ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

2. ГАБАРИТЫ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ


2.1. Габарит С

2.1.1. Очертание и размеры габарита приближения строений С должны соответствовать указанным на черт.1.

Примечания:

1. Размеры Число и Число принимают:

Число=670 мм, Число=760 мм - при ширине колеи 1520 мм;

Число=672 мм, Число=762 мм - при ширине колеи 1524 мм.

2. Габарит С для станций относится также и к пассажирским остановочным пунктам.

Габарит С


ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм


_________________ линия приближения пролетных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей, платформ, настилов переездов, индукторов локомотивной сигнализации, механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а также сооружений и устройств, располагаемых на междупутьях станций в соответствии с п.2.10;

________о________ линия приближения всех вновь строящихся сооружений и устройств, кроме расположенных на путях, электрификация которых исключена даже при электрификации данного участка железнодорожной линии, в том числе:

I-II-III - для перегонов, а также путей на станциях (в пределах инженерных сооружений)*, на которых не предусматривается технологическая стоянка подвижного состава;
_________________
* В настоящем стандарте: для раздельных пунктов с путевым развитием (станций, разъездов и обгонных пунктов) применяется общий термин "станции"; под инженерными сооружениями следует понимать: мосты (в том числе пешеходные), виадуки, акведуки, эстакады, путепроводы, тоннели, подпорные стенки, а также галереи и другие противообвальные и противолавинные сооружения, за исключением мест, где по характеру требований необходимо указывать точно, о каких именно раздельных пунктах или инженерных сооружениях идет речь.

Iа-Iб-IIа-III-а - для остальных путей станций.

Размеры, показанные в виде дроби, означают: в числителе - для контактной подвески с несущим тросом, в знаменателе - без несущего троса;

________х________ линия приближения сооружений и устройств для путей, электрификация которых исключена даже при электрификации данного участка железнодорожной линии;

________.________ линия приближения зданий, сооружений и устройств (кроме пролетных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей, платформ), расположенных с внешней стороны крайних путей перегонов и станций, а также у отдельно лежащих путей на станциях;

_______. ._______ линия, выше которой на перегонах и в пределах полезной длины путей на станциях не должно подниматься ни одно устройство, кроме инженерных сооружений, настилов переездов, индукторов локомотивной сигнализации, а также механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств СЦБ;

_____. . ._______ линия приближения фундаментов зданий и опор, подземных тросов, кабелей, трубопроводов и других, не относящихся к пути сооружений на перегонах и станциях, за исключением инженерных сооружений и устройств СЦБ в местах расположения сигнальных и трансляционных точек;

. . . . . . . . . . . . . . линия приближения конструктивных элементов тоннелей, перил на мостах, эстакадах и других инженерных сооружениях.

Черт.1

2.1.2. Ширину желоба (Число-Число) в пределах настила переездов на прямых участках пути допускается принимать не менее 75 мм.

2.1.3. Высоту грузовых и пассажирских высоких платформ допускается в отдельных случаях, предусмотренных Инструкцией по применению габаритов приближения строений и подвижного состава, принимать более 1100 мм от уровня верха головок рельсов, а грузовые платформы располагать от оси пути на расстоянии не менее 1750 мм при условии обеспечения безопасности движения, а также безопасности обслуживающего персонала.

2.1.4. Опоры, мачты, столбы и другие сооружения и устройства не должны ограничивать требуемую дальность видимости светофоров и семафоров.

2.1.5. Расстояние (3100 мм) от оси пути до линии приближения зданий, сооружений и устройств (_______._________) в трудных условиях* допускается при соответствующем обосновании и по разрешению министерства или ведомства, в ведении которых находятся железнодорожные пути, уменьшать, но принимать не менее:

2750 мм - до внутреннего края опор контактной сети, мачт светофоров и семафоров, подпорных стенок на перегонах и 2450 мм - на станциях;

1920 мм - до выступающих частей карликовых светофоров при высоте их не более 1100 мм (от уровня верха головок рельсов).
_________________
* Под "трудными условиями" в настоящем стандарте следует понимать сложные топографические, геологические, планировочные и другие местные условия, когда применение основных габаритных размеров связано со значительным увеличением объема и стоимости строительно-монтажных работ, с необходимостью переустройства существующего земляного полотна, станционных путей, инженерных сооружений, со сносом строений или вообще исключает возможность соблюдения основных габаритных размеров.

