразно их объединение в следующие модули:

модуль административно-организационного обеспечения сети учреждений надомно-дневного обслуживания - СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1);

модуль сервисного и досугового обслуживания - СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1). Радиус доступности - до 1,5 км;


модуль доставочного и дневного обслуживания - СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1). Радиус обслуживания - до 500 м. Возможно кооперирование модуля с домами-интернатами, расположенными в селитебной зоне города;

модуль медико-посреднических услуг - СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1). Радиус доступности - до 250 м. Возможна кооперация с учреждениями здравоохранения профилактического типа;

модуль хозяйственно-бытовых услуг - СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с Изменением N 1). Радиус доступности - до 500 м.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.18 Для укрупненного подсчета объема объектов социального обслуживания рекомендуется придерживаться общей полезной площади, определяемой суммой помещений учреждений с учетом социальных, административных, хозяйственных и методических функций системы обслуживания - см. таблицу 5.


Таблица 5 - Удельный показатель общей площади объектов социального обслуживания на 1 тыс. МГН

Структура системы социального обслуживания

Общая площадь учреждений социального обслуживания (при базовой обеспеченности),
мЧисло на 1 тыс. МГН

Учреждения социального обслуживания

341

Административно-хозяйственные и методические подразделения центра социального обслуживания (аппарат ЦСО)

26

Здание органов социальной защиты населения

10

Всего

377


Таблица 5 (Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.19 Для определения необходимой территории под строительство центров социального обслуживания и специального жилища следует руководствоваться таблицей 6.


Таблица 6 - Удельная площадь участков центров социального обслуживания и домов жилищного фонда социального использования

Тип здания

Площадь территории, мЧисло

Территориальный центр социального обслуживания

Не менее 40 на 1 место

Специальный жилой дом с обслуживанием

125 на 1 чел.


5.2.20 Количество протезно-ортопедических предприятий со стационаром, предполагающим лечение, протезирование и прохождение адаптационного периода по приспособлению пользования протезом, рекомендуется принимать из расчета 1-1,5 на один миллион человек. Наряду со стационарным предприятием рекомендуется строительство одной протезно-ортопедической мастерской на 250 тыс. чел.

5.2.21 В числе первоочередных и обязательных должна быть обеспечена доступность инвалидов во все учреждения социальной защиты населения, а также государственные и муниципальные учреждения, в той или иной степени связанные с решением проблем инвалидов. Такие учреждения следует размещать по возможности вблизи центров муниципальных районов, специальных жилых домов для инвалидов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.22 Специализированные дошкольные образовательные организации и школы-интернаты для детей с физическими нарушениями следует размещать в озелененных районах или в пригородной зоне на удалении от промышленных предприятий, улиц и дорог с интенсивным движением транспорта и железнодорожных путей, а также других источников повышенного шума, загрязнения воздуха и почвы в соответствии с действующими нормами. Специализированные школы-интернаты для детей с нарушением зрения и дефектами слуха следует располагать на расстоянии не менее 1500 м от радиостанций, радиорелейных установок и пультов.

Подразделения абилитации могут включаться в состав дошкольных образовательных организаций либо учреждений социального обслуживания.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.23 Полная характеристика (нормы, расчет, размещение) учреждений стационарного социального обслуживания МГН, включая дома-интернаты, хосписы, лечебно-профилактические центры, госпитали и больницы, центры реабилитации, санатории и дома отдыха, дома ветеранов профессиональных и творческих объединений и пр. даны в СП 141.13330.

5.2.24 Лица МГН, способные к самообслуживанию, учитываются единой с остальными группами населения сетью учреждений и предприятий.

Предприятия торгово-бытового обслуживания стандартных услуг (продовольственные магазины, приемные пункты прачечных, химчисток и пр.) рекомендуется размещать на расстоянии не более 300 м (при нормируемом максимальном радиусе доступности 500 м), учреждения лечебно-профилактические - на расстоянии не более 500 м. Пешеходные пути от жилых домов до объектов обслуживания необходимо формировать с учетом их размещения, отдавая предпочтение наиболее посещаемым учреждениям, выполняя общие требования, предъявляемые к организации путей передвижения для инвалидов.

