3.1.1 Разработку межгосударственных стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации, с соблюдением ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 3 и 4) и с учетом приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС).
Межгосударственные стандарты разрабатывают на объекты стандартизации и с учетом основных направлений работ по межгосударственной стандартизации, которые определены в ГОСТ 1.0 (разделы 7 и 5).
3.1.2 Межгосударственный технический комитет по стандартизации, за которым закреплена соответствующая сфера деятельности или объект стандартизации (далее - МТК), проводит работы с соблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.4 (разделы 6 и 7).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1.3 Разработку межгосударственного стандарта осуществляют на основании программы межгосударственной стандартизации или по решению МГС. Основанием для разработки межгосударственного стандарта может быть также межгосударственная программа стандартизации по определенному направлению деятельности или группе продукции.
Примечание - Программу межгосударственной стандартизации, протоколы заседаний МГС, межгосударственные программы стандартизации по направлениям деятельности и группам продукции размещают на официальном сайте МГС.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1.4 Разработку межгосударственного стандарта осуществляют в следующем порядке:
- первая стадия - организация разработки межгосударственного стандарта;
- вторая стадия - разработка первой редакции проекта межгосударственного стандарта и ее рассмотрение в государствах - участниках Соглашения ;
- третья стадия - разработка окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта, ее рассмотрение в государствах - участников Соглашения и голосование;
- четвертая стадия - рассмотрение окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в государствах - участниках Соглашения, принятие межгосударственного стандарта и его регистрация.
В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта межгосударственного стандарта (например, в случаях, указанных в 4.7) или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).
3.1.5 Положения, устанавливаемые в межгосударственном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии по отношению к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.
3.1.5.1 Разрабатываемый межгосударственный стандарт не должен включать нормы, которые должны содержаться в нормативных правовых актах, регламентирующих, например, взаимоотношения сторон, в том числе взаимоотношения по поставкам между изготовителями, поставщиками, потребителями, заказчиками и т.д., которые регулируются нормами национального законодательства и договорными обязательствами.
3.1.5.2 Разрабатываемый межгосударственный стандарт не должен устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение его требований.
3.1.6 Разработку межгосударственного стандарта на основе применения международного или регионального стандарта или на основе применения международного документа, не являющегося международным стандартом*, осуществляют в случаях и с соблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.3.
_______________
* Сведения о международных документах, не являющихся международными стандартами, приведены в ГОСТ 1.3 (приложение Б).
3.1.6.1 В качестве основы для проекта межгосударственного стандарта также может быть предложен национальный стандарт государства-разработчика, другого государства - участника Соглашения или иной страны.
3.1.6.2 При использовании в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта национального стандарта должны быть соблюдены следующие условия:
- содержание применяемого национального стандарта должно удовлетворять целям межгосударственной стандартизации, установленным в ГОСТ 1.0 (раздел 3);
- наличие соглашения, допускающего такое применение национального стандарта, или с разрешения правомочного на это органа.
3.1.7 При разработке межгосударственного стандарта необходимо обеспечить увязку его положений с положениями принятых ранее межгосударственных стандартов. Если эти положения устарели и противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с разделом 5 или их отмену в соответствии с разделом 6.
3.1.8 Проект межгосударственного стандарта и иных документов, используемых в процессе его разработки, оформляют в электронно-цифровой форме.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1.9 Разработку межгосударственного стандарта осуществляют с использованием информационной системы Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2.1 Планирование разработки межгосударственного стандарта осуществляют в соответствии с ГОСТ 1.6.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2.2 Организацию работ по разработке проекта межгосударственного стандарта в государстве - участнике Соглашения осуществляет национальный орган по стандартизации (далее - национальный орган) этого государства.
Примечание - Конкретные правила организации разработки проектов межгосударственных стандартов (начиная с подачи соответствующих предложений) в государствах - участниках Соглашения могут быть установлены национальными органами этих государств.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2.3 Разработчиком проекта межгосударственного стандарта (далее - разработчик) должна быть организация, которая специализируется по данному виду продукции (услуг, технологий или иному объекту стандартизации) и имеет в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал. Выбор разработчика осуществляет заказчик разработки**.
_______________
** За исключением случая инициативной разработки за счет собственных средств и сил.
Примечание - Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта межгосударственного стандарта определяется техническим заданием на эту разработку и/или соответствующим договором. В частности в них может быть оговорена необходимость представления проекта межгосударственного стандарта заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки.