При этом в местах установки опор, мачт и отдельно стоящих столбов на расстоянии от оси пути менее 3100 мм горизонтальные размеры 3100 и 2900 мм, указанные для точек 10-14, должны быть соответственно уменьшены.

2.1.6. Верхние очертания габаритов для переустраиваемых под электрическую тягу сооружений и устройств железных дорог общей сети и внешних подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий допускается принимать с разрешения министерства или ведомства, в ведении которых находятся указанные пути, с отступлением от линии I-II-III и Iа-Iб-IIа-IIIа габарита С при условии обеспечения зазоров, приведенных на черт.3 и в табл.1.

2.2. Габарит Сп

2.2.1. Очертание и размеры габарита приближения строений Сп должны соответствовать указанным на черт.2.

Примечания:

1. Размеры Число и Число принимают:

Число=670 мм, Число=760 мм - при ширине колеи 1520 мм;

Число=672 мм, Число=762 мм - при ширине колеи 1524 мм.

2. Размеры от оси пути до точек 1, 1а и от уровня верха головок рельсов до линии 1-1 указаны для неэлектрифицируемых путей, при этом в скобках приведены размеры, допускаемые внутри зданий.

3. Верхнее очертание габарита Сп для электрифицируемых путей следует устанавливать по нормам, приведенным в подразделе 2.3.

Габарит Сп

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм


_________________ линия приближения пролетных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей, платформ, настилов переездов, индукторов локомотивной сигнализации, механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств СЦБ, а также сооружений и устройств, располагаемых на территории промышленных и транспортных предприятий (кроме сооружений и устройств, габариты приближения которых ограничены несплошными линиями ________о_______,_________. и др.), а также сооружений и устройств, располагаемых в соответствии с п.2.10 на междупутьях станций;

________.________ линия приближения зданий, сооружений и устройств (кроме пролетных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей, платформ), расположенных с внешней стороны крайних путей перегонов и станций между территориями смежных промышленных и транспортных предприятий, а также с внешней стороны крайних путей, соединяющих станции на территории промышленных и транспортных предприятий;

_______. ._______ линия, выше которой на перегонах и в пределах полезной длины путей на станциях не должно подниматься ни одно устройство, кроме инженерных сооружений, настилов переездов, индукторов локомотивной сигнализации, а также механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств СЦБ;

________о________ линия приближения подкрановых балок, ригелей, стоек проемов ворот и тому подобных сооружений и устройств на путях, предназначаемых для эксплуатации только специального подвижного состава промышленного транспорта высотой не более 4700 мм и попадание на которые подвижного состава общего пользования высотой более 4700 мм (до 5300 мм) исключается;

________оо________ линия приближения отдельно стоящих колонн, стоек проемов ворот производственных зданий, а также выступающих частей зданий (пилястр, контрфорсов, лестниц и др.) при их длине вдоль пути не более 1000 мм;

________ооо_______ линия приближения погрузо-выгрузочных и сливно-наливных устройств, свесов с крыш прирельсовых складов, устройств по техническому обслуживанию, экипировке и ремонту подвижного состава и других технологических устройств в нерабочем их положении, расположенных на станциях (кроме главных и приемо-отправочных) и портовых путях;

. . . . . . . . . . . . . . линия приближения конструктивных элементов тоннелей, перил на мостах, эстакадах и других инженерных сооружениях.


Черт.2

2.2.2. Ширину желоба (Число-Число) в пределах настила переездов на прямых участках пути допускается принимать не менее 75 мм.

2.2.3. Высоту грузовых и пассажирских высоких платформ допускается в отдельных случаях, предусмотренных Инструкцией по применению габаритов приближения строений и подвижного состава, принимать более 1100 мм от уровня верха головок рельсов, а грузовые платформы располагать от оси пути на расстоянии не менее 1750 мм при условии обеспечения безопасности движения, а также безопасности обслуживающего персонала.

2.2.4. На путях, по которым возможен пропуск негабаритных грузов, не должно быть ни одного сооружения или устройства, не отвечающего на высоте более 1100 мм от уровня верха головок рельсов основному очертанию габарита Сп, показанному сплошными линиями.

2.2.5. Опоры, мачты, столбы и другие сооружения и устройства, не должны ограничивать требуемую дальность видимости светофоров и семафоров.

