3.1 При проектировании участка здания или комплекса следует соблюдать непрерывность пешеходных и транспортных путей, обеспечивающих доступ инвалидов и маломобильных лиц в здания. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку коммуникациями и остановками городского транспорта.
Ограждения участков должны обеспечивать возможность опорного движения МГН через проходы и вдоль них.
При расположении зданий, сооружений и комплексов в глубине участка следует стремиться к сокращению пути от наиболее вероятного входа на участок до входа в здание или сооружение, доступного для маломобильных посетителей.
При адаптации существующих зданий к потребностям МГН в первую очередь следует создавать доступные пешеходные пути в пределах земельных участков, прилегающих к зданиям. Эти работы следует совмещать с мероприятиями по ремонту покрытий путей движения, что практически не потребует дополнительных материальных затрат.
3.2 Требования к элементам участков зданий, доступных для маломобильных людей, приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Требования к участкам и их элементам
Объект |
Требования по критериям |
|||
доступности |
безопасности |
информативности |
комфортности |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 Ограждения участка |
|
3.1 Отсутствие выступающих элементов у ограждений на опасной высоте. |
4.1 Обеспечение возможности ориентироваться через ограждение. |
5.1 Устройство встроенных или пристроенных мест отдыха. |
2 Входы и въезды на участок |
|
|
4.3 Архитектурное и световое (в темное время суток) выявление проходов |
5.3 Наличие маркировки, разметки проходов |
3 Пешеходные пути движения |
2.1 Устройство поворотных и разворотных площадок, в том числе в тупиковых элементах путей пешеходного движения |
3.3 Съезды не должны выступать на проезжую часть. |
4.4 Выделение пешеходных путей на покрытии с помощью знаков и указателей, предупредительных надписей с размером символа по высоте не менее 0,5 м, рифления, изменения фактуры покрытия. |
5.4 Наличие мест отдыха вблизи пересечений путей движения, перед входом в здание и выходом с участка. |
4 Стоянки личного автотранспорта инвалидов |
|
3.6 Приближение к пешеходным коммуникациям без пересечения с транспортным движением. |
4.6 Устройство средств местной связи между стоянкой и администрацией общественных зданий для вызова обслуживающего персонала |
5.6 Создание на автостоянке мест хранения для проката различных видов средств передвижения, а также технических средств реабилитации для инвалидов и маломобильных лиц. |
5 Озеленение |
2.2 Граница озелененных эксплуатируемых площадок, примыкающая к путям пешеходного движения не должна иметь перепада высот, бордюров, бортовых камней высотой более 4 см. |
3.8 Отсутствие озеленения, закрывающего обзор для оценки ситуации на перекрестках, опасных участках. |
4.7 Использование приемов ландшафтной архитектуры для выявления путей пешеходного движения, мест отдыха, мест сопутствующего обслуживания. |
5.8 Создание озелененных зон отдыха с применением пород, обеспечивающих оздоровительный эффект. |
6 Элементы благоустройства, малые формы, реклама |
2.4 Применение элементов благоустройства, позволяющих использовать их с высоты кресла-коляски. |
3.11 Отсутствие в информации для инвалидов, надписей и символов, |
4.10 Подсветка или световая маркировка мест размещения элементов благоустройства, входов в беседки, павильоны, парковые сооружения в темное время суток. |
5.10 Расположение элементов благоустройства смежно с путями пешеходного движения. |
7 Специализи- |
|
3.13 Размещение и оборудование мест обслуживания на участке аналогичны по требованиям безопасности местам обслуживания в зданиях и сооружениях |
4.12 Применение архитектурных, в том числе ландшафтно-архитектурных, приемов для выявления назначения и входов на площадки, а также зоны обслуживания |
5.13 Соединение подходов к площадкам кратчайшими путями движения. |
8 Площадки и места отдыха |
2.6 Размещение смежно вне габаритов путей движения мест отдыха и ожидания |
|
4.13 Информационное обеспечение мест отдыха |
5.15 Применение теневых навесов, тентов для защиты от перегрева и осадков. |
3.3 При размещении зданий и сооружений на участке, как правило, следует:
- разделять по возможности пешеходные и транспортные потоки на участке;
- обеспечивать удобные пути движения ко всем функциональным зонам и площадкам участка, а также входам, элементам благоустройства и внешнего инженерного оборудования, доступные МГН;
- обеспечивать, по возможности, крытыми кратчайшими переходами связь между входами в здания комплекса, образованного отдельно стоящими на едином участке объектами.
3.4 При пересечении пешеходных путей транспортными средствами у входных узлов зданий или входов на участок следует проектировать элементы заблаговременного предупреждения мест пересечения с соблюдением мер безопасности движения, вплоть до его регулирования.
Тактильные средства предупреждающей информации и сигнализации следует размещать не ближе 0,8 м от зоны изменения пути.
3.5 При совмещении на участке путей движения посетителей с проездами для транспорта рекомендуется делать ограничительную (латеральную) разметку пешеходных путей на дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. Ширина полос движения должна обеспечивать безопасное расхождение людей, в том числе использующих технические средства реабилитации, с автотранспортом. Полосу движения инвалидов на креслах-колясках и механических колясках рекомендуется выделять с левой стороны на полосе пешеходного движения на участке, пешеходных дорогах, аллеях.
Линии разметки путей для лиц с нарушениями зрения следует выполнять с использованием рифленой поверхности и с дублированием цветом и в соответствии с приложением 2 Правил дорожного движения Российской Федерации.
