СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение (с Изменением N 1)

СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение (с Изменением N 1)

Наружное освещение городских и сельских поселений


7.28 Освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно табл.11*.



Таблица 11*

Кате-
гория объекта по осве-
щению

Улицы, дороги и площади

Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч

Средняя яркость покрытия, кд/мЧисло

Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк

1

2

3

4

5

А

Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения

Св. 3000

1,6

20



Св. 1000 до 3000

1,2

20

От 500 " 1000

0,8

15

Б

Магистральные улицы районного значения

Св. 2000

1,0

15

Св. 1000 до 2000

0,8

15


От 500 " 1000

0,6

10


Менее 500

0,4

10

В

Улицы и дороги местного значения

500 и более

0,4

6

Менее 500

0,3

4

Одиночные автомобили

0,2

4

Примечания

1. Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается равной 1,6 кд/мЧислов черте городов и не менее 1,0 кд/мЧисло вне городов на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам.

2. Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях не менее 0,8 кд/мЧисло или 10 лк.

3. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с покрытием из брусчатки, гранитных плит и других материалов регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности по табл.11*.

4. Уровень освещения улиц местного значения, примыкающих к скоростным дорогам и магистральным улицам, должен быть не менее одной трети от уровня освещения скоростной дороги или магистральной улицы на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.

5. На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог с интенсивностью движения более 500 ед/ч следует предусматривать повышение нормы освещения не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения пересекаемой проезжей части. Увеличение уровня освещения достигается за счет изменения шага опор, установки дополнительных или более мощных световых приборов, использования осветленного покрытия на переходе и т.п.



Освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещенности покрытий проезжей части согласно табл.11*.

Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий - 4 лк и при покрытии низшего типа - 2 лк.

Примечания

1. Категории улиц и дорог городов по функциональному назначению принимаются в соответствии с классификацией СНиП 2.07.01.

2. Дорожные покрытия относятся к усовершенствованным, переходным или низшим типам в соответствии с классификацией.


7.29 Средняя яркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней яркости покрытия проезжей части этих улиц, дорог и площадей, приведенной в табл.11*.

7.30* Отношение минимальной яркости покрытия к среднему значению должно быть не менее 0,4 при норме средней яркости более 0,6 кд/мЧисло и не менее 0,3 при норме средней яркости 0,6 кд/мЧисло и ниже.

Отношение минимальной яркости покрытия к максимальной по полосе движения должно быть не менее 0,6 при норме средней яркости более 0,6 кд/мЧисло и не менее 0,4 при норме средней яркости 0,6 кд/мЧисло и ниже.

7.31 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия непроезжих частей улиц, дорог и площадей, бульваров и скверов, пешеходных улиц и территорий микрорайонов в городских поселениях следует принимать согласно табл.12.

Таблица 12

Освещаемые объекты

Средняя горизонтальная освещенность, лк

1

2

1 Главные пешеходные улицы, непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади

10

2 Пешеходные улицы:

в пределах общественных центров

6

на других территориях

4

3 Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий:


А и Б

4

В

2*

4 Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий

10

5 Пешеходные мостики

10

6 Пешеходные тоннели:


днем

100

вечером и ночью

50

7 Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью

20

8 Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий (табл.11*):


А

6

Б

4

В

2

Территории микрорайонов


9 Проезды:

основные

4

второстепенные, в том числе тротуары-подъезды

2

10 Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках

2

11 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр

10

______________
* Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В с переходными и низшими типами покрытий.



7.32 На главных пешеходных улицах исторических городов средняя полуцилиндрическая освещенность должна быть не менее 6 лк.

7.33 Среднюю горизонтальную освещенность территорий общественных зданий следует принимать по табл.13.



Таблица 13

Освещаемые объекты

Средняя горизонтальная освещенность, лк

1

2

Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты, учебные заведения



1 Групповые и физкультурные площадки

10

2 Площадки для подвижных игр зоны отдыха

10

3 Проезды и подходы к корпусам и площадкам

4

Санатории, дома отдыха


4 Въезд на территорию

6

5 Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и подобным зданиям

4

6 Центральные аллеи парковой зоны

4

7 Боковые аллеи парковой зоны

2

8 Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.)

10

9 Площадки для настольных игр, открытые читальни*

10

________________
* Освещенность столов для чтения и настольных игр принимается по нормам освещенности помещений.


7.34 Среднюю горизонтальную освещенность территорий парков, стадионов и выставок следует принимать по табл.14.

Таблица 14


Средняя горизонтальная освещенность, лк

Освещаемые объекты

обще-
городские парки

районные сады

стадионы

выставки

1

2

3

4

5

1 Главные входы

6

4

10

10

2 Вспомогательные входы

2

1

6

6

3 Центральные аллеи

4

2

6

10

4 Боковые аллеи

2

1

4

6

5 Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр

10

10

-

20

6 Зоны отдыха на территориях выставок

-

-

-

10


7.35 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по табл.15.