Предприятия общественного питания для инвалидов (социальные столовые) рекомендуется предусматривать в пределах жилого квартала (микрорайона), а также в местах размещения учреждений социального обслуживания и реабилитации инвалидов.

Предприятия, требующие присутствия клиента, должны иметь радиус удаленности до 500 м.

5.2.25 Учреждения первичного медицинского обслуживания, например, аптеки, согласно действующим нормам, должны размещаться в радиусе до 500 м. Однако, для безрецептурной продажи лекарств, перевязочных средств, предметов ухода за больными рекомендуется организация аптечных киосков в радиусе до 300 м.

Поликлиники, амбулатории в существующей городской застройке, имеющие превышение нормативных расстояний (1000 м), для обеспечения инвалидов и других МГН должны быть дополнены амбулаторным обслуживанием, приближенным к жилым комплексам, медпунктами, гериатрическими кабинетами, встроенными или пристроенными к существующим зданиям.

5.2.26 Доступность учреждений культуры общегородского значения (театры, концертные залы, цирки и др.), размещаемых в общественно-деловых зонах города, для инвалидов обеспечивается в основном с помощью транспортных средств, а также посредством организации подъездов и подходов к этим объектам, а также автостоянок.

В условиях реконструкции жилой застройки рекомендуется формировать клубы социальной поддержки и библиотеки с ориентацией на инвалидов и других МГН (общение, проведение лекций, благотворительных мероприятий, продажа необходимых товаров, оказание услуг и др.). Радиусы обслуживания этих объектов рекомендуется принимать не более 500 м.

5.2.27 Доступность зданий культового назначения для инвалидов должна быть обеспечена так же, как и к другим общественным зданиям. Особое внимание рекомендуется уделять организации безопасных пересечений пешеходных путей с проезжей частью прилегающих улиц, формированию подходов и площадей, а также входов в храмы.

5.2.28 Общественные уборные необходимо устанавливать исходя из расчета 1 прибор на 1 тыс. чел. и оборудовать в них, как правило, одну кабину для инвалида. Их месторасположение должно иметь специальное обозначение. При организации подземных туалетов необходимо устройство подъемника или пандуса.

В блоке общественных уборных следует предусматривать кабинку для инвалидов на кресле-коляске. Должна обеспечиваться возможность идентификации входов в общественные уборные инвалидами различных категорий. В районах исторических и музейных центров, на путях экскурсионных маршрутов должны обустраиваться дополнительные общественные уборные, учитывающие дополнительный поток посетителей (туристов). Все кабинки должны быть доступны для инвалидов по зрению.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3 Производственные зоны

5.3.1 При реализации возможности трудоустройства инвалидов практически на всех предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимо выполнять общие требования, обеспечивающие безопасное передвижение инвалидов к местам приложения труда. В частности, следует предусмотреть для инвалидных колясок подъезд к главному входу предприятия шириной не менее 1,8 м [4].

5.3.2 Остановки общественного транспорта и стоянки личного автотранспорта инвалидов рекомендуется размещать не далее 50 м от контрольно-пропускного пункта на предприятие. Они должны быть оборудованы платформой, уровень поверхности которой соответствует уровню пола транспортных средств общественного транспорта. Платформу следует оборудовать навесом или павильоном, поручнями, пандусом или подъемными механизмами.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3.3 Наземные пешеходные переходы через улицы, примыкающие к территории предприятия, должны быть регулируемыми. Пешеходные светофоры, регулирующие переход, следует оборудовать табло обратного отсчета времени с устройством голосового и звукового сопровождения зеленого сигнала с сигналом ориентации. Перед регулируемыми пешеходными переходами должны быть обустроены предупреждающие тактильно-контрастные указатели с продольными рифами, а также установлены автодорожные знаки "незрячие пешеходы". При интенсивном движении по магистралям в местах их пересечения с пешеходными подходами к предприятиям необходимо предусматривать подземные переходы с учетом требований 6.1.12 настоящего свода правил.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3.4 Пешеходные пути от остановок общественного транспорта и пешеходных переходов до контрольно-пропускного пункта предприятия оборудуются поручнями, направляющими передвижение инвалидов с нарушением зрения или направляющими тактильно-контрастными указателями. Расположение поручней не должно препятствовать движению по предзаводской территории остальных людей. Архитектурное оформление входа на предприятие также может способствовать лучшей ориентации инвалидов с нарушением зрения.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3.5 На предзаводской территории специализированных предприятий для инвалидов с нарушением зрения рекомендуется установить знак (символ, эмблему, наименование предприятия и т.п.) согласно ГОСТ Р 50918, указывающий главный вход на территорию предприятия. Контрольно-пропускные пункты на территорию предприятия следует оборудовать звуковым маяком, информационным табло и/или радиоинформатором Системы радиоинформирования и ориентирования.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3.6 Места для стоянки личных автотранспортных средств инвалидов должны быть выделены разметкой. Места стоянки для автомобилей инвалидов, пользующихся для передвижения креслами-колясками или костылями, желательно располагать ближе к контрольно-пропускному пункту, обозначать специальным символом.

