3.1 Территория предприятия (учреждения) должна быть доступна для инвалидов всех категорий, так как невозможно предусмотреть, инвалиды какой нозологии будут трудоустроены, какой контингент будет проживать в близлежащих жилых районах.
3.2 Для обеспечения доступности территории предприятия (учреждения) ее генеральный план должен формироваться в комплексе с прилегающей территорией города, поселка или другой территориальной единицы, в которую входит данное предприятие или учреждение. При этом должны быть предусмотрены элементы, обеспечивающие связь мест проживания инвалидов с местами приложения их труда. К ним относятся: стоянки личного транспорта инвалидов, специально оборудованные остановки общественного транспорта (если это предусматривается в задании на проектирование), контрольно-пропускные пункты, оборудование которых обеспечивает проезд кресел-колясок.
На крупных предприятиях для обеспечения наиболее коротких связей возможно устройство дополнительных контрольно-пропускных пунктов и остановок общественного транспорта, рассредоточенных вдоль границы территории, а также размещение стоянок личного автотранспорта инвалидов непосредственно на территории предприятия вблизи цехов, где предусмотрены рабочие места для инвалидов (рисунок 1).
3.3 Остановки общественного транспорта и стоянки личного автотранспорта инвалидов должны размещаться не далее 50 м от контрольно-пропускных пунктов. На крупных и реконструируемых предприятиях, где расстояния от автостоянок общего пользования превышают лимитируемые 50 м до проходных, а от проходных пунктов до входов в здания, где расположены рабочие места инвалидов, в сумме превышают 300 м, автостоянки для инвалидов следует делать обособленными и размещать их в производственной зоне предприятия рассредоточенно, вблизи входов в бытовые корпуса. В этих случаях в планировке контрольно-пропускных пунктов или проходных предусматривают возможность пропуска личного автотранспорта инвалидов на заводскую территорию.
3.4 Количество мест на автостоянке для работающих инвалидов (без учета инвалидов-посетителей) определяется в каждом конкретном случае в зависимости от принятой на данном предприятии (учреждении) квоты рабочих мест для инвалидов, но не менее одного места при общем количестве мест на стоянке до 100.
3.5 Контрольно-пропускные пункты, оборудованные турникетами, должны иметь проезды для инвалидных колясок шириной не менее 1,2 м. На пути передвижения инвалидов со сниженным интеллектом, слепых и слабовидящих устройство турникетов-вертушек нежелательно (рисунок 2).
3.6 Планировка территории предприятия (учреждения) и ее оборудование должны обеспечивать (рисунок 3):
минимальную протяженность пешеходных путей передвижения;
безопасность передвижения по территории;
отсутствие элементов, создающих препятствия на путях передвижения инвалидов.
3.7 Планировка территории предприятия, на котором предполагается трудоустройство слабовидящих или слепых инвалидов, должна быть предельно простой для удобства ее запоминания и ориентации в пространстве, пешеходные и транспортные пути спроектированы по прямоугольной схеме.
3.8 На заводской территории не допускается пересечение пешеходных путей инвалидов, пользующихся для передвижения креслами-колясками, слабовидящих и слепых инвалидов с грузовыми потоками. На крупных предприятиях, где на таких пересечениях предусмотрены подземные переходы, последние целесообразно оборудовать пандусами и перилами.
3.9 Уклоны и габариты пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов на путях передвижения инвалидов, а также пересечения этих путей с внутризаводскими проездами должны обеспечивать безопасное передвижение инвалидов на креслах-колясках.
Участки пешеходных дорожек и тротуаров, примыкающие к местам их пересечения с проездами, целесообразно выполнять с фактурной поверхностью покрытия, отличной от других участков дорожки или тротуара.
ОБОРУДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ
3.10 Все предметы, которые могут явиться препятствием на путях движения инвалидов, например, деревья, осветительные столбы и т.п., целесообразно огородить. Основные пути передвижения инвалидов по территории желательно оборудовать направляющими поручнями (для слепых и слабовидящих), а при их протяженности, превышающей 100 м, - площадкой для кратковременного отдыха.
3.11 Осветительные устройства на путях движения рекомендуется устанавливать по одной стороне дороги. Освещенность поверхности путей движения в темное время суток должна быть не менее 20 лк при лампах накаливания и не менее 40 лк - при люминесцентных лампах.
3.12 Территория предприятия или учреждения должна быть обеспечена системой ориентиров и информации, разработанной в каждом конкретном случае в зависимости от контингента работающих инвалидов, устанавливаемого местными органами социальной защиты населения в задании на проектирование.
Визуальная информация должна обеспечивать ориентацию инвалида и предупреждение о возможных источниках опасности и препятствиях. Она должна давать по возможности полную информацию по всему комплексу производственной деятельности, социальному и культурно-бытовому обслуживанию.
На предзаводской территории и в распределительной (общественной) зоне учреждения целесообразно установить знаки (символ, эмблему, наименование учреждения или предприятия и т.п.), обозначающие вход (входы) на территорию предприятия.
Специальными знаками или символами могут быть обозначены: повседневно или периодически посещаемые инвалидами здания, сооружения и места отдыха на территории, пересечения пешеходных путей с проездами, входы на территорию, в отдельные цехи и здания.
В необходимых случаях визуальная информация может дублироваться звуковой в виде отдельных звуковых маяков или при помощи радиофикации всей территории.
Пути пешеходного движения при трудоустройстве слепых и слабовидящих рекомендуется оснащать элементами тактильной информации, размещаемыми на направляющих поручнях, при входах в здания и отдельные цехи, на пересечениях путей движения.
3.13 При устройстве на территории предприятия (учреждения) площадок для активного отдыха и занятий спортом их целесообразно группировать в едином комплексе. Устройство специальных площадок для занятий спортом должно обеспечивать безопасность занятий, а для инвалидов с недостатками зрения - возможность ориентироваться в пространстве.
Площадки для пассивного отдыха целесообразно рассредоточить, приближая их к входам в здания, где имеются рабочие места инвалидов.
3.14 При проектировании благоустройства территории учреждения и предприятия следует учитывать, что у инвалидов определенных нозологий утраченные или ограниченные функции одних органов часто компенсируются обострением чувствительности других. Например, у слепого обостряются чувства обоняния и осязания. В связи с этим целесообразно окружающую среду проектировать достаточно разнообразной по ее цветовым, световым, фактурным, слуховым и даже обонятельным качествам. Поэтому при озеленении мест пассивного отдыха на открытом воздухе рекомендуется использовать сильно пахнущие растения, что позволит слепым и слабовидящим работникам не только получать эстетическое удовольствие, но и ориентироваться на территории при выборе места отдыха.
3.15 Элементы благоустройства и различные малые формы на территории должны быть достаточно динамичными, легко демонтируемыми и заменяемыми, что позволит в процессе эксплуатации предприятия формировать благоустройство территории с учетом изменчивости контингента трудоустраиваемых инвалидов. Кроме того, в проекте невозможно предусмотреть все особенности восприятия окружающей среды людьми с психофизиологическими изменениями организма.