ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в статьи 34 и 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 402 большая часть территории Ямало-Ненецкого автономного округа отнесена к перечню районов Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов и продукции.
Особую зависимость от стабильного функционирования досрочного завоза испытывают территории, где слабо развита или отсутствует какая-либо промышленная и транспортная инфраструктура (железная дорога, автодорожные мосты и автодороги, крупные электростанции и линии электропередач, газопроводы и трубопроводы), где основной транспорт – это авиация (вертолеты), где зимой возможна доставка грузов только по зимникам.
Такими территориями в Ямало-Ненецком автономном округе являются все районы и населенные пункты, за исключением городов Лабытнанги, Муравленко, Новый Уренгой и Ноябрьск.
Для таких территорий водный транспорт в период навигации является пока основным для доставки грузов.
В навигационные периоды прошлых лет неоднократно возникала угроза срыва поставок топливно-энергетических ресурсов, строительных материалов, продовольственных товаров в рамках досрочного северного завоза, а также пассажирских перевозок водным транспортом из-за обмеления судового хода, в том числе на подходах к причалам поселений, находящихся в Обской, Тазовской и Гыданской губах, воды которых являются внутренними морскими водами.
В этой связи особую значимость приобретает необходимость предотвращения чрезвычайных ситуаций и обеспечение безопасности судоходства в сложной навигационной и гидрологической обстановке пассажирских, нефтеналивных и сухогрузных судов при досрочном завозе в удаленные населенные пункты.
В данных районах на состояние фарватеров большое значение оказывают приливно-отливные и сгонно-нагонные течения с амплитудой колебания от 1 до 1,5 метров. Данные природные явления в Обской, Тазовской и Гыданской губах исключают обеспечение постоянной минимальной гарантированной глубины по судовым ходам в пределах фарватеров в районе 5 – 6 метров.
Таким образом, единственным способом обезопасить данные территории от рисков, связанных с северным досрочным завозом, является проведение работ по углублению отдельных участков акватории Обской, Тазовской и Гыданской губ, что предполагает перемещение донного грунта при проведении дноуглубительных работ.
К выполнению комплекса работ по оздоровлению водных объектов, восстановлению проточности и водных подходов к населенным пунктам планируется приступить в ближайшее время.
В целях рационального использования бюджетных средств размещение грунтов целесообразно осуществлять в местах, максимально приближенных к местам проведения дноуглубительных работ, при условии минимально возможного воздействия на водную среду обитания.
Однако в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» существует правовая коллизия, а именно:
частью 3 статьи 34 предусматривается, что документы и (или) документация, имеющие отношение к захоронению отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море, являются объектом государственной экспертизы;
в то же время частью 2 статьи 37 определено, что захоронение отходов и других материалов во внутренних морских водах, к которым относятся воды Обской губы, и в территориальном море запрещено.
Ликвидировать данную правовую коллизию возможно посредством внесения изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», позволяющих осуществлять перемещение грунта в пределах внутренних вод при проведении дноуглубительных работ и ремонтном землечерпании при строительстве и эксплуатации подземных гидротехнических сооружений морских и речных портов.
Предлагаем внести изменения в статью 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», дополнив пунктом 3 следующего содержания:
«3. Не является захоронением отходов и других материалов и сбросом вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море деятельность, связанная с перемещением грунта, образованного при проведении дноуглубительных работ, прокладке подводных кабелей, трубопроводов.».
Вместе с тем необходимо, чтобы данный вид деятельности подлежал государственной экологической экспертизе. Поэтому предлагается пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» после слова «сооружений,» дополнить словами «деятельности, связанной с перемещением донных грунтов, образованных при проведении дноуглубительных работ,».
Такое нововведение позволит достичь сразу три цели:
1. Нивелировать правовую коллизию.
2. Обеспечить деятельность, связанную с перемещением грунта, разумностью правовых норм.
3. Обеспечить данный вид деятельности надлежащим контролем со стороны экологических структур посредством государственной экологической экспертизы.