2.2.6. Расстояние (3100 мм) от оси пути до линии приближения зданий, сооружений и устройств (_______._________) в трудных условиях допускается при соответствующем обосновании и по разрешению министерства или ведомства, в ведении которых находятся железнодорожные пути, уменьшать, но принимать не менее:

2750 мм - до внутреннего края опор контактной сети, мачт светофоров и семафоров, подпорных стенок на перегонах и 2450 мм - на станциях;

1920 мм - до выступающих частей карликовых светофоров при высоте их не более 1100 мм (от уровня верха головок рельсов).

2.2.7. При соответствующем обосновании и по разрешению министерства или ведомства, в ведении которых находятся железнодорожные пути, допускается:

размещать, ограничиваемые линией ------о------, сооружения и устройства высотой 4800 мм;

расстояние (2350 мм) от оси пути до линии -------оо------- в трудных условиях уменьшать до 2250 мм.

2.2.8. Расстояние (2000 мм) от оси пути до линии --------ооо-------- допускается в обоснованных случаях уменьшать при условии соблюдения минимальных зазоров между очертанием подвижного состава и конкретного сооружения или устройства, приведенных в Инструкции по применению габаритов приближения строений и подвижного состава, и обеспечении возможности эксплуатации перспективного подвижного состава увеличенных габаритов.

2.3. Верхние очертания габаритов С и Сп

2.3.1. Верхние очертания габаритов приближения строений С и Сп для всех вновь строящихся и переустраиваемых сооружений и устройств на электрифицируемых или намечаемых в перспективе к электрификации с верхним контактным проводом участках пути, находящихся на территории промышленных и транспортных предприятий и между ними, следует устанавливать по нормам, приведенным на черт.3 и в табл.1.

Черт.3

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм



ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) ммверхнее очертание габарита приближения строений;

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) ммверхнее очертание габарита подвижного состава;

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) ммконтур, соответствующий положениям токоприемника при его смещениях по высоте и в стороны.

Черт.3

Таблица 1

Нормальные и минимально допускаемые зазоры между сооружениями
и устройствами, вновь строящимися и переустраиваемыми
под электрическую тягу, и контактным проводом,
 токоприемником и подвижным составом

Зазоры, указанные на черт.3

Размеры зазоров, мм, при нормальном напряжении в контактной сети, кВ

1,5-4

6-12

25

Вертикальный воздушный зазор АЧисло между габаритом подвижного состава и наинизшим положением контактного провода:




для перегонов, а также путей на станциях (в пределах инженерных сооружений), на которых не предусмотрена стоянка подвижного состава

450 (250)

450 (300)

450 (375)

для остальных путей на станциях

950

950

950

Вертикальный воздушный зазор АЧисло между тонконесущими частями контактной подвески и заземленными частями инженерных сооружений

200 (150)

250 (200)

350 (300)

Боковой воздушный зазор а между деталями токоприемника, находящегося под напряжением, и заземленными частями инженерных сооружений

200 (150)

220 (180)

250 (200)

Вертикальный зазор Число, необходимый для размещения токонесущих частей контактной подвески:







без несущего троса

150 (100)

150 (100)

150 (100)

с несущим тросом

300 (250)

300 (250)

300 (250)



Примечания:

1. Размеры зазоров, показанные без скобок, следует применять во всех случаях, когда переустройство существующих сооружений под электрическую тягу не связано с экономически нецелесообразными затратами или длительными перерывами движения, для напряжения в контактном проводе 25 кВ или другого максимально возможного на рассматриваемой железнодорожной линии в перспективе, если применение на ней напряжения 25 кВ исключено.

2. Размеры зазоров, приведенные в скобках, допускается применять для существующих инженерных сооружений только в исключительных случаях при соответствующем обосновании и с разрешения министерства или ведомства, в ведении которых находятся железнодорожные пути.

2.3.2. Во избежание не вызываемых необходимостью переделок существующих сооружений и устройств при переустройстве их под электрическую тягу углы, образующиеся при построении линии __________о_________ верхнего очертания габарита приближения строений, следует закруглять с обеспечением воздушных зазоров а и АЧисло.

