7.28 Освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно табл.11*.
Таблица 11*
Кате- |
Улицы, дороги и площади |
Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч |
Средняя яркость покрытия, кд/м |
Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения |
Св. 3000 |
1,6 |
20 |
Св. 1000 до 3000 |
1,2 |
20 |
||
От 500 " 1000 |
0,8 |
15 |
||
Б |
Магистральные улицы районного значения |
Св. 2000 |
1,0 |
15 |
Св. 1000 до 2000 |
0,8 |
15 |
||
От 500 " 1000 |
0,6 |
10 |
||
Менее 500 |
0,4 |
10 |
||
В |
Улицы и дороги местного значения |
500 и более |
0,4 |
6 |
Менее 500 |
0,3 |
4 |
||
Одиночные автомобили |
0,2 |
4 |
||
Примечания | ||||
1. Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается равной 1,6 кд/мв черте городов и не менее 1,0 кд/м вне городов на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам. | ||||
2. Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях не менее 0,8 кд/м или 10 лк. | ||||
3. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с покрытием из брусчатки, гранитных плит и других материалов регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности по табл.11*. | ||||
4. Уровень освещения улиц местного значения, примыкающих к скоростным дорогам и магистральным улицам, должен быть не менее одной трети от уровня освещения скоростной дороги или магистральной улицы на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания. | ||||
5. На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог с интенсивностью движения более 500 ед/ч следует предусматривать повышение нормы освещения не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения пересекаемой проезжей части. Увеличение уровня освещения достигается за счет изменения шага опор, установки дополнительных или более мощных световых приборов, использования осветленного покрытия на переходе и т.п. |
Освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещенности покрытий проезжей части согласно табл.11*.
Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий - 4 лк и при покрытии низшего типа - 2 лк.
Примечания
1. Категории улиц и дорог городов по функциональному назначению принимаются в соответствии с классификацией СНиП 2.07.01.
2. Дорожные покрытия относятся к усовершенствованным, переходным или низшим типам в соответствии с классификацией.
7.29 Средняя яркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней яркости покрытия проезжей части этих улиц, дорог и площадей, приведенной в табл.11*.
7.30* Отношение минимальной яркости покрытия к среднему значению должно быть не менее 0,4 при норме средней яркости более 0,6 кд/м и не менее 0,3 при норме средней яркости 0,6 кд/м и ниже.
Отношение минимальной яркости покрытия к максимальной по полосе движения должно быть не менее 0,6 при норме средней яркости более 0,6 кд/м и не менее 0,4 при норме средней яркости 0,6 кд/м и ниже.
7.31 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия непроезжих частей улиц, дорог и площадей, бульваров и скверов, пешеходных улиц и территорий микрорайонов в городских поселениях следует принимать согласно табл.12.
Таблица 12
Освещаемые объекты |
Средняя горизонтальная освещенность, лк |
1 |
2 |
1 Главные пешеходные улицы, непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади |
10 |
2 Пешеходные улицы: |
|
в пределах общественных центров |
6 |
на других территориях |
4 |
3 Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий: |
|
А и Б |
4 |
В |
2* |
4 Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий |
10 |
5 Пешеходные мостики |
10 |
6 Пешеходные тоннели: |
|
днем |
100 |
вечером и ночью |
50 |
7 Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью |
20 |
8 Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий (табл.11*): |
|
А |
6 |
Б |
4 |
В |
2 |
Территории микрорайонов |
|
9 Проезды: |
|
основные |
4 |
второстепенные, в том числе тротуары-подъезды |
2 |
10 Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках |
2 |
11 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр |
10 |
______________ |
7.32 На главных пешеходных улицах исторических городов средняя полуцилиндрическая освещенность должна быть не менее 6 лк.
7.33 Среднюю горизонтальную освещенность территорий общественных зданий следует принимать по табл.13.
Таблица 13
Освещаемые объекты |
Средняя горизонтальная освещенность, лк |
1 |
2 |
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты, учебные заведения |
|
1 Групповые и физкультурные площадки |
10 |
2 Площадки для подвижных игр зоны отдыха |
10 |
3 Проезды и подходы к корпусам и площадкам |
4 |
Санатории, дома отдыха |
|
4 Въезд на территорию |
6 |
5 Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и подобным зданиям |
4 |
6 Центральные аллеи парковой зоны |
4 |
7 Боковые аллеи парковой зоны |
2 |
8 Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.) |
10 |
9 Площадки для настольных игр, открытые читальни* |
10 |
________________ |
7.34 Среднюю горизонтальную освещенность территорий парков, стадионов и выставок следует принимать по табл.14.
Таблица 14
Средняя горизонтальная освещенность, лк |
||||
Освещаемые объекты |
обще- |
районные сады |
стадионы |
выставки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 Главные входы |
6 |
4 |
10 |
10 |
2 Вспомогательные входы |
2 |
1 |
6 |
6 |
3 Центральные аллеи |
4 |
2 |
6 |
10 |
4 Боковые аллеи |
2 |
1 |
4 |
6 |
5 Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр |
10 |
10 |
- |
20 |
6 Зоны отдыха на территориях выставок |
- |
- |
- |
10 |
7.35 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по табл.15.