3.6 При организации на участке подъезда транспортных средств непосредственно к входу на входных площадках и в портиках рекомендуется предусматривать:
а) в учреждениях с формой обслуживания по варианту "А":
- возможность одновременных прохода пешеходов и посадки или высадки пассажиров:
- места на горизонтальной части входной площадки или портика, достаточные для остановки транспортного средства, пропускающего пешеходные потоки;
- разметку пешеходных и транспортных путей на пандусах и площадке;
б) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "Б" (дополнительно к указанным для варианта "А"):
- создание оборудованного подхода для инвалидов, не пересекающегося с транспортными путями;
- при наличии нескольких лестниц (или лестниц, охватывающих площадку с нескольких сторон) как минимум одна оборудуется для МГН.
3.7 В портиках и на крытых площадках высота проходов от поверхности пешеходного пути до низа конструкции или низа любых подвесных элементов в свету должна быть не менее 2,5 м, а проездов - 4,5 м. При этом транспортные пандусы и проезды должны иметь сквозной проезд или разворотные площадки для эвакуации транспортных средств.
3.8 На участках перед входами в общественные здания районного или муниципального значения рекомендуется создавать озелененные и благоустроенные площадки для отдыха, оборудованные навесами, скамьями, телефонами-автоматами, указателями, светильниками, сигнализацией и т.п.
На земельных участках предприятий питания и торговли целесообразно организовать зону общего пользования с местами кратковременного отдыха МГН, оборудуя эти зоны информационными и рекламными устройствами.
Интерьерный характер таких зон может быть усилен разнообразными видами мощения, системой освещения, указателями, элементами озеленения: вазонами, цветочными выгородками, являющимися одновременно ориентирами для людей с недостатками зрения.
3.9 В зоне стоянок личного автотранспорта посетителей общественных зданий следует выделять места для парковки автотранспортных средств инвалидов, которые не должны загораживаться другими паркуемыми автомашинами.
При наличии на стоянке мест для парковки автомашин, салоны которых приспособлены для перевозки инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к местам стоянки таких машин должна быть не менее 2,5 м.
Высота свободного пространства до низа конструкций, перекрывающих место стоянки и посадочных зон, должна быть не менее 2,9 м.
3.10 К информационным средствам на участках, используемых МГН, следует относить:
- рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения на участках, дорогах и пешеходных трассах;
- ограждение опасных зон;
- разметку путей движения на участках, знаки дорожного движения и указатели;
- информационные сооружения (стенды, щиты и объемные рекламные устройства);
- светофоры и световые указатели; устройства звукового дублирования сигналов движения.
3.11 В пределах участков зданий и сооружений рекомендуется обеспечивать непрерывность информации на путях движения к местам обслуживания и отдыха.
При проектировании на приобъектных участках информационных узлов рекомендуется в зоне ожидания таких узлов визуальную информацию дублировать тактильной.
3.12 Тактильные указатели следует устанавливать на следующих элементах путей движения:
на внешних, выпуклых углах зданий и сооружений;
на столбах и ограждениях;
на рычагах автоматов для продажи товаров и напитков;
на кабинах таксофонов.
Продольный уклон подъема не должен превышать разрешенный для пандусов.
3.13 Информирующие искусственные плавные подъемы поверхностей пути рекомендуется устраивать:
- на пешеходных путях перед входами в здания и сооружения;
- на пересечении пешеходных переходов с проезжей частью;
- на путях движения инвалидов на мотоколясках для выделения пересечения с пешеходным переходом.
3.14 Предупреждающую сигнализацию о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) для людей с недостатками зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, применением информирующего рельефа (покрытия) и яркой контрастной окраски.
Опасные для инвалидов объекты и пространства на участке следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 0,05 м. Ограждения опасных участков на пути движения инвалидов с недостатками зрения располагают в зоне досягаемости тактильной трости.
3.15 При обустройстве тротуаров на участке следует по возможности применять единое установленное для данного населенного пункта стандартное расположение осветительных столбов и посадок деревьев по отношению к краю тротуарного бордюра, что позволит создать оптимальные условия ориентирования для слабовидящих людей.
3.16 Ландшафтные и фитодизайнерские композиции на участке должны выполнять функции архитектурных акцентов, входящих в общую информационную систему объекта обслуживания. При этом рекомендуется использовать сходные или единые приемы обозначения, выявления зон или мест со сходным функциональным назначением.
3.17 В темное время суток рекомендуется применение световых или подсвеченных знаков и указателей, в том числе рекламных, светофоров на пешеходных путях, разметки из светоотражающих знаков, вмонтированных в покрытие (типа "кошачьи глаза") и применение световых нитей.
Светильники (осветительную арматуру) при входах на участок и в здание следует крепить непосредственно к воротам или элементам зданий или ограждений.
3.18 Светильники на стойках в общей пешеходной зоне следует ограждать защитными декоративными барьерами высотой не менее 0,75 м или размещать их в составе малых архитектурных форм (ограждений, на тумбах) на высоте не менее 0,75 м.
Светильники в зоне интенсивного пешеходного движения или специальной полосы пешеходного движения следует устанавливать не ниже 2,1 м от уровня пешеходной горизонтальной или наклонной площадки.
Светильники рекомендуется заделывать заподлицо в вертикальные, горизонтальные или наклонные поверхности стационарных конструкций зданий и сооружений или в элементы стационарного оборудования: в поручни или участок стены за поручнем, в подступенки лестниц, в плоскость стен или покрытия горизонтального или наклонного пола.
3.19 Световой поток осветительных приборов и рекламных огней на путях движения должен обеспечивать освещенность в уровне полос движения 20 лк при лампах накаливания и 40 лк при люминесцентных лампах. При этом он не должен ослеплять пешеходов и засвечивать знаки, указатели, светофоры и световые маячки.
Не рекомендуется направлять световые маячки импульсных ламп-вспышек навстречу движения пешеходов и водителей.
3.20 Элементы обустройства территории (участков) приведены в части 2, на рисунках 2.31-2.34.