2.1. Характеристики (свойства)
2.1.1. Тару следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.1.2. Конструкция тары должна обеспечивать:
сохранность находящихся в таре грузов в процессе транспортирования, выполнения погрузочно-разгрузочных работ и хранения;
возможность механизированного выполнения погрузочно-разгрузочных работ с применением вилочных погрузчиков и грузоподъемных кранов;
прочность в целом, а также ее частей при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и штабелировании на наибольшее количество ярусов в соответствии с технической документацией на тару конкретного типа.
2.1.3. Расчетную нагрузку на нижнюю тару в штабеле , вычисляют по формуле:
где - масса брутто тары, т;
- количество ярусов тары.
Расчетную нагрузку на нижнюю тару в штабеле при перемещении любым видом транспорта, вычисляют по формуле:
где - количество ярусов тары при перемещении.
Расчетная нагрузка на тару, используемую в режиме межзаводского и внутризаводского перемещения, равна:
для дна и опоры - 2;
для стенки и стойки - 1,1 (за исключением тары с сетчатыми стенками).
Расчетная нагрузка на тару, используемую с применением автоматических средств транспортирования, равна:
для дна и опоры - 1,25;
для стенки и стойки - 0,7 (за исключением тары с сетчатыми стенками).
2.1.4. Тара должна иметь фиксирующие устройства, обеспечивающие устойчивость при ее штабелировании. При этом свободный ход штабелируемой тары в фиксирующих устройствах не должен превышать 30 мм.
2.1.5. Фиксирующие устройства тары при штабелировании должны обеспечивать:
установку тары подъемно-транспортными машинами и механизмами;
устойчивость тары в штабеле при максимальном количестве ярусов на ровной площадке с твердым покрытием, имеющим уклон не более 0,003 с учетом допуска плоскостности.
2.1.6. При наличии в конструкции тары строповочных элементов последние должны обеспечивать возможность захвата тары грузоподъемными приспособлениями (стропы, траверсы и т.п.).
2.1.7. Допуск прямолинейности, параллельности, перпендикулярности поверхностей любых сборочных единиц и деталей тары не должен превышать 0,3% от длины этих поверхностей.
2.1.8. Разность длин двух любых диагоналей тары в одной плоскости не должна превышать 0,5% от длины одной диагонали.
2.1.9. Предельные отклонения габаритных размеров тары должны быть от 0 до минус 5 мм.
2.1.10. Допуск плоскостности опорной поверхности тары, работающей в режиме межзаводского и внутризаводского перемещения, не должен превышать указанного в таблице.
мм
Длина тары |
Ширина тары |
Допуск плоскостности |
300 |
200 |
1,0 |
400 |
300 |
|
600 |
400 |
2,0 |
800 |
600 |
2,5 |
1000 |
800 |
|
1200 |
800 |
|
1200 |
1000 |
|
1600 |
1000 |
4,0 |
1600 |
1200 |
Допуск плоскостности опорной поверхности тары, работающей с применением автоматических средств транспортирования, не должен быть более 2,0 мм.
2.1.11. Откидные и съемные сборочные единицы и детали тары должны легко устанавливаться и фиксироваться в положениях, указанных в рабочих чертежах.
2.1.12. Тара с крышкой должна иметь устройства, препятствующие произвольному открыванию крышки, позволяющие ее опломбировать.
2.1.13. Крышка должна выдерживать нагрузку, равную 1 кН (100 кгс), равномерно распределенную на площади 100Х100 мм.
2.1.14. Сборка стенок и основания складной тары должна производиться болтовыми, шарнирными и другими соединениями, обеспечивающими неизменяемость геометрических размеров тары.
2.1.15. Металлические детали должны изготовлять:
болтовые, шарнирные соединения - из стали с механическими свойствами не ниже стали 35 по ГОСТ 1050-74;
остальные - из стали В Ст. 3 по ГОСТ 380-71 спокойной или полуспокойной плавки, или других марок стали, не уступающих указанной по технологическим и прочностным характеристикам.
2.1.16. Типы и конструктивные элементы швов сварных соединений должны соответствовать ГОСТ 5264-80, ГОСТ 14771-76, ГОСТ 15878-79. Места, подлежащие сварке, должны быть очищены от загрязнений, масла, окалины, коррозии.
2.1.17. В швах сварных соединений не допускаются трещины, непровары, местные наплывы, прожоги, подплавления основного металла, незаваренные кратеры, свищи, пористость и шлаковые включения.
2.1.18. Параметр шероховатости по ГОСТ 2789-73 обработанных металлических поверхностей должен быть 320 мкм.
2.1.19. Деревянные детали должны изготовляться из пиломатериалов хвойных пород по ГОСТ 8486-86 и ГОСТ 24454-80 или из березы, липы и тополя по ГОСТ 2695-83.
Деревянные детали тары не должны иметь пороков древесины, тупого обзола более, чем на одном ребре любой детали, острого обзола, механических повреждений (отщепы, сколы, запилы и т.д.), прорости, рака и инородных включений, а также пластовых трещин, расположенных от торцов досок ближе, чем на 50 мм. Влажность деревянных деталей не должна превышать 22%.
2.1.20. Каждая доска должна быть цельной. Сучки на досках настила в местах установки крепежных деталей не допускаются.
2.1.21. Отверстия от сучков, выпавших при обработке досок, должны заделываться пробками из древесины той же породы, что и доски с применением водостойкого клея. Влажность древесины пробок при заделке отверстий - не более 22%.
2.1.22. Шероховатость деревянных деталей тары (верхней поверхности днища, стенок и крышки) должна быть не более 500 мкм, остальных поверхностей - 1200 мкм, по ГОСТ 7016-82.
2.1.23. Деревянные детали должны соединяться с металлическими при помощи винтов, заклепок и др.
2.1.24. Размеры деревянных деталей тары должны быть выполнены с предельными отклонениями ± по ГОСТ 6449.1-82.
2.1.25. Поверхность металлических деталей тары не должна иметь плен, трещин, расслоений, рванин.
2.1.26. Поверхности, подлежащие окраске, перед грунтовкой должны быть очищены от ржавчины, сварочных брызг, заусенцев и обезжирены.
2.1.27. Наружная и внутренняя поверхности тары должны быть загрунтованы и окрашены. Лакокрасочные покрытия должны быть по внешнему виду VII класса по ГОСТ 9.032-74, группа условий эксплуатации - Y2 по ГОСТ 9.104-79.
По согласованию с потребителем допускается изготовлять тару загрунтованной.
Материалы, применяемые для покрытия тары, приведены в приложении.
2.1.28. Удельная материалоемкость металлической тары, используемой в режиме межзаводского и внутризаводского перемещения, должна быть не более 0,15, деревянно-металлической - 0,17.
2.1.29. Срок службы металлической тары - 6 лет, используемой с применением только автоматических средств транспортирования - 8 лет.
2.1.30. Срок службы деревянно-металлической тары - 3 года, используемой с применением только автоматических средств транспортирования - 5 лет.
2.2. Маркировка
На каждую единицу тары должны быть нанесены:
дата изготовления;
товарный знак предприятия-изготовителя;
условное обозначение;
масса тары, кг;
масса брутто, кг.
Допускается на тару, изготавливаемую для собственных нужд предприятия, товарный знак не наносить и вводить дополнительные виды маркировки (принадлежность к цеху, участку, назначение и т.п.). Место и способ нанесения маркировки указываются в рабочих чертежах на тару.
2.3. Упаковка
Тара отправляется заказчику без консервации и упаковки, окрашенной в соответствии с требованиями рабочих чертежей или только загрунтованной по согласованию с заказчиком.