5.3.7 Целесообразно предусматривать четкую планировку территории предприятия в целях улучшения ориентации в пространстве инвалидов с нарушениями зрения.

Места труда инвалидов рекомендуется размещать, по возможности, компактно обеспечивая:

безопасность передвижения по территории;

отсутствие элементов, создающих препятствия на путях передвижения;

минимальную протяженность пешеходных путей передвижения.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3.8 На территории предприятия необходимо, по возможности, исключать пересечения и совмещение пешеходных путей инвалидов с основными грузовыми потоками.

Участки пешеходных дорожек и тротуаров, примыкающие к местам их пересечения с внутризаводскими проездами, должны получить фактурную поверхность покрытия, отличную от других участков тротуара, или на них должны быть обустроены предупреждающие тактильно-контрастные указатели с продольными рифами.

Все предметы, являющиеся препятствием на путях пешеходного движения инвалидов, в том числе деревья, осветительные столбы и тому подобное, рекомендуется огораживать или перед ними должны быть обустроены предупреждающие тактильно-контрастные указатели, запрещающие дальнейшее движение в прежнем направлении.

Основные пути движения инвалидов с нарушением зрения по территории целесообразно оборудовать направляющими поручнями, а при протяженности путей более 100 м - площадкой для кратковременного отдыха.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3.9 На территории предприятия, имеющего застройку из нескольких производственных корпусов, могут быть предусмотрены вблизи отдельных корпусов места для стоянок личного автотранспорта инвалидов.

5.3.10 Осветительные устройства на путях движения целесообразно устанавливать по одной стороне дороги. Освещенность поверхностей путей движения по территории предприятия в вечернее время должна соответствовать требованиям СП 52.13330 и обеспечивать не менее 20 лк при лампах накаливания и не менее 40 лк - при люминесцентных лампах.

5.3.11 Территория предприятия должна быть снабжена системой ориентиров и указателей, разработанной в каждом конкретном случае при консультации полномочных представителей Всероссийского общества слепых.

Визуальная и тактильная информация, хорошо читаемая и воспринимаемая, необходима для ориентации инвалида и предупреждения его о возможных источниках опасности, в том числе архитектурно-строительных препятствиях. Она должна давать информацию по размещению объектов и помещений производственной деятельности, социального и культурно-бытового обслуживания и административно-конторских.

Специальными знаками или символами согласно СП 136.13330 целесообразно обозначать: повседневно или периодически посещаемые инвалидами здания, сооружения и места на территории предприятия, пересечения пешеходных путей с проездами, входы и выходы на территорию, в отдельные цехи и т.п. Элементы визуальной информации рекомендуется размещать на контрастном фоне на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня поверхности пешеходного пути.

На территории предприятия дополнительно могут устанавливаться средства звукового или радиоинформирования (звуковые маяки, радиоинформаторы, средства звукового оповещения и т.д.).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3.12 Специальные площадки для физкультурных занятий и активного отдыха инвалидов целесообразно группировать в едином комплексе. При их устройстве важно обеспечивать безопасность занятий, а для инвалидов с нарушением зрения - возможность ориентирования в пространстве. Для этого окружающая среда должна быть достаточно разнообразной по цвету, фактуре, освещению.

