- радиус габарита задней части тягача (прицепа или полуприцепа для многозвенного автопоезда); - радиус габарита передней части прицепа; - центр тягово-сцепного устройства; - центр поворотного устройства
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1.1.3., 1.1.4. (Исключены, Изм. N 2).
1.1.5. Прицепы и полуприцепы должны иметь климатическое исполнение по ГОСТ 15150, соответствующее исполнению основного тягового автомобиля, и должны быть рассчитаны на условия хранения на открытых площадках.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1.1.6. Прицепы и полуприцепы (кроме тяжеловозов, контейнеровозов, прицепов и полуприцепов, буксируемых полноприводными автомобилями) должны иметь оси по ГОСТ 14650.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
1.1.6а. Статические углы бокового опрокидывания прицепов и полуприцепов с бортовой платформой полной массы с грузом, обеспечивающим полное использование грузовместимости бортовой платформы, технические задания на проектирование которых утверждены после 01.07.89, должны быть не менее:
для одноосного прицепа |
35° |
для двухосного прицепа |
30° |
для полуприцепов (вместе с тягачом) |
25° |
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
1.1.7. Дорожный просвет прицепов и полуприцепов (кроме тяжеловозов) должен быть не менее, чем у основного тягового автомобиля.
1.1.8. Конструкция прицепов и полуприцепов (кроме прицепов и полуприцепов, скорость которых ограничена требованиями отраслевой нормативно-технической документации) должна обеспечивать движение автопоезда полной массы со скоростью, равной максимальной скорости основного тягового автомобиля.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
1.1.9. (Исключен, Изм. N 3).
1.1.10. Окрашивание прицепов и полуприцепов и контроль внешнего вида поверхности покрытия - по ГОСТ 7593.
Лакокрасочные покрытия, применяемые для наружных поверхностей прицепов и полуприцепов, должны допускать возможность подкраски или перекраски их красками естественной сушки.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
1.1.11. Срок службы лакокрасочного покрытия должен быть не менее пяти лет при эксплуатации прицепов и полуприцепов в макроклиматических районах с умеренным климатом для исполнения У категории 1 по ГОСТ 15150.
Допускается по согласованию с потребителем устанавливать любой срок службы лакокрасочного покрытия для прицепов и полуприцепов.
1.1.12. Периодичность и трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта прицепов и полуприцепов - по ГОСТ 21624.
При этом периодичность технического обслуживания прицепов и полуприцепов, технические задания на проектирование которых утверждены после 01.07.89, должна быть равной или кратной периодичности технического обслуживания основного тягового автомобиля.
Трудоемкость и периодичность всех видов технического обслуживания и текущего ремонта тяжеловозов должны устанавливаться в нормативно-технической документации.
1.1.11, 1.1.12. (Измененная редакция, Изм. N 3).
1.1.13. Ресурс до первого капитального ремонта должен быть не менее: прицепа - 85%, полуприцепа - 100% от ресурса до капитального ремонта основного тягового автомобиля, прицепа (полуприцепа)-тяжеловоза - не менее 100 тыс. км пробега при первой категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624 в макроклиматических районах с умеренным климатом для исполнения У категории размещения 1 по ГОСТ 15150.
1.1.14. Конструкция прицепов и полуприцепов должна обеспечивать возможность их погрузки и перевозки транспортом тех видов (железнодорожным, водным и воздушным), которые согласованы с потребителем. Допускается их частичная разборка.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.1.15. Конструкции прицепов и полуприцепов должны обеспечивать удобство выполнения работ по очистке их от грязи, пыли и снега.
1.1.16. Материалы, применяемые для изготовления прицепов и полуприцепов, должны обладать стойкостью против возгорания, воздействия воды, топлива и масел не ниже, чем стойкость материалов деталей и сборочных единиц аналогичного назначения основного тягового автомобиля.
1.1.17. Смазочные материалы и рабочие жидкости, используемые в прицепах и полуприцепах, должны соответствовать применяемым для сборочных единиц аналогичного назначения основного тягового автомобиля.