Таблица 15
Освещаемые объекты |
Средняя горизонтальная освещенность, дк |
1 Главная улица, площади общественных и торговых центров |
4 |
2 Улицы в жилой застройке: |
|
основная |
4 |
второстепенная (переулок) |
2 |
проезд |
2 |
3 Поселковая дорога |
2 |
Примечания | |
1 Средняя освещенность основных проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов должна быть 2 лк, остальных проездов - 1 лк. | |
2 На территории блоков хозяйственных построек и сараев, расположенных вне селитебной зоны сельских поселений, средняя освещенность проездов между рядами построек должна быть 1 лк. |
7.36 Освещенность участков автомобильных дорог общей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по табл.11* или в соответствии с п.7.28 настоящих норм.
7.37 В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях улиц или проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть, лк:
в городах и поселках |
2 |
в сельских населенных пунктах |
1 |
В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м.
7.38 Норма освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должна соответствовать норме освещения улицы. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 6 лк.
7.39* Средняя горизонтальная освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по табл.16*, а в вечернем и ночном режимах - равной 50 лк.
Таблица 16*
Длина тоннеля, м |
Скорость движения, км/ч |
Система осве- |
Средняя горизонтальная освещенность (лк) покрытия проезжей части на расстоянии от начала въездного портала, м |
|||||||||||||
10-30 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
500 и более |
|||
61-100 |
60 |
Встречная |
500 |
250 |
100 |
50 |
||||||||||
80 |
" |
600 |
500 |
300 |
100 |
|||||||||||
100 |
" |
750 |
750 |
500 |
200 |
|||||||||||
Более 100 |
60 |
" |
1250 |
740 |
280 |
160 |
110 |
80 |
60 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
80 |
" |
1500 |
1500 |
1050 |
600 |
330 |
210 |
160 |
120 |
80 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
|
100 |
" |
2000 |
2000 |
2000 |
1700 |
1300 |
940 |
530 |
360 |
195 |
120 |
90 |
80 |
50 |
50 |
|
60 |
Симмет- |
2000 |
1200 |
500 |
250 |
180 |
120 |
90 |
80 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
|
80 |
" |
2500 |
2500 |
1750 |
1000 |
530 |
340 |
220 |
180 |
115 |
80 |
65 |
50 |
50 |
50 |
|
100 |
" |
3000 |
3000 |
3000 |
2550 |
2000 |
1400 |
900 |
580 |
300 |
200 |
140 |
110 |
80 |
50 |
|
Примечание - В табл.16* ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя. |
В тоннелях длиной более 100 м при значительном экранировании небосвода над въездным порталом в поле зрения водителя окружающей застройкой, естественными возвышениями и др., а также при интенсивности движения менее 600 транспортных единиц в час следует снижать максимальную величину средней горизонтальной освещенности на въезде на одну ступень с пропорциональным уменьшением остальных освещенностей въездной зоны. Средняя горизонтальная освещенность внутренней зоны тоннелей постоянна и составляет во всех случаях 50 лк: в тоннелях с односторонним движением - до выездного портала, а при движении в обоих направлениях - между концами обеих въездных зон.
Во въездной зоне тоннелей с односторонним движением должна использоваться система "встречного освещения", а с движением в обоих направлениях - система "симметричного освещения".
При длине тоннеля до 60 м средняя горизонтальная освещенность должна быть 50 лк во всех режимах.
Транспортные тоннели длиной более 100 м должны оборудоваться световыми указателями запасных выходов и направлений движения к ним.
В транспортных тоннелях, имеющих одну стену с открытыми проемами, занимающими более 25% ее площади, а также в тоннелях местного значения, предназначенных для проезда одиночных средств личного и общественного транспорта, средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в дневное время должна соответствовать требованиям табл.17*.
Таблица 17*
Освещаемые объекты |
Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м |
||||
5 |
25 |
50 |
75 |
100 и более |
|
Тоннель местного значения |
250 |
250 |
150 |
100 |
50 |
Тоннель с проемами в одной стене |
150 |
150 |
100 |
75 |
50 |
В транспортных тоннелях любого типа с криволинейной трассой радиусом в плане 350 м и менее в зоне въезда на протяжении 75 м от портала величина вертикальной освещенности стены большего радиуса или стены, имеющей проемы, на высоте 2 м от покрытия проезжей части должна быть не менее 0,5 величины горизонтальной освещенности при интегральном коэффициенте отражения менее 0,4. При любом профиле тоннеля в горизонтальной плоскости величина вертикальной освещенности на стенах на высоте до 2 м во въездной зоне на протяжении не менее 200 м от портала должна составлять не менее 0,5 величины горизонтальной освещенности покрытия проезжей части.