Таблица 15

Освещаемые объекты

Средняя горизонтальная освещенность, дк

1 Главная улица, площади общественных и торговых центров

4

2 Улицы в жилой застройке:


основная

4

второстепенная (переулок)

2

проезд

2

3 Поселковая дорога

2

Примечания

1 Средняя освещенность основных проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов должна быть 2 лк, остальных проездов - 1 лк.

2 На территории блоков хозяйственных построек и сараев, расположенных вне селитебной зоны сельских поселений, средняя освещенность проездов между рядами построек должна быть 1 лк.


7.36 Освещенность участков автомобильных дорог общей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по табл.11* или в соответствии с п.7.28 настоящих норм.

7.37 В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях улиц или проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть, лк:

в городах и поселках

2

в сельских населенных пунктах

1


В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м.

7.38 Норма освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должна соответствовать норме освещения улицы. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 6 лк.

7.39* Средняя горизонтальная освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по табл.16*, а в вечернем и ночном режимах - равной 50 лк.

Таблица 16*

Длина тоннеля, м

Скорость движения, км/ч

Система осве-
щения

Средняя горизонтальная освещенность (лк) покрытия проезжей части на расстоянии от начала въездного портала, м


10-30

50

75

100

125

150

175

200

250

300

350

400

450

500 и более

61-100

60

Встречная

500

250

100

50












80

"

600

500

300

100












100

"

750

750

500

200











Более 100

60

"

1250

740

280

160

110

80

60

50

50

50

50

50

50

50


80

"

1500

1500

1050

600

330

210

160

120

80

50

50

50

50

50


100

"

2000

2000

2000

1700

1300

940

530

360

195

120

90

80

50

50


60

Симмет-
ричная

2000

1200

500

250

180

120

90

80

50

50

50

50

50

50


80

"

2500

2500

1750

1000

530

340

220

180

115

80

65

50

50

50


100

"

3000

3000

3000

2550

2000

1400

900

580

300

200

140

110

80

50

Примечание - В табл.16* ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя.


В тоннелях длиной более 100 м при значительном экранировании небосвода над въездным порталом в поле зрения водителя окружающей застройкой, естественными возвышениями и др., а также при интенсивности движения менее 600 транспортных единиц в час следует снижать максимальную величину средней горизонтальной освещенности на въезде на одну ступень с пропорциональным уменьшением остальных освещенностей въездной зоны. Средняя горизонтальная освещенность внутренней зоны тоннелей постоянна и составляет во всех случаях 50 лк: в тоннелях с односторонним движением - до выездного портала, а при движении в обоих направлениях - между концами обеих въездных зон.

Во въездной зоне тоннелей с односторонним движением должна использоваться система "встречного освещения", а с движением в обоих направлениях - система "симметричного освещения".

При длине тоннеля до 60 м средняя горизонтальная освещенность должна быть 50 лк во всех режимах.

Транспортные тоннели длиной более 100 м должны оборудоваться световыми указателями запасных выходов и направлений движения к ним.

В транспортных тоннелях, имеющих одну стену с открытыми проемами, занимающими более 25% ее площади, а также в тоннелях местного значения, предназначенных для проезда одиночных средств личного и общественного транспорта, средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в дневное время должна соответствовать требованиям табл.17*.

Таблица 17*

Освещаемые объекты

Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м


5

25

50

75

100 и более

Тоннель местного значения

250

250

150

100

50

Тоннель с проемами в одной стене

150

150

100

75

50



В транспортных тоннелях любого типа с криволинейной трассой радиусом в плане 350 м и менее в зоне въезда на протяжении 75 м от портала величина вертикальной освещенности стены большего радиуса или стены, имеющей проемы, на высоте 2 м от покрытия проезжей части должна быть не менее 0,5 величины горизонтальной освещенности при интегральном коэффициенте отражения менее 0,4. При любом профиле тоннеля в горизонтальной плоскости величина вертикальной освещенности на стенах на высоте до 2 м во въездной зоне на протяжении не менее 200 м от портала должна составлять не менее 0,5 величины горизонтальной освещенности покрытия проезжей части.

Допускается предусматривать автоматическое регулирование искусственного освещения въездной части тоннеля в зависимости от уровня естественной наружной освещенности начиная от 10000 лк и ниже исходя из отношения величины искусственной освещенности в начале въезда к естественной 1:10 и сохранения снижения искусственной освещенности во всей въездной зоне по табл.16* и 17*.


7.40 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине принимается по нормам освещения тоннелей согласно п.7.39*.