5.4 Рекреационные зоны

5.4.1 Формирование комфортной рекреационной среды, приспособленной для нужд инвалидов, предполагает прежде всего создание для них непрерывной коммуникационной инфраструктуры, охватывающей все элементы рекреационной зоны. Существующие пешеходные маршруты следует оборудовать площадками для отдыха, визуальными, звуковыми, тактильными и прочими средствами ориентации, информации и сигнализации, а также средствами вертикальной коммуникации (подъемники, эскалаторы).

Рекреационные объекты необходимо дополнять специальным мощением, пандусами, поручнями, подъемниками, сигнальными устройствами для инвалидов по зрению, визуальными ориентирами для инвалидов с нарушениями слуха, специальными объектами "попутного" обслуживания, позволяющими получить услугу без выхода из автомобиля, особыми местами для парковки, туалетами для инвалидов на креслах-колясках, таксофонами и почтовыми ящиками, расположенными на удобной для инвалида высоте, рекламой и др.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.2 Освоение инвалидами рекреационной среды, в том числе ее неадаптированных пространств, может и должно происходить также и за счет применения технических средств, повышающих индивидуальные возможности инвалидов, обеспечивающие комфортные условия передвижения (коляски, автомобили, механические и электронные приспособления, протезы и т.п.).

5.4.3 Организация мест отдыха в городах должна удовлетворять условиям доступности для инвалидов:

на территориях, непосредственно связанных с местами проживания инвалидов (на придомовой территории, на территории квартала);

при общественных зданиях микрорайонного и районного значения;

в скверах, садах и парках районного значения;

при специализированных объектах для инвалидов (центрах социальной помощи, стационарных учреждениях социального обслуживания и т.п.);

при культурно-зрелищных учреждениях, торговых точках и других объектах городского значения;

в городских парках и лесопарках.

5.4.4 На придомовой территории при реконструкции квартала (микрорайона) или благоустройстве его территории необходимо в первую очередь создавать возможность свободного передвижения для инвалидов и маломобильных групп населения, для их ежедневного отдыха и общения, контакта с природной средой, проведения физкультурно-оздоровительных занятий.

В проектах комплексной реконструкции и благоустройства рекомендуется осуществлять: перепланировку придомовых территорий и жилых дворов с выделением участков зеленых насаждений; оборудование площадок, приспособленных для отдыха, общения, любительских и физкультурно-оздоровительных занятий инвалидов; оборудование площадок устройствами для детей с ограниченными возможностями здоровья; реконструкцию пешеходных дорог и входов в подъезды жилых домов (при наличии планировочной и технической возможности); размещение стоянок и гаражей для индивидуальных транспортных средств инвалидов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.5 Реконструкцию пешеходных путей микрорайонов и жилых районов обязательно вести с учетом обеспечения возможности для ежедневной прогулки инвалидов и МГН. Организация рекреационного маршрута целесообразна по озелененным участкам с возможностью периодического отдыха и общения, а также посещения ближайшего магазина, аптеки, учреждений социального обслуживания, рекреационной зоны и т.п.

Площадки для отдыха на таких маршрутах рекомендуется размещать через каждые 100-150 м. Рекреационные маршруты следует прокладывать обособленно от транспортных проездов или отделять от них полосой кустарников, а также хорошо освещать. Ширина пешеходной дорожки должна быть не менее 5 м, продольный уклон - не более 8%, поперечный - не более 2%.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.6 Рекреационная зона жилого квартала, соответствующая требованиям адаптации для инвалидов, может быть организована в комплексе с центром социального обслуживания, что позволит в летнее время расширить клубную работу, создать условия для любительских занятий, игр, общения, отдыха инвалидов на свежем воздухе.

5.4.7 Перед входами в общественные здания рекомендуется формировать благоустроенные площадки для отдыха, оборудованные навесами, скамьями, телефонами-автоматами, указателями, светильниками, сигнализацией, что позволит создать условия для комфортного кратковременного отдыха инвалидов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.8 Адаптация рекреационной среды в районных и городских парках с учетом их планировочной организации, рельефа и других ландшафтных особенностей должна сводиться к:

обеспечению доступности входов в парк и подходов к основным объектам и сооружениям;

организации прогулочных маршрутов (кольцевых, линейных и т.п.) на озелененной территории парка.