Допускается предусматривать автоматическое регулирование искусственного освещения въездной части тоннеля в зависимости от уровня естественной наружной освещенности начиная от 10000 лк и ниже исходя из отношения величины искусственной освещенности в начале въезда к естественной 1:10 и сохранения снижения искусственной освещенности во всей въездной зоне по табл.16* и 17*.
7.40 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине принимается по нормам освещения тоннелей согласно п.7.39*.
7.41* На подъездах к местам заправки и хранения транспорта, а также на открытых автостоянках на улицах нормы средней горизонтальной освещенности должны соответствовать требованиям табл.18*.
Таблица 18*
Освещаемые объекты |
Средняя горизонтальная освещенность, лк |
1 |
2 |
Топливозаправочные пункты и автозаправочные станции | |
1. Подъездные пути с улиц и дорог: |
|
категорий А и Б |
10 |
категории В |
6 |
2. Места заправки и слива нефтепродуктов |
20 |
3. Остальная территория, имеющая проезжую часть |
10 |
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава | |
1. Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц |
4 |
2. Открытые стоянки в микрорайонах |
2 |
3. Проезды между рядами гаражей боксового типа |
4 |
7.42 Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней освещенности: св. 6 лк - не более 3:1, от 4 до 6 лк - не более 5:1, менее 4 лк - не более 10:1.
7.43 Нормы освещения разрешается увеличивать в столицах суверенных республик, городах-героях, исторических, курортных и портовых городах республиканского значения, а также в крупнейших и крупных городах:
а) на 0,2-0,4 кд/м - для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б с усовершенствованными типами покрытий;
б) до 20 лк - для осветительных установок непроезжих частей площадей категорий А и Б и предзаводских площадей, главных входов стадионов и выставок;
в) до 10 лк - для осветительных установок улиц и дорог категории Б с переходными типами покрытий и главных входов общегородских парков.
7.44* В ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,4 кд/м или средней освещенности более 4 лк путем выключения не более половины светильников, исключая при этом выключение подряд расположенных, либо без отключения светильников с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления в установке до уровня не ниже 50% ее нормируемого уровня наружного освещения.
Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения:
на 30% при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины;
на 50% при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины.
На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.
7.45* На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150.
Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по табл.9.
На улицах категорий А и Б установки наружного освещения всех видов не должны создавать на окнах жилых зданий вертикальную освещенность, превышающую:
7 лк при норме средней яркости проезжей части 0,4 кд/м;
10 лк при норме 0,6-1,0 кд/м;
20 лк при норме 1,2-1,6 кд/м.
На улицах категории В, на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.
7.46 В установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением - преимущественно с натриевыми лампами высокого давления.
7.47 Высота размещения световых приборов на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением должна приниматься согласно СНиП 2.05.09.
7.48 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам без применения специального инструмента.
7.49* В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Сила света светильников в плоскости, параллельной оси проезжей части, не должна превышать под углами 75°, 80°, 85° и 90° соответственно 50, 20, 10 и 0 кд на 1000 лм.
Высота расположения светильников на стенах тоннеля должна быть не менее 4 м.
7.50* В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными и призматическими рассеивателями:
лампами ДНАТ (ДНАС) мощностью до 110 Вт;
с лампами ДРИ мощностью 70 Вт;
с лампами ДРЛ мощностью до 125 Вт;
с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт;
а также протяженные световоды с лампами мощностью до 400 Вт.
7.51* На территории открытых рынков и торговых ярмарок средняя горизонтальная освещенность площадок, проездов, проходов между рядами павильонов, палаток, контейнеров и др. должна быть не менее 10 лк вне зависимости от их категории и занимаемой площади.
Отношение вертикальной освещенности к горизонтальной должно быть не менее 1:2. При этом вертикальная освещенность определяется в поперечной плоскости к оси проезда на высоте 1,5 м; горизонтальная освещенность - на уровне покрытия.
После закрытия рынка или торговой ярмарки допускается снижать уровень средней горизонтальной освещенности до 4 лк. При этом минимальная освещенность не должна быть менее 2 лк.
7.52* В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть 2 лк.
7.53* На территории автозаправочных станций и автостоянок, прилегающих к улицам и дорогам с транспортным движением, светильники рассеянного света должны устанавливаться на высоте не менее 3 м при световом потоке ламп до 6000 лм и не менее 4 м при световом потоке более 6000 лм. Для освещения указанных объектов не допускается применять прожекторы, расположенные на крышах и навесах и направленные в сторону улицы или дороги.
Таблица 19 исключена.
7.54* При использовании для освещения больших площадей и транспортных развязок, в том числе и в нескольких уровнях, опор высотой 20 м и более устанавливаемые на них световые приборы должны иметь максимум силы света под углом не более 65° к вертикали. Высота светильников над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.
7.55* Над каждым входом в здание или рядом с ним должны быть установлены светильники, обеспечивающие уровни средней горизонтальной освещенности не менее:
на площадке основного входа - 6 лк;
запасного или технического входа - 4 лк;
на пешеходной дорожке длиной 4 м у основного входа в здание - 4 лк.