2.3.3. Для внутренних путей промышленных и транспортных предприятий, расположенных под капитальными инженерными сооружениями, ограничивающими габарит, высоту подвески контактного провода по разрешению министерства или ведомства, утверждающих проект, допускается понижать с учетом конструкции и размеров фактически обращающихся по этим путям типов подвижного состава.

2.3.4. При применении для путей промышленных и транспортных предприятий напряжения в контактной сети менее 1,5 кВ высота подвески контактного провода и величины воздушных зазоров между токонесущими частями контактной сети и заземленными частями инженерных сооружений должны устанавливаться проектом и утверждаться министерством или ведомством, в ведении которых находятся соответствующие пути.

Нижние очертания габаритов С и Сп для двойных перекрестных стрелочных переводов

а) Очертание, за пределы которого не должна выступать ни одна из частей вагонного замедлителя при любом его положении, включая рабочее (заторможенное).

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм


Черт.4

б) Очертание, за пределы которого не должна выступать ни одна из частей вагонного замедлителя при его нерабочем (отторможенном) положении.

Черт.5

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм


ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) ммлиния приближения только замедлителей типа КВ;

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) ммлиния приближения только замедлителей типа 50.

Черт.5

2.3.5. При боковом токосъеме высоту подвески и вынос от оси пути контактного провода следует определять проектом в каждом отдельном случае в зависимости от местных условий, конструкции обращающихся типов подвижного состава и условий безопасности движения.

2.4. Нижние очертания габаритов С и Сп

2.4.1.Нижнее очертание габаритов приближения строений С и Сп для двойных перекрестных стрелочных переводов должно соответствовать указанному на черт.4.

Примечание. Приведенное очертание устанавливает допускаемые нормы возвышения над уровнем верха головок рельсов и удаления от оси пути частей тупых крестовин и не является каким-либо конкретным сечением стрелочного перевода.

2.4.2. Нижние очертания габаритов приближения строений С и Сп для горочных вагонных замедлителей должны соответствовать указанным на черт.5.

2.4.3. Выход за пределы очертания, показанного на черт.5а, допускается, в виде исключения, только для замедлителей клещевидно-весового типа (КВ) при положении готовности к торможению. При этом высота тормозных шин замедлителя от уровня головок рельсов должна быть не более 140 мм.

2.4.4. Для конструкции замедлителей, допускающей в отторможенном состоянии безударное упругое отжатие колесной парой тормозных шин, соответствующую этому положению ширину желоба для прохода гребня колеса (64 мм) допускается уменьшать, но во всех случаях принимать ее не менее 45 мм.

2.4.5. Нижнее очертание габарита приближения строений Сп для подвагонных толкателей и других устройств для надвига вагонов должно соответствовать указанному на черт.6.

Нижнее очертание габарита Сп для подвагонных толкателей и других устройств для надвига вагонов

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм


________ ______ очертание, за пределы которого не должна выступать ни одна из частей подвагонного толкателя и других устройств для надвига вагонов в нерабочем положении при установке их на путях, по которым разрешается пропуск только грузовых вагонов;

-----------х---------- то же, при установке на путях, по которым возможен пропуск любого подвижного состава;

- - - - - - - - - - - очертание, допускаемое для находящихся в нерабочем положении подвагонных толкателей и других устройств для надвига вагонов, построенных до 1 января 1974 г.

Черт.6

2.5. Габариты приближения строений железных дорог колеи 1520 (1524) мм, указанные на черт.1-6 и в табл.1, должны применяться и для путей колеи 1435 мм, расположенных на территории Союза ССР, по которым обращается (после смены тележек) подвижной состав советских железных дорог. При нахождении на таких путях только зарубежного подвижного состава допускается применять для них установленный в рамках ОСЖД габарит приближения строений 1-СМ, приведенный в справочном приложении 1.

2.6. Расстояние между осями путей на перегонах двухпутных линий должно быть не менее 4100 мм. На трех- и четырехпутных линиях расстояние между осями второго и третьего пути должно быть не менее 5000 мм.

Расстояние между осями смежных путей вновь строящихся и реконструируемых станций принимают согласно справочному приложению 2.

Минимальные расстояния между осями смежных путей эксплуатируемых станций, допускаемые при введении подвижного состава габарита Тпр, следует принимать по нормам, установленным Министерством путей сообщения по согласованию с отделом охраны труда ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта.