Прогулочные маршруты целесоообразно ориентировать на входы в парк, увязывать с объектами посещения основных функциональных зон парка. При этом рекомендуется учитывать три основных типа парковой среды: общего пользования, специализированный и отдыха и общения с природой, адаптация которых к нуждам инвалидов имеет свою специфику.

В районных и городских парках следует предусматривать специально оборудованные универсальные уборные для инвалидов согласно СП 59.13330 и СП 136.13330.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.9 В местах массового отдыха наряду с обеспечением доступности для инвалидов существующих рекреационных объектов рекомендуется выделять для инвалидов и лиц старшего возраста зону кратковременного отдыха и общения. Должна быть предусмотрена специальная система указателей. Дорожки в пределах такой зоны рекомендуется обозначать с помощью покрытий различных видов и цвета. Они должны хорошо освещаться и иметь ширину не менее 1,8 м (для разъезда двух инвалидов на креслах-колясках). Значительно облегчает передвижение и ориентацию прямоугольная сетка аллей и дорожек.

На автостоянке парка целесообразно выделить места для инвалидов, оснащенные специальной маркировкой и информацией.

5.4.10 При организации мест отдыха на берегах рек и водоемов необходимо предусматривать удобные и безопасные для инвалидов подходы к воде. Для безопасной посадки в лодку, водный велосипед или другое плавсредство необходимо сооружение пирсов со специальными приспособлениями для инвалидов.

5.4.11 Дорожно-тропиночная сеть парков должна отвечать условиям комфортности и безопасности передвижения, хорошей ориентации, смены пейзажных картин, использования ландшафтных особенностей территории для устройства интересных видовых точек.

Площадки для отдыха инвалидов должны располагаться в интервалах от 25 до 100 м. Поверхность таких площадок должна отличаться от поверхности дорожек. Парковая мебель должна обеспечивать возможность отдыха как инвалидов с нарушением зрения, так и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. На следующих друг за другом площадках для отдыха рекомендуется чередовать установку уличных кресел (или диванов) со спинками и подлокотниками и скамеек наклонного типа или перекладин для сидения.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.12 Игровые площадки для детей желательно защищать от ветра и приспосабливать для пребывания как детей-инвалидов, так и родителей-инвалидов. Например, в детском парке оборудование для развлечений предполагает использование их детьми-инвалидами различного возраста и различной инвалидности. При этом возможны ситуации пребывания в парке здоровых детей с родителями-инвалидами. Для таких случаев целесообразно устройство мест отдыха взрослых инвалидов с возможностью наблюдения ими за своими детьми.

5.4.13 Для эпизодического отдыха могут быть использованы, при соответствующей реконструкции, следующие типы учреждений:

рекреационные учреждения общего типа (дома отдыха, санатории, кемпинги, молодежные лагеря и т.д.), в которых следует создавать условия для отдыха инвалидов посредством соблюдения всех требований по обеспечению доступности основных коммуникационных и обслуживающих помещений для инвалидов. В санаториях целесообразно предусматривать места для людей различной степени инвалидности, нуждающихся в лечении по профилю санатория;

дома и пансионаты отдыха для инвалидов и семей, в составе которых имеются инвалиды. В таких учреждениях в большей степени может быть учтено пребывание инвалидов за счет наличия обустроенных залов для физических занятий, бассейнов и др.

реабилитационные центры, осуществляющие лечение и долечивание по профилю инвалидности, в том числе медицинскую и социальную реабилитацию.

5.4.14 При выборе объектов рекреации для реконструкции желательно максимально обеспечить инвалидов разнообразными видами отдыха, среди них в первую очередь такими как санаторное лечение, пассивный отдых в домах и на базах отдыха, туризм (в тех случаях когда инвалид освобожден от долгих пеших передвижений), кратковременный (пригородный) отдых. Кроме перечисленных (возможно в более ограниченных масштабах), такие как: охота, рыбалка, спортивный туризм.

