ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Справочное
1. Использование цвета лакокрасочных покрытий для создания соответствующих цветовых решений изделий определяется психологическим (эмоциональным) и физиологическим воздействием на человека отдельных цветов и цветовых сочетаний.
При выборе цветовых сочетаний покрытий их гармония должна быть первым и главным условием.
2. Для получения гармоничных сочетаний цветов необходимо, чтобы между цветами была определенная взаимосвязь (контраст или сходство между цветами по цветовому тону, светлого* или насыщенности).
_________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "Free Of Charge Document".
3. Взаимосвязь между цветами достигают используя принципы выбора цветовых сочетаний по цветовому кругу (черт.1).
Цветовой круг
Ж - желтый; ЖО - желто-оранжевый; О - оранжевый; КО - красно-оранжевый; К - красный;
П - пурпурный; ФП - фиолетово-пурпурный; Ф - фиолетовый; С - синий; СЗ - сине-зеленый;
3 - зеленый; ЖЗ - желто-зеленый; I, II, III, IV - цветовые зоны
Черт.1
4. При выборе цветовых сочетаний учитывают характеристики четырех психологических оптимальных основных цветов - желтого (221), красного (7), синего (427), зеленого (324) и промежуточных - оранжевого, фиолетово-пурпурного, желто-зеленого.
5. Цветовые сочетания делятся на пять основных групп по психофизиологическим характеристикам: контрастные, родственные, родственно-контрастные, эквитональные, сложные.
6. Контрастные сочетания характеризуются использованием цветов, имеющих значительные различия по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
Контрастные сочетания - наиболее яркие и активные по восприятию.
Для усиления контраста учитывают размеры и конфигурацию поверхности покрытий разных цветов, их взаимное расположение.
6.1. Контрастные цвета по цветовому тону должны находиться на противоположных сторонах цветового круга (черт.2). В сочетании эти цвета при одинаковых значениях насыщенности и светлоты должны усиливать насыщенность друг друга и восприниматься более яркими.
Схемы сочетаний контрастных цветов по цветовому тону
Черт.2
6.2. Контрастные цвета по светлоте должны значительно различаться при одинаковом цветовом тоне и насыщенности.
6.3. Контрастные цвета по насыщенности должны значительно различаться при одинаковом цветовом тоне и светлоте.
7. Родственные сочетания характеризуются использованием цветов, находящихся на цветовом круге в пределах двух основных соседних цветов и содержащих их оттенки (черт.3). Существует четыре вида родственных сочетаний: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые, зелено-желтые.
Схемы сочетаний родственных цветов
Черт.3
Родственные сочетания - мягкие, малоактивные, статичные по восприятию.
8. Родственно-контрастные сочетания характеризуются использованием цветов, находящихся на цветовом круге в соседних секторах и содержащих оттенки одного основного цвета и двух соседних основных цветов (черт.4). Существуют четыре вида родственно-контрастных сочетаний: зелено-желто-красные, желто-красно-синие, красно-сине-зеленые, сине-зелено-желтые.
Схемы родственно-контрастных сочетаний цветов
Черт.4
Родственно-контрастные цвета активные, динамичные по восприятию.
9. Эквивалентные сочетания характеризуются использованием цветов одного цветового тона при одной насыщенности, но разной светлоте; при одной светлоте, но разной насыщенности; при разной светлоте и насыщенности.
10. Сложные сочетания характеризуются использованием цветов хроматических с ахроматическими.
Ахроматические цвета хорошо согласуются с хроматическими цветами при различной и при равной светлоте.
11. Выбирая гармоничные цветовые сочетания для изделий по пп.6-10 учитывают: соответствие цветов и их сочетаний функциональному назначению и условиям эксплуатации изделия, объемно-пространственной структуре, тектонике, габаритам и пластике внешней формы изделия; требования информативности и безопасности труда; цветовые предпочтения моды; цвето-графическую схему внешнего вида изделия; характеристики фактуры и блеска эмалей выбранных цветов и качество исполнения покрытия.