ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

4. СТРОИТЕЛЬНОЕ И ПРОЕКТНОЕ ОЧЕРТАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

4.1. Вертикальные размеры габарита подвижного состава поверху являются одновременно и теми максимальными строительными размерами, которые может иметь проектируемый по нему подвижной состав по высоте в ненагруженном состоянии.

Наименьшие допускаемые вертикальные строительные размеры проектируемого подвижного состава понизу получают путем увеличения соответствующих вертикальных размеров габарита подвижного состава на величину возможного в эксплуатации статического параллельного понижения подвижного состава вследствие максимального нормируемого износа ходовых частей, а для обрессоренных деталей и вследствие равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки (без учета динамических колебаний).

Для подвижного состава, в процессе эксплуатации которого возможна замена колесных пар одного диаметра на колесные пары другого диаметра, вертикальные размеры должны определяться: поверху - при колесах наибольшего возможного диаметра; понизу - при колесах наименьшего возможного диаметра и подшипниках скольжения.

4.2. Максимальные допускаемые горизонтальные строительные размеры подвижного состава получают путем уменьшения поперечных размеров соответствующего габарита подвижного состава с каждой стороны на величины необходимых ограничений Число, Число и Число (поперечных смещений подвижного состава при вписывании в кривую расчетного радиуса с учетом наибольших допускаемых разбегов и износов деталей его ходовых частей), мм, определяемых по формулам:

ограничение Число направляющих поперечных сечений* подвижного состава
________________
* Под направляющими поперечными сечениями подвижного состава в настоящем стандарте понимаются сечения по пятникам, направляющим осям или другие, имеющие наименьшие поперечные смещения с оси пути.

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм; (1)


внутреннее ограничение Число поперечных сечений подвижного состава, расположенных между его направляющими сечениями


ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм; (2)


наружное ограничение Число поперечных сечений подвижного состава, расположенных снаружи его направляющих сечений


ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм; (3)


где Число - расстояние между направляющими сечениями подвижного состава (база подвижного состава), м;

Число - расстояние от рассматриваемого поперечного сечения подвижного состава до его ближайшего направляющего сечения, м;

Число - максимальная ширина колеи в кривой расчетного радиуса, мм;

Число - минимальное расстояние между наружными гранями предельно изношенных гребней бандажей, мм;

Число - наибольшее возможное поперечное перемещение в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения рамы тележки относительно колесной пары вследствие зазоров при максимальных износах и деформаций упругих элементов в буксовом узле и узле сочленения рамы тележки с буксой, мм;

Число - наибольшее возможное поперечное перемещение в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения кузова относительно рамы тележки вследствие зазоров при максимальных износах и упругих колебаний в узле сочленения кузова и рамы тележки, мм;

Число - величина, на которую допускается выход подвижного состава, проектируемого по габаритам 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ и 1-ВМ (в нижней части), за очертания этих габаритов в кривых участках пути R=250 м, мм;

Число - величина дополнительного поперечного смещения в кривых участках пути расчетного радиуса (200 м - для габаритов Т, Тц, Тпр и 1-Т и верхней части габарита 1-ВМ; 250 м - для габаритов 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ и нижней части габарита 1-ВМ) тележечного подвижного состава, мм;

Число - коэффициент размерности, зависящий от величины расчетного радиуса кривой (200 м - для габаритов Т, Тц, Тпр и 1-Т и верхней части габарита 1-ВМ; 250 м - для габаритов 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ и нижней части габарита 1-ВМ), мм/мЧисло;

Число - величина, на которую допускается выход подвижного состава, проектируемого по габаритам Т, 1-Т, Тц, Тпр и 1-ВМ (в верхней части), за очертания этих габаритов в кривых участках пути R=200 м, мм;

Число и Число - дополнительные ограничения внутренних и наружных сечений подвижного состава, мм, имеющие место только у очень длинного подвижного состава и определяемые из условия вписывания в кривую радиуса R=150 м. У обычного подвижного состава массовой постройки значения Число и Число ра

вны нулю.

4.3. Максимально допускаемая ширина подвижного состава Число, мм, на некоторой высоте H над уровнем верха головки рельса в рассматриваемом сечении определяется по формуле


ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм, (4)


где Число - полуширина соответствующего габарита подвижного состава на рассматриваемой высоте, мм;

Число - одно из указанных выше ограничений Число, Число или Число, мм.