При отборе рекреационных учреждений с целью их адаптации для инвалидов предпочтение целесообразно отдавать районам с благоприятными климатическими и природными условиями (так из всех видов ландшафта лучше избегать горные районы, районы севера и т.п.). Обязательным условием является транспортная доступность объекта для инвалидов.

5.4.15 На федеральном уровне необходимо составлять перечень уникальных рекреационных объектов, услуги которых не могут быть заменены другими. Эти объекты должны быть общедоступными, в том числе для инвалидов, при различных формах собственности на недвижимость.

В качестве обязательного реконструктивного мероприятия следует считать организацию транспортной и пешеходной доступности инвалида от междугороднего транспортного узла (железнодорожный вокзал, аэропорт, автостанция, речной вокзал и т.п.) до санатория с созданием доступной для инвалида системы информации и связи в этих транспортных узлах.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.16 На региональном уровне рекомендуется производить отбор объектов длительного отдыха, адаптация которых возможна с учетом потребностей инвалидов; выявлять возможности создания туристических групп познавательного туризма исходя из природной, исторической и культурной специфики края. Организация отдыха с целью посещения историко-культурных ценностей возможна лишь при создании специальных маршрутов только для МГН с соответствующим транспортным обеспечением.

5.4.17 Реконструктивные мероприятия в пригородных зонах кратковременного отдыха включают:

обеспечение доступности этих зон для инвалидов;

обустройство территории, пляжей, прокладку маршрутов отдыха;

реконструкцию дорожно-тропиночной сети, позволяющей инвалидам совершать пешие, водные, лыжные прогулки, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды.

Маршруты могут охватывать различные зоны и объекты. Исходя из условий безопасности, маршрут должен проходить по сравнительно ровной местности с устойчивым и твердым поверхностным слоем почвы. При прокладке дорожек необходимо обеспечить их незатопляемость во время сильных дождей. В случае болотистых участков сооружаются дощатые настилы, при наличии ручьев - мосты, а при уклонах местности - поручни.

5.4.18 Прогулочные маршруты могут быть ленточными или кольцевыми. Кольцевой маршрут дает возможность вернуться в начальную точку, используя кратчайший путь, что наиболее предпочтительно для инвалидов. Природная тропа должна быть оборудована указательными столбами, осветительными приборами, уличными диванами со спинками и подлокотниками, скамейками наклонного типа, перекладинами для сидения, информационными стендами, опознавательными отметками, цветными бортами, маркерами с контрастной покраской, индикаторами и поручнями для инвалидов с нарушением зрения (рисунок В.3). Вдоль тропы должны располагаться площадки для отдыха с навесами, видовые площадки, туалеты, устройства вызова спасательной службы.

Длину маршрута рекомендуется принимать от 100 до 200 м с полным комплексом оборудования для инвалидов с нарушением зрения и инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, передвигающихся с помощью кресел-колясок. Для остальных категорий инвалидов и групп маломобильного населения маршруты могут быть увеличены до 1500 м. Ширина дорожек этих маршрутов должна быть не менее 1,6 м с гравийным покрытием и отсутствием на пути препятствий.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.19 Для передвижения по воде (в моторных лодках с плоским дном) сооружаются специальные пирсы, позволяющие инвалиду беспрепятственно сесть в лодку.

Рыбная ловля может быть организована с лодок или в специально отведенных местах, оборудованных мостками, стоящими в воде.

Для купания выбираются наиболее удобные места, желательно с молом, обеспечивающим более легкий вход в воду. Для не умеющих плавать устраиваются выгородки.

5.4.20 Участки маршрута с наиболее интенсивным движением необходимо освещать. Начальную точку маршрута желательно приближать к остановке общественного транспорта.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.21 Маршрут рекомендуется ориентировать на главный вход с возможностью вернуться к нему кратчайшим путем из любой точки маршрута.

На площадке для кратковременной стоянки автомобилей необходимо предусматривать для автомашин инвалидов места, оснащенные специальной маркировкой и информацией.

      Магазин учебных материалов