1.1.15-1.1.17. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
1.2. Требования к системам, узлам, агрегатам
1.2.1. Тормозные системы и тормозные свойства прицепов и полуприцепов должны соответствовать требованиям ГОСТ 22895 и отраслевой нормативно-технической документации.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2.1а. Подвеска прицепов и полуприцепов должна обеспечивать плавность хода в соответствии с требованиями отраслевой нормативно-технической документации.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
1.2.2. Сцепные петли прицепов - по ГОСТ 2349, сцепные шкворни полуприцепов - по ГОСТ 12017.
1.2.3. Система электрической сети прицепов и полуприцепов и технические требования к электрооборудованию - по ГОСТ 3940.
1.2.4. Прицепы и полуприцепы должны иметь кронштейн (или место) для крепления номерного знака, штепсельную вилку с соединительным кабелем для прицепов, штепсельную розетку для полуприцепов и должны быть оборудованы внешними световыми приборами по ГОСТ 8769.
1.2.5. Поворотные тележки прицепов (кроме тяжеловозов), технические задания на которые утверждены после 01.01.85, должны поворачиваться в каждую сторону на угол не менее 90°. По требованию заказчика допускается уменьшать этот угол до 60°.
При повороте на максимальный угол дышло прицепа с управляемыми колесами, поворотная тележка, самоустанавливающиеся оси прицепа (полуприцепа) не должны доходить до упора и должны обеспечивать качение колес без бокового скольжения при движении автопоезда с минимальным радиусом поворота основного тягового автомобиля.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2.6. Поворотные устройства прицепов и полуприцепов (поворотные тележки или управляемые колеса), кроме прицепов-тяжеловозов, оборудованных автономным управлением, должны иметь блокировочное приспособление для удобства маневрирования при движении автопоезда задним ходом.
1.2.7. Полуприцепы должны быть оборудованы опорным устройством для поддержания передней части полуприцепов в отцепленном состоянии и обеспечения удобства сцепки (расцепки) полуприцепов с тяговым автомобилем.
Органы управления опорными устройствами должны обеспечивать подъем полуприцепа полной массой с обеих сторон. При этом подъем полуприцепов, технические задания на которые утверждены после 01.01.85, должен осуществляться одновременно обеими опорами.
Допускается установка органа управления с одной (правой) стороны полуприцепа.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2.8. Усилие на рукоятке привода механизма подъема-опускания опорных устройств должно быть не более 200 Н. При нагрузке на опорные устройства более 200 кН по согласованию с потребителем допускается увеличение усилия, но не более чем до 400 Н.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
1.2.8а. Дорожный просвет под опорными устройствами полуприцепов полной массой (за исключением полуприцепов-тяжеловозов) должен быть: 400 мм - для полуприцепов, имеющих осевую массу не более 6 т, производство которых начато с 01.01.71, и не менее 320 мм - для полуприцепов, имеющих осевую массу свыше 6 т; для полуприцепов-тяжеловозов величина дорожного просвета устанавливается в техническом задании на проектирование.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1.2.9. Вертикальное статическое давление на тяговый крюк автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа при полной массе или прицепа-роспуска в снаряженном состоянии не должно быть более 490 Н (50 кгс). По требованию заказчика допускается для прицепов (кроме роспусков в снаряженном состоянии) увеличивать вертикальное статическое давление до значений по ГОСТ 2349.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2.10. Одноосные прицепы (кроме роспусков) должны иметь опорные стойки, обеспечивающие устойчивость прицепа в отцепленном состоянии. При вертикальном статическом давлении от сцепной петли прицепа более 490 Н (50 кгс) передняя опорная стойка должна быть оборудована механизмом подъема-опускания, обеспечивающим установку сцепной петли в положение, облегчающее сцепку (расцепку) прицепа с тяговым автомобилем.
При ручном приводе механизма стойки усилие на рукоятке не должно быть более 196 Н (20 кгс).
1.2.11. Прицепы и полуприцепы, имеющие бортовые платформы, должны быть оборудованы приспособлениями (крюками, скобами и т.п.), расположенными снаружи кузова или платформы, для увязки тента и крепления груза, а также обеспечивать возможность крепления каркаса тента и дополнительных бортов и надставок. Необходимость установки данных приспособлений на тяжеловозах должна быть оговорена в техническом задании на проектирование.