7.41* На подъездах к местам заправки и хранения транспорта, а также на открытых автостоянках на улицах нормы средней горизонтальной освещенности должны соответствовать требованиям табл.18*.

Таблица 18*

Освещаемые объекты

Средняя горизонтальная освещенность, лк

1

2

Топливозаправочные пункты и автозаправочные станции

1. Подъездные пути с улиц и дорог:


категорий А и Б

10

категории В

6

2. Места заправки и слива нефтепродуктов

20

3. Остальная территория, имеющая проезжую часть

10

Стоянки, площадки для хранения подвижного состава

1. Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц

4

2. Открытые стоянки в микрорайонах

2

3. Проезды между рядами гаражей боксового типа

4


7.42 Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней освещенности: св. 6 лк - не более 3:1, от 4 до 6 лк - не более 5:1, менее 4 лк - не более 10:1.

7.43 Нормы освещения разрешается увеличивать в столицах суверенных республик, городах-героях, исторических, курортных и портовых городах республиканского значения, а также в крупнейших и крупных городах:

а) на 0,2-0,4 кд/мЧисло - для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б с усовершенствованными типами покрытий;

б) до 20 лк - для осветительных установок непроезжих частей площадей категорий А и Б и предзаводских площадей, главных входов стадионов и выставок;

в) до 10 лк - для осветительных установок улиц и дорог категории Б с переходными типами покрытий и главных входов общегородских парков.

7.44* В ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,4 кд/мЧисло или средней освещенности более 4 лк путем выключения не более половины светильников, исключая при этом выключение подряд расположенных, либо без отключения светильников с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления в установке до уровня не ниже 50% ее нормируемого уровня наружного освещения.

Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения:

на 30% при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины;

на 50% при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины.

На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/мЧисло или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.

7.45* На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150.

Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по табл.9.

На улицах категорий А и Б установки наружного освещения всех видов не должны создавать на окнах жилых зданий вертикальную освещенность, превышающую:

7 лк при норме средней яркости проезжей части 0,4 кд/мЧисло;

10 лк при норме 0,6-1,0 кд/мЧисло;

20 лк при норме 1,2-1,6 кд/мЧисло.

На улицах категории В, на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.

7.46 В установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением - преимущественно с натриевыми лампами высокого давления.

7.47 Высота размещения световых приборов на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением должна приниматься согласно СНиП 2.05.09.

7.48 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам без применения специального инструмента.

7.49* В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Сила света светильников в плоскости, параллельной оси проезжей части, не должна превышать под углами 75°, 80°, 85° и 90° соответственно 50, 20, 10 и 0 кд на 1000 лм.

Высота расположения светильников на стенах тоннеля должна быть не менее 4 м.

7.50* В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными и призматическими рассеивателями:

лампами ДНАТ (ДНАС) мощностью до 110 Вт;

с лампами ДРИ мощностью 70 Вт;

с лампами ДРЛ мощностью до 125 Вт;

с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт;

а также протяженные световоды с лампами мощностью до 400 Вт.

7.51* На территории открытых рынков и торговых ярмарок средняя горизонтальная освещенность площадок, проездов, проходов между рядами павильонов, палаток, контейнеров и др. должна быть не менее 10 лк вне зависимости от их категории и занимаемой площади.

Отношение вертикальной освещенности к горизонтальной должно быть не менее 1:2. При этом вертикальная освещенность определяется в поперечной плоскости к оси проезда на высоте 1,5 м; горизонтальная освещенность - на уровне покрытия.

После закрытия рынка или торговой ярмарки допускается снижать уровень средней горизонтальной освещенности до 4 лк. При этом минимальная освещенность не должна быть менее 2 лк.

7.52* В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть 2 лк.

7.53* На территории автозаправочных станций и автостоянок, прилегающих к улицам и дорогам с транспортным движением, светильники рассеянного света должны устанавливаться на высоте не менее 3 м при световом потоке ламп до 6000 лм и не менее 4 м при световом потоке более 6000 лм. Для освещения указанных объектов не допускается применять прожекторы, расположенные на крышах и навесах и направленные в сторону улицы или дороги.

Таблица 19 исключена.

7.54* При использовании для освещения больших площадей и транспортных развязок, в том числе и в нескольких уровнях, опор высотой 20 м и более устанавливаемые на них световые приборы должны иметь максимум силы света под углом не более 65° к вертикали. Высота светильников над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.

7.55* Над каждым входом в здание или рядом с ним должны быть установлены светильники, обеспечивающие уровни средней горизонтальной освещенности не менее:

на площадке основного входа - 6 лк;

запасного или технического входа - 4 лк;

на пешеходной дорожке длиной 4 м у основного входа в здание - 4 лк.

      Сервис онлайн тестирования