ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения

14 Организация процесса обучения безопасности труда

14.1 При обучении вопросам безопасности труда в зависимости от производственной необходимости сочетают традиционные методы обучения (лекция, практическое занятие, самостоятельная подготовка по учебным пособиям и иным учебно-методическим материалам) с современными методами модульного и накопительного обучения, с использованием обучающих компьютерных программ, средств дистанционного обучения, средств визуализации (видеоматериалы), тренажеров и других информационных технологий обучения.

14.2 Основным и главным критерием усвоения обучаемыми требований охраны труда является успешная проверка их знаний требований охраны труда.

14.3 Обучение работающих по охране труда и проверка знаний требований охраны труда могут проводиться организатором обучения без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы (не более трех дней в неделю не более чем по 4 ч в день), с полным отрывом от работы.

14.4 Обучение слушателей по охране труда и проверка знаний требований охраны труда могут проводиться обучающей организацией:

- без отрыва от производства - проведение обучения в рабочее время и на территории, контролируемой заказчиком обучения, в том числе с помощью дистанционных технологий;

- с частичным отрывом от производства - совмещение в один день работы и обучения вне территории, контролируемой заказчиком обучения;

- с отрывом от производства - обучение весь рабочий день вне территории, контролируемой заказчиком обучения.

14.5 При обучении вопросам безопасности и охраны труда применяют следующие формы временной организации освоения учебной программы:

- классическое непрерывное (день за днем) аудиторное обучение до освоения всей программы и сдачи итоговой проверки знаний (экзамен, собеседование, тестирование);

- модульное аудиторное обучение по различным тематическим модулям программы в разные дни, в том числе с перерывами между аудиторным изучением отдельных модулей;

- дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;

- комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения.

При необходимости возможна и другая организация процесса обучения при сохранении его содержания.

14.6 Обучение должно длиться вплоть до освоения всей учебной программы и сдачи итоговой проверки знаний (экзамен, собеседование, тестирование).

14.7 Длительность срока обучения и освоения той или иной программы обучения определяется организатором обучения в зависимости от характера профессиональной деятельности обучаемых, характера своей производственной деятельности, вида и формы обучения, а также в соответствии с требованиями национального законодательства.

14.8 Организатор обучения либо обучающая организация по согласованию с заказчиком обучения выбирают наиболее оптимальный способ обучения, а также проверки знаний требований охраны труда, не снижающий их качество.

14.9 Сроки и порядок обучения, а также форма контроля знаний требований охраны труда при обучении охране труда в форме повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки реализуются обучающими организациями в соответствии с установленным национальным законодательством порядком.

14.10 Учебные планы и программы обучения должны быть построены в соответствии с естественной логикой рассмотрения вопросов охраны труда: от общего к частному; от причины к следствию; от опасных и вредных производственных факторов условий труда к мерам защиты от них, вплоть до первой помощи и социальной защиты пострадавших; от правовых основ охраны труда как элемента социальной политики государства до конкретных деталей организации работ по охране труда на рабочем месте.

Детальность и содержательность изучаемого курса должна соответствовать запросам обучаемых.

Окончательную адаптацию глубины и содержания излагаемого курса к потребностям слушателей выполняет преподаватель в процессе проведения учебных занятий: понятные и знакомые слушателям вопросы он излагает более сжато, на разъяснении новых и непонятных вопросов останавливается подробнее. Часть сведений при этом может повториться.

      Сервис онлайн тестирования