Бортовые платформы прицепов и полуприцепов должны иметь задний и боковые откидные борта. Бортовые платформы одноосных прицепов полной массой до 0,85 т допускается оборудовать одним задним откидным бортом.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
1.2.12. Рукоятки запорных устройств бортов платформ (дверей фургонов и т.п.) прицепов и полуприцепов в снаряженном состоянии должны быть расположены на высоте не более 1950 мм от опорной поверхности.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2.13. Пол платформы прицепов и полуприцепов (кроме самосвальных) грузоподъемностью 8 т и более должен обеспечивать возможность работы погрузчика полной массой 2,5 т.
1.2.13а. Пол платформы прицепов и полуприцепов, указанных в п. 1.2.13, технические задания на проектирование которых утверждены после 01.01.85, должен обеспечивать возможность работы погрузчика полной массой 3,2 т.
По требованию потребителя допускается увеличение расчетной массы погрузчика до 3,7 т для прицепов и полуприцепов, технические задания на проектирование которых утверждены после 01.07.89. При этом весовые характеристики таких прицепов и полуприцепов устанавливаются по согласованию с потребителем.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
1.2.14. Прицепы, полуприцепы, снабженные тормозами (кроме инерционных), предназначенные для работы в составе многозвенных автопоездов, должны иметь сзади место для установки тягово-сцепного устройства по ГОСТ 2349.
Прицепы и полуприцепы, оборудованные тяговым крюком, должны иметь вывод привода тормозной системы, вывод привода гидросистемы (для прицепов-самосвалов), штепсельную розетку и рым-болты для крепления предохранительных (аварийных) цепей или тросов одноосных прицепов и прицепов, не имеющих тормозов.
Для прицепов и полуприцепов, производство которых начато с 01.01.85, расположение соединений в задней части должно соответствовать требованиям СТ СЭВ 3640-82.
Прицепы и полуприцепы, не оборудованные тяговым крюком, должны иметь приспособление (например, крюки) для вытаскивания.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
1.2.15. Прицепы (кроме роспусков) и полуприцепы, оборудованные пневматическими шинами, должны иметь запасные колеса и соответствующие устройства для их крепления. Число запасных колес (и их необходимость для самосвальных прицепов и полуприцепов и одноосных прицепов, буксируемых грузопассажирскими автомобилями) должно устанавливаться в технических заданиях на проектирование.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2.16. К прицепам и полуприцепам должны прилагаться необходимые инструменты и принадлежности для обслуживания, если комплект инструмента и принадлежностей основного тягового автомобиля недостаточен. В этом случае для размещения инструмента и принадлежностей, а также запасных частей должно быть предусмотрено место, обеспечивающее их сохранность.
1.2.16а. Прицепы и полуприцепы, предназначенные для работы в составе автопоезда, который должен иметь запас хода не менее 1000 км, по согласованию с потребителем должны быть дополнительно оборудованы топливным баком при условии наличия средств механизированной перекачки топлива в бак тягача.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
1.2.17. Прицепы и полуприцепы, производство которых начато с 01.01.85, должны быть оборудованы ступеньками или лестницей для подъема на платформу при техническом обслуживании, если конструкцией не предусмотрены другие элементы, выполняющие их функцию.
Опорная поверхность ступеньки должна быть рифленой или ей подобной.
1.2.18. Изготовитель должен гарантировать соответствие прицепов и полуприцепов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.
Гарантийная наработка и гарантийный срок эксплуатации прицепов и полуприцепов (кроме тяжеловозов и прицепов, полуприцепов, технические задания на которые утверждены до 01.01.85) должны быть не менее гарантийной наработки и гарантийного срока эксплуатации основного тягового автомобиля.
Гарантийная наработка и гарантийный срок эксплуатации шин - по нормативно-технической документации на них.
1.2.19. К каждому прицепу (полуприцепу) прилагают эксплуатационную документацию по ГОСТ 2.601.
1.2.17-1.2.19. (Введены дополнительно, Изм. N 2).