3.2.4 В обоснованных случаях для разработки межгосударственного стандарта может быть создана рабочая группа из квалифицированных специалистов разных организаций, которые имеют опыт разработки нормативных и/или технических документов в данной области. При этом в рабочую группу могут быть включены по предложению национальных органов их полномочные представители в МТК, представители аналогичных национальных ТК или иные специалисты, компетентные в этой области.
3.3.1 Разработчик межгосударственного стандарта разрабатывает первую редакцию проекта стандарта и готовит пояснительную записку к нему.
3.3.2 При разработке проекта межгосударственного стандарта учитывают установленные в ГОСТ 1.5 (раздел 7) общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, а при использовании в качестве основы международных и региональных стандартов или международных документов, не являющихся международными стандартами, руководствуются ГОСТ 1.3.
3.3.3 При разработке проекта межгосударственного стандарта используют или учитывают:
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- действующие международные, европейские и межгосударственные стандарты, а также международные документы, не являющиеся международными стандартами;
- правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН);
- национальные стандарты государств - участников Соглашения;
- национальные стандарты экономически развитых стран;
- прочую информацию о современных достижениях науки, техники и технологии;
- предложения членов МТК, национальных органов государств - участников Соглашения и иных органов их государственного управления, национальных ТК, а также различных юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке межгосударственного стандарта.
3.3.3.1 При отсутствии у разработчика национальных стандартов и технических регламентов других государств - участников Соглашения эти документы могут быть запрошены через национальный орган своего государства - у национальных органов этих государств.
3.3.3.2 При использовании в проекте межгосударственного стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства государства-разработчика. При этом необходимую информацию приводят в пояснительной записке к проекту и в предисловии стандарта.
Примечание - МГС не несет ответственность за патентную чистоту содержания разрабатываемого межгосударственного стандарта или за объективность указанной разработчиком информации о патентных правах патентообладателя (лицензиара). Соответствующее предупреждение приводят в предисловии межгосударственного стандарта при подготовке его к принятию. Патентообладатель (лицензиар) может заявить о своих правах на изобретение в процессе рассмотрения проекта межгосударственного стандарта или после введения принятого межгосударственного стандарта в действие. В последнем случае в предисловие межгосударственного стандарта вносят поправку для указания информации о наличии в межгосударственном стандарте объектов патентного права и патентообладателе (лицензиаре).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта межгосударственного стандарта - по ГОСТ 1.5 (разделы 3 и 4, подразделы 6.1 и 6.2).
3.3.5 При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного (регионального) стандарта или международного документа, не являющегося международным стандартом, соблюдают правила изложения и оформления, установленные ГОСТ 1.3.
3.3.6 В пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта приводят:
- основание для разработки данного стандарта с указанием номера темы по программе межгосударственной стандартизации;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, если это необходимо для конкретизации соответствующих сведений, приведенных в разделе 1 разрабатываемого стандарта;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование разработки межгосударственного стандарта, в том числе обоснование целесообразности его разработки на межгосударственном уровне;
- сведения о взаимосвязи проекта межгосударственного стандарта с другими межгосударственными стандартами, правилами и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и/или сведения о применении при разработке проекта межгосударственного стандарта международного (регионального или национального) стандарта (международного документа, не являющегося международным стандартом);
- предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые противоречат разрабатываемому стандарту;
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке межгосударственного стандарта;
- сведения о разработчике с указанием его сайта в сети Интернет, почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты.
При необходимости, обусловленной особенностями объекта и/или аспекта стандартизации, в пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта также приводят сведения о патентной чистоте его проекта или предусмотренную законодательством государства-разработчика информацию об использовании при разработке данного стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.3.7 Разработчик направляет первую редакцию проекта межгосударственного стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат соответствующего по тематике МТК и национальный орган своего государства. При этом проект межгосударственного стандарта и пояснительную записку представляют в электронном виде в форматах (*.DOC) или (*.PDF).
3.3.8 Национальный орган государства-разработчика размещает проект межгосударственного стандарта и пояснительную записку к нему в АИС МГС для рассмотрения. При этом срок рассмотрения первой редакции проекта межгосударственного стандарта составляет три месяца. Данный срок может быть сокращен до двух месяцев, если это обусловлено объективной причиной, которую указывают в пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта.