4.4. Если при проектировании подвижного состава по габаритам Т, Тц, Тпр, 1-Т и верхней части габарита 1-ВМ в приведенных в п.4.2 формулах (1-3) отдельно взятая величина в скобках ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм, ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм или ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм окажется отрицательной, то она не учитывается, то есть принимается равной нулю. При этом расчет ограничений Число, Число и Число в этом случае производится из условия вписывания в габарит на прямом участке пути по формулам:

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм;

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм,

где Число, Число и Число - ограничения полуширины соответствующих сечений подвижного состава на прямом участке пути, мм;

Число - максимальная ширина колеи на прямом участке, мм, остальные значения буквенных обозначений те же, что в формулах (1), (2), (3).

При расчетах ограничений Число, Число и Число для подвижного состава габаритов 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ и нижней части подвижного состава габарита 1-ВМ отрицательные значения указанных величин в скобках должны быть учтены. При этом, если ограниченияЧисло, Число и Число получаются отрицательными, то они не учитываются (принимаются равными нулю) и ширина подвижного состава в соответствующем сечении принимается равной ширине габар

ита.

4.5. Значения коэффициентов Число, Число, Число и Число, входящих в формулы (1), (2) и (3), следует принимать согласно табл.2.

4.6. Входящие в формулы (2) и (3) дополнительные ограничения Число и Число имеют место только у отдельных типов подвижного состава, имеющих увеличенную длину и базу (больше длины и базы расчетного вагона), и должны определяться из условия вписывания в кривую R=150 м.

Таблица 2

Габарит

Точки габарита

Значения коэффициентов

Число, мм

Число, мм

Число, мм/мЧисло

Число, мм

Т, Тц, Тпр, 1-Т

Все точки

1-11

0

0,625pЧисло

2,5

180

1-ВМ

Остальные точки

25

0-ВМ

1-11

75

Остальные точки

25

02-ВМ

1-4

75

0,5pЧисло

2

0

Остальные точки

25

03-ВМ

1-5

75

Остальные точки

25

_________________

p - база тележки подвижного состава, м.


Числовые значения Число и Число следует принимать:

для габаритов Т, Тц, Тпр и 1-Т и верхней части габарита 1-ВМ

Число=0, если ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм, если ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

Число=0, если ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм
ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм, если ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм


для габаритов 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ и нижней части габарита 1-ВМ

Число=0, если ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм
ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм, если ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) ммЧисло

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм


Число=0, если ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм, если ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм




4.7. В табл.2 и формулах (5), (6), (7) и (8) за базу тележки Число принимают:

у трехосных тележек - расстояние между крайними осями;

у подвижного состава с сочлененными тележками

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм,


где Число - база ходовой тележки;

Число, Число, Число...Число - расстояние между опорными точками первой, второй, третьей и n-й соединительных балок.

При различных величинах базы тележек у одного и того же подвижного состава в расчет принимается для определения значений Число и Число - величина большей базы, а Число - величина меньшей баз

ы.

4.8. Окончательные строительные размеры подвижного состава должны устанавливаться с учетом обеспечения возможности работы отдельных частей вновь проектируемого подвижного состава в сочетании с частями существующего подвижного состава (подкатки колесных пар с другими диаметрами колес или другими типами подшипников, подкатка старотипных тележек и др.), указываемыми в заявках по ГОСТ 15.001-73, и соблюдением при этом габаритных требований.

4.9. При проектировании подвижного состава, проходящего через сортировочные горки, размеры его должны быть дополнительно проверены, исходя из условия пропуска через сортировочные горки при минимальном радиусе вертикальной кривой горба горки 250 м.

4.10. Методика проведения расчетов по определению строительных размеров подвижного состава в соответствии с формулами настоящего стандарта устанавливается Инструкцией по применению габаритов приближения строений и подвижного состава.

4.11. Проектное очертание подвижного состава понизу следует определять путем увеличения, а поверху и в горизонтальном направлении путем уменьшения размеров его строительного очертания на величину плюсовых допусков соответствующих частей и деталей подвижного состава при его изготовлении и ремонте.

4.12. Вписывание проектируемого подвижного состава в габариты настоящего стандарта следует осуществлять посредством совмещения на одном отдельном чертеже строительного и проектного очертаний подвижного состава и внешнего контура соответствующих его частей (кузова, тележки, укрепленных на них деталей).

Для каждой выступающей точки, вписываемой в габарит части подвижного состава, должны быть указаны координаты: горизонтальная - от продольной вертикальной серединной плоскости подвижного состава; вертикальная - от уровня верха головок рельсов.

Кроме того, должны быть выполнены схемы расположения надкузовного и подкузовного оборудования, на которых следует указать расстояния от проверяемых сечений рассматриваемой части подвижного состава до пятниковых сечений.

4.13. Запрещается выпуск предприятием-изготовителем единиц подвижного состава с нарушением строительного очертания.

      Магазин учебных материалов