СП 296.1325800.2017 Здания и сооружения. Особые воздействия (с Изменением N 1)

СП 296.1325800.2017 Здания и сооружения. Особые воздействия (с Изменением N 1)

8 Ударные нагрузки

8.1 Общие положения

8.1.1 Ударные нагрузки и их сочетания следует относить к нормируемым (проектным) аварийным расчетным ситуациям в том случае, если расчетные значения их параметров и способы приложения установлены в настоящем своде правил, нормативных документах на проектирование конструкций, задании на проектирование.

Ударные нагрузки следует учитывать как нормируемые (проектные) особые в тех случаях, когда они не входят в технологический процесс.

8.1.2 Ударные нагрузки следует учитывать в случаях, указанных в 8.2-8.5, а также в иных случаях, установленных в нормативных документах на проектирование конструкций и сооружений либо задании на проектирование.

8.1.3 При соответствующем обосновании допускается выполнить динамический анализ ударного воздействия с использованием натурного или численного моделирования.

8.1.4 При проектировании сооружений следует учитывать возможные последствия действия ударных нагрузок в комбинации с другими особыми воздействиями, например столкновение топливозаправочного транспортного средства с опорной конструкцией моста и последующий пожар.

8.2 Удары автотранспортных средств

8.2.1 Ударные нагрузки от автотранспортных средств следует относить к нормируемым (проектным) особым нагрузкам и учитывать для следующих типов зданий и сооружений:

- используемых для парковки автомобилей;

- в которых допускается движение транспортных средств или вилочных погрузчиков;

- граничащих с автодорожным или железнодорожным транспортным потоком при отсутствии полосы отчуждения;

- мостовых сооружений.

Расчет на ударные воздействия от автотранспортных средств следует проводить для пролетных строений мостов с подмостовым габаритом менее 6 м, а также для промежуточных стоечных опор.

Для случаев, когда возможно соударение автотранспортных средств с опорными конструкциями или фасадами зданий, расчетные значения эквивалентных квазистатических нагрузок следует принимать по таблице 8.1.


Таблица 8.1

Категория дороги по [3] и ГОСТ Р 52398

Сосредоточенная нагрузка Число, кН (в направлении движения)

Сосредоточенная нагрузка Число, кН (перпендикулярно направлению движения)

Автомагистрали и скоростные автомобильные дороги категорий IA и IБ

1000

500

Обычные автомобильные дороги категорий IB, II

750

375

Обычные автомобильные дороги категорий III-V

500

250

Дворовые территории и гаражи с движением:

- легковых автомобилей

50

25

- грузовых автомобилей (с общей массой более 3,5 т)

150

75


Нагрузки от столкновения грузовых автомобилей (с общей массой более 3,5 т) с частями сооружений следует учитывать в расчетах как равномерно распределенные по площади ударного контакта, которые прикладываются на высоте 1,0 м от уровня проезжей части.

Высоту площадки ударного контакта следует принимать равной 0,50 м, а ширину этой площадки - равной ширине конструктивного элемента, но не более 2,0 м.

Нагрузки от столкновения легковых автомобилей (с общей массой менее 3,5 т) с частями сооружений следует учитывать в расчетах как равномерно распределенные по площади ударного контакта, которые прикладываются на высоте 0,5 м от уровня проезжей части.

Высоту площадки ударного контакта следует принимать равной 0,25 м, а ширину этой площадки - равной ширине конструктивного элемента, но не более 1,5 м.

Для аварий, при которых габаритные размеры транспортного средства превышают размеры проема конструкции, площадь ударной нагрузки следует принимать равной площади контакта соударяемых объектов.

8.3 Удар погрузчика*
________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.

При расчетах ударов погрузчиков о стены и фундаменты зданий, которые допускается считать жесткими, следует учитывать эквивалентную статическую нагрузку Число, кН, определяемую по формуле

СП 296.1325800.2017 Здания и сооружения. Особые воздействия (с Изменением N 1), (8.1)


где Число - коэффициент динамичности, принимаемый равным 5;

Число - вес погрузчика с максимальным грузом, кН.

Нагрузку следует прикладывать на высоте 0,75 м от пола или на высоте центра тяжести нагруженного погрузчика.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

8.4 Удар вертолета

При проектировании зданий и сооружений с эксплуатируемыми посадочными вертолетными площадками на покрытии следует учитывать ударные воздействия от аварийной посадки.

Расчетное вертикальное эквивалентное квазистатическое воздействие вертолета на покрытие здания Число, кН, следует определять по формуле

СП 296.1325800.2017 Здания и сооружения. Особые воздействия (с Изменением N 1), (8.2)


где Число - масса вертолета, кг.

Воздействие от удара вертолета действует на участке размерами 2x2 м, расположенном в любом месте покрытия.

8.5 Ударные нагрузки от рельсового транспорта

8.5.1 Ударные воздействия, вызванные схождением с рельсов рельсовых транспортных средств под конструкциями или вблизи конструкций, необходимо учитывать для сооружений и их частей, расположенных вблизи железнодорожных путей.

8.5.2 Для зданий и сооружений, расположенных над рельсовыми путями или вблизи них в местах, где максимальная скорость рельсового транспорта не превышает 120 км/ч, предназначенных для постоянного или временного пребывания людей, ориентировочные расчетные значения эквивалентных статических нагрузок на сплошные стены и подобные конструкции следует принимать по таблице 8.2.


Таблица 8.2

Расстояние Число между конструктивным элементом и осью ближайшего рельсового пути, м

Сосредоточенные нагрузки Число в направлении движения, кН

Сосредоточенные нагрузки Число перпендикулярно направлению движения, кН

3 мСП 296.1325800.2017 Здания и сооружения. Особые воздействия (с Изменением N 1)5 м

4000

1500

Число5 м

0

0

Примечания

1 Сосредоточенные нагрузки Число и Число должны быть приложены на установленной высоте над уровнем рельсов, которую рекомендуется принимать равной 1,8 м.

2 Если максимальная скорость рельсового транспорта в месте расположения конструкции не превышает 50 км/ч, то значения нагрузок по настоящей таблице допускается снижать на 50%.

3 При максимальной разрешенной скорости рельсового транспорта в месте расположения конструкции свыше 120 км/ч расчетные значения горизонтальных эквивалентных статических нагрузок Число и Число следует определять в задании на проектирование с учетом дополнительных предупредительных и (или) защитных мер.

4 В случаях, не указанных в настоящей таблице, расчетные значения эквивалентных статических нагрузок следует устанавливать в техническом задании.

8.5.3 Для массивных конструкций, расположенных над рельсовыми путями или вблизи них, таких как мосты сдвижением автотранспорта или одноэтажные здания, не предназначенные для длительного пребывания людей и не служащие местами временного пребывания людей, ударные воздействия следует устанавливать в задании на проектирование.

8.5.4 Для конструкций, расположенных за тупиковыми рельсовыми путями, следует учитывать эквивалентное значение горизонтального статического усилия от удара в защитную стену, принимаемое равным СП 296.1325800.2017 Здания и сооружения. Особые воздействия (с Изменением N 1)5000 кН для пассажирских поездов и СП 296.1325800.2017 Здания и сооружения. Особые воздействия (с Изменением N 1)10000 кН для грузовых поездов. Эти усилия прикладываются на высоте 1,0 м над уровнем рельсов.

      Система тестирования для предприятий