3.3.9 Полномочные представители государств - членов МТК (или национальные органы государств, не являющихся членами данного МТК) организуют рассмотрение проекта межгосударственного стандарта (в том числе его публичное обсуждение) в своих государствах, собирают и анализируют отзывы заинтересованных органов государственного управления, организаций и иных юридических и физических лиц.
Если в отношении данного объекта и аспекта стандартизации разрабатываемого стандарта не создан МТК, то там, где упоминаются полномочные представители государств - членов МТК, их функции выполняют национальные органы государств, заинтересованных в применении данного стандарта, или уполномоченные ими секретариаты национальных ТК, или иные организации.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.3.10 Замечания и предложения, приводимые в отзыве на первую редакцию проекта межгосударственного стандарта, рекомендуется излагать в следующей последовательности:
- по проекту в целом;
- по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, таблицам, графическим материалам, приложениям - в порядке изложения проекта данного стандарта.
Все предложения по проекту межгосударственного стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить конкретный характер.
3.3.11 На основании отзывов заинтересованных органов государственного управления, организаций и иных лиц полномочный представитель государства в МТК готовит обобщенный отзыв от этого государства на проект межгосударственного стандарта. Если государство не является членом данного МТК, то обобщенный отзыв этого государства готовит лицо, которое назначено национальным органом этого государства.
3.3.12 Полномочный представитель государства в МТК или национальный орган размещает отзыв на проект межгосударственного стандарта от имени своего государства в АИС МГС, используя шаблон, установленный в АИС МГС.
3.4.1 После истечения срока рассмотрения первой редакции проекта межгосударственного стандарта секретариат МТК обобщает отзывы, размещенные в АИС МГС, и в десятидневный срок направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции данного проекта, прилагая в случае необходимости свои рекомендации о целесообразности реализации предложений и учета замечаний, содержащихся в этих отзывах.
Если в отношении данного объекта и аспекта стандартизации разрабатываемого стандарта не создан МТК, то указанные выше функции выполняет национальный орган государства-разработчика или уполномоченный им секретариат национального ТК, или иная организация.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.4.2 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта с учетом поступивших замечаний и предложений. При этом целесообразность учета замечаний и предложений, поступивших по истечении срока рассмотрения первой редакции данного проекта, определяет разработчик, если иное не установлено национальным органом государства-разработчика.
Примечание - Срок подготовки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта, установленный национальным органом государства-разработчика или иным заказчиком разработки, указывают в программе межгосударственной стандартизации.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.4.3 При подготовке окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта разработчик готовит сводку отзывов на его первую редакцию по форме и правилам ее заполнения, которые приведены в приложении А. При этом используют шаблон отзыва, размещенный в АИС МГС, а в пояснительную записку к окончательной редакции данного проекта включают характеристику учета полученных замечаний и предложений.
3.4.4 В случае разработки промежуточных (второй и последующих) редакций проекта межгосударственного стандарта соблюдают процедуру разработки, установленную для первой редакции (см. 3.3). При этом в АИС МГС вместе с данным проектом и пояснительной запиской размещают сводку отзывов на его предыдущую редакцию.
3.4.5 Разработчик направляет окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта, пояснительную записку к ней и сводку отзывов на первую редакцию в секретариат МТК и национальный орган своего государства, который организует рассмотрение данного проекта в этом государстве.
Примечание - Порядок рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта стандарта в государстве-разработчике устанавливает его национальный орган.
3.4.6 После рассмотрения окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в государстве-разработчике ее рассматривают в МТК в соответствии с ГОСТ 1.4 (раздел 7). Срок рассмотрения не должен превышать двух месяцев.
Допускается одновременное рассмотрение окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в государстве-разработчике и в МТК.
3.4.7 С учетом рекомендаций МТК национальный орган государства-разработчика размещает окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта, а также пояснительную записку к данному проекту и сводку отзывов на первую редакцию в АИС МГС для голосования национальных органов.
При этом срок рассмотрения окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в странах составляет два месяца.
3.4.8 Национальные органы государств организуют рассмотрение окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в своих государствах в течение предоставленного для этого срока.
3.4.6-3.4.8 (Измененная редакция, Изм. N 1).