В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 диффузное отражение: Отражение, при котором направленное отражение заметно не проявляется и отраженный свет рассеивается.
3.2 контрольный участок: Часть площади испытуемого объекта освещения (рабочего места, дороги, улицы, площади, тоннеля и т.п.), установленной формы с заданными размерами, предназначенная для проведения измерений.
3.3 мобильный способ измерения: Способ измерения яркости, при котором яркомер устанавливают на транспортное средство, а показания или яркостные изображения регистрируют в заданные моменты времени при его движении.
Примечание - Мобильный способ измерения является предпочтительным, так как позволяет не перекрывать движение транспорта на контрольном участке тоннеля при проведении измерений.
3.4 направленное отражение: Отражение без элементов рассеяния, подчиняющееся законам отражения, справедливым для зеркала.
3.5 направленно-рассеянное отражение: Отражение, при котором свет отражается неравномерно в разных направлениях, обычно с преобладанием одного, соответствующего направленному отражению.
3.6 освещенность , лк: Отношение светового потока , падающего на элемент поверхности, содержащий рассматриваемую точку, к площади этого элемента:
.
3.7 относительная спектральная световая эффективность монохроматического излучения с длиной волны : Отношение двух потоков излучения с длинами волн и , вызывающих в точно определенных фотометрических условиях зрительные ощущения одинаковой силы.
Примечание - Длину волны выбирают так, чтобы максимальное значение этого отношения равнялось единице.
3.8 относительная спектральная чувствительность: Отношение спектральной чувствительности приемника при данной длине волны излучения к максимальному значению спектральной чувствительности или спектральной чувствительности при некоторой другой длине волны.
3.9 ПЗС-матрица: Специализированная аналоговая интегральная микросхема, состоящая из светочувствительных фотодиодов, выполненная на основе кремния, использующая технологию приборов с зарядовой связью (ПЗС).
3.10 полевая диафрагма: Диафрагма оптического прибора, ограничивающая на изображении объекта измерения площадку, яркость которой измеряется.
3.11 светлота: Уровень зрительного ощущения, производимого яркостью в зависимости от условий наблюдения.
3.12 средняя яркость дорожного покрытия , кд/м: Яркость сухого дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося в стандартных условиях наблюдения на оси полосы движения транспорта, средневзвешенная по площади проезжей части заданного участка.
3.13 средняя яркость дорожного покрытия в переходной зоне тоннеля , кд/м: Средняя по площади проезжей части яркость сухого дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося на оси полосы движения транспорта в переходной зоне тоннеля.
3.14 средняя яркость пороговой зоны тоннеля , кд/м: Средняя яркость дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля.
3.15 стационарный способ измерения: Способ измерения яркости, при котором яркомер в момент регистрации показаний или яркостных изображений неподвижен.
3.16 тест-образец: Фрагмент покрытия проезжей части дороги установленных размеров и светоотражающих свойств, используемый в качестве заменителя реального покрытия данного типа при измерении яркости дорожного покрытия.
Примечание - Тест-образец изготовляют в лабораторно-заводских условиях или вырубают из реального дорожного покрытия.
3.17 транспортная зона тоннеля: Часть строительного комплекса автодорожного тоннеля, содержащая непосредственно проезжую часть, заключенную между въездным и выездным порталами.
3.18 яркость , кд/м: Отношение светового потока , переносимого элементарным пучком лучей, проходящим через заданную точку и распространяющимся в телесном угле , содержащем заданное направление, к произведению площади проходящего через заданную точку сечения этого пучка , косинуса угла между нормалью к этому сечению и направлением пучка лучей и телесного угла :
.
3.19 яркость адаптации в подъездной зоне тоннеля , кд/м: Средняя яркость в коническом поле зрения, стягиваемом углом 20°, с вершиной в месте расположения глаза подъезжающего к тоннелю водителя и осью, направленной на центр въездного портала тоннеля.
Примечание - Яркость адаптации определяют применительно к водителю, расположенному на расстоянии безопасного торможения (РБТ) от въездного портала тоннеля в середине соответствующей проезжей части дороги.