2.7. Размеры габаритов приближения строений и расстояния между осями путей даны для прямых участков пути и кривых радиусом более 4000 м. Для кривых участков пути радиусом 4000 м и менее размеры габаритов приближения строений и расстояния между осями путей должны увеличиваться из условия прохода двухосного вагона (принятого за расчетный) длиной 24 м с направляющей базой 17 м с той же степенью безопасности движения, что и на прямых участках пути, с учетом максимально возможных скоростей движения поездов на перспективу.

Нормы увеличения габаритов приближения строений и расстояний между осями путей в кривых участках пути устанавливаются Инструкцией по применению габаритов приближения строений и подвижного состава.

2.8. Размеры габарита приближения строений для кривых участков пути следует считать:

горизонтальные - от вертикальной линии, проходящей внутри колеи на расстоянии 760 (762) мм от рабочей грани головки ближайшего к сооружению или устройству рельса;

вертикальные - от уровня верха головки внутреннего рельса.

2.9. Размеры габаритов приближения строений С и Сп, очертания которых показаны на черт.1 и 2 сплошными линиями и на черт.2 линией ________оо_______, и расстояние между осями главных путей 4100 мм обеспечивают безопасность прохода подвижного состава и находящихся на нем обслуживающего персонала железнодорожного транспорта и пассажиров, соблюдающих установленные правила личной техники безопасности. Эти размеры в местах работы и передвижения обслуживающего персонала железнодорожного транспорта и работников промышленных и транспортных предприятий дополнительно увеличиваться до норм, при которых может быть обеспечена безопасность нахождения работников указанных категорий в пространстве между подвижным составом и сооружением или устройством или между подвижными составами, находящимися на смежных путях. Увеличенные размеры должны устанавливаться с учетом места расположения путей, их назначения и скорости движения по ним, специфики предприятия и составлять:

для сооружений и устройств - не менее 3100 мм от оси пути;

для междупутий - согласно требованиям СНиП по проектированию железных дорог колеи 1520 мм.

Расстояния от оси путей, расположенных на территории промышленных и транспортных предприятий, по которым не осуществляется пропуск негабаритных грузов, до сооружений и устройств, находящихся в местах прохода обслуживающего персонала, допускается устанавливать исходя из учета в пространстве между этими сооружениями и устройствами и обращающимся подвижным составом зоны шириной не менее 850 мм.

2.10. На междупутьях перегонов, а также станций в пределах полезной длины путей для обеспечения условий механизации работ по текущему содержанию и ремонту пути (балластировке, очистке щебня, уборке снега и других работ) не должно располагаться ни одно сооружение или устройство, кроме допускаемых линией _______..______ габаритов С и Сп.

В случаях, когда на станциях с большим путевым развитием выполнение этого требования невозможно и возникает необходимость расположения на междупутьях отдельных, не отвечающих этому требованию устройств (опор, мачт, столбов, стеллажей, напольных устройств СЦБ и др.), они должны быть сконцентрированы на специальных, ограниченных по числу междупутьях с тем, чтобы обеспечивалась возможность механизации работ по текущему ремонту и содержанию остальных путей станции. Расстояния от таких устройств до оси каждого из смежных путей должны соответствовать размерам очертаний габаритов С и Сп, показанных на черт.1 и 2 сплошными линиями.

2.11. Расстояние от оси пути до внутреннего края промежуточных опор путепроводов и пешеходных мостов и до зданий постов, располагаемых на междупутьях станций, должно быть не менее 2450 мм.

2.12. При установке технологических устройств на междупутьях путей промышленных и транспортных предприятий, по которым не осуществляется пропуск негабаритных грузов, расстояния до частей этих устройств от оси каждого смежного пути допускается принимать в соответствии с линией _______ооо_______ габарита Сп (см. черт.2).

2.13. В пределах всего горба сортировочной горки на расстоянии до 1920 мм от оси пути не должно быть никаких сооружений и устройств, возвышающихся над уровнем верха головок рельсов.

2.14. Установленные настоящим стандартом вертикальные размеры габаритов приближения строений должны соблюдаться в течение всего периода эксплуатации каждого сооружения и устройства. Поэтому строительные размеры сооружений и устройств по высоте должны назначаться с учетом возможного изменения уровня головок рельсов: понижения - вследствие износа рельсов, повышения - вследствие укладки более высоких типов рельсов, перехода на щебеночный балласт и др.

      Система тестирования для предприятий