_____________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
6.1 Общие принципы размещения элементов ФЭС
При размещении элементов ФЭС необходимо учитывать, что они лучше обнаруживаются периферическим зрением, а знаки и информационные материалы легче распознаются (читаются) в прямом поле зрения.
Распознаваемость и узнаваемость элементов ФЭС тем выше, чем больше их размер и частота установки. Соотношение между размерами и частотой установки элементов ФЭС должно соответствовать 6.3.4 ГОСТ Р 12.4.026.
Размещение (монтаж) элементов ФЭС на путях эвакуации осуществляет организация, имеющая специальное разрешение на осуществление данной деятельности, в соответствии с проектом, выполненным с учетом требований 4.1.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2 Требования к планам эвакуации
6.2.1 Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими).
Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации следует разрабатывать:
- если площадь этажа более 1000 м;
- при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;
- при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;
- при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.
Вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению, транспортному средству или объекту, включают в сводный (общий) план эвакуации для здания, сооружения, транспортного средства или объекта в целом.
Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.
Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.).
6.2.2 При проведении работ по реконструкции или перепланировке здания, сооружения, транспортного средства, объекта в план эвакуации должны быть внесены соответствующие изменения.
6.2.3 Планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием:
а) эвакуационных путей и выходов;
б) лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы, предназначенные для эвакуации людей;
в) места размещения самого плана эвакуации;
г) места размещения средств противопожарной защиты, спасательные и медицинские средства связи, обозначаемые знаками пожарной безопасности и символами ИМО.
Цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (символов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026, Резолюции ИМО А.654(16) для судов, имеющих дату закладки киля до 1 января 2004 г., и новой Резолюции ИМО А.952(23) для судов, имеющих дату закладки киля после 1 января 2004 г., Резолюции ИМО А.760(18) [3] и нормативным документам отраслевого назначения.
Знаки безопасности и символы допускается дополнять цифровыми, буквенными или буквенно-цифровыми обозначениями.
Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна быть от 8 до 15 мм, на одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе.
При необходимости конкретизации признаков (технических характеристик) средств противопожарной защиты, обозначаемых на планах эвакуации, допускается применять условные графические обозначения по ГОСТ 28130.
Для знаков безопасности, символов и условных графических обозначений должны быть даны пояснения их смыслового значения в текстовой части плана эвакуации.
На этажных планах эвакуации в графической части должен быть указан номер этажа.
В текстовой части следует излагать:
- способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.);
- порядок и последовательность эвакуации людей;
- обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.;
- порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.
- порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики.
Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычайной ситуации (при пожаре, аварии и т.п.), дополненные для наглядности знаками безопасности и символами.
В левом нижнем углу плана эвакуации необходимо указать наименование организации - разработчика плана эвакуации. В правом нижнем углу плана эвакуации наносится маркировка в соответствии с требованием 10.1 настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2.4 Размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов:
600х400 мм - для этажных и секционных планов эвакуации;
400х300 мм - для локальных планов эвакуации.
6.2.5 Пути эвакуации, ведущие к эвакуационным выходам, следует обозначать сплошной линией зеленого цвета с указанием направления движения.
6.2.6 Пути эвакуации, ведущие к аварийным эвакуационным выходам, следует обозначать штриховой линией зеленого цвета с указанием направления движения.
6.2.5, 6.2.6 (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2.7 Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.
6.2.8 Фон плана эвакуации должен быть желтовато-белым или белым для фотолюминесцентных материалов.
6.2.9 Надписи и графические изображения на плане эвакуации (кроме знаков безопасности и символов) должны быть черного цвета независимо от фона.
Шрифт надписей на плане эвакуации - по ГОСТ Р 12.4.026. Высота шрифта - не менее 3 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2.10 Планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации.
6.3 Размещение элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы на объектах метрополитена и транспортных средствах
6.3.1 Углы стен, колонны и ограничительную линию вдоль края платформ на станциях метрополитена следует обозначать сигнальной разметкой с чередующимися полосами черного и желтовато-белого (белого) цветов, расположенными прямо (вертикально или горизонтально) или наклонно под углом 45° - 60°, или линиями.
6.3.2 Обозначение элементами ФЭС переходов между станциями метрополитена следует выполнять так же, как обозначения коридоров и лестниц.
6.3.3 Эскалаторы следует обозначать элементами ФЭС так же, как лестницы в соответствии с требованиями.
Металлические турникеты при входе на лестницу эскалатора обозначают сигнальной разметкой с чередующимися полосами черного и желтовато-белого (белого) цветов, расположенными прямо (вертикально или горизонтально) или наклонно под углом 45° - 60°.
6.3.4 Цветографические изображения и надписи на объемных знаках безопасности с внутренним или внешним электрическим освещением, размещаемые на объектах метрополитена и в подземных сооружениях, рекомендуется выполнять с применением фотолюминесцентных материалов.
6.3.5 Транспортное средство должно быть обустроено элементами ФЭС таким образом, чтобы пассажиры имели возможность:
- ориентироваться при аварийном отключении освещения;
- читать вывешенные инструкции о действиях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
- определять места расположения средств противопожарной защиты, средств индивидуальной защиты, переговорных устройств и т.п.;
- определять направление передвижения к аварийным выходам.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4 Размещение элементов ФЭС в зданиях и сооружениях
Предупреждающие знаки и указатели направления следует размещать через промежутки, достаточные для обеспечения постоянства и непрерывности информации.
Размеры и частота размещения знаков безопасности и указателей направления на верхнем, среднем и нижнем уровнях должны определяться в соответствии с таблицей 3 ГОСТ Р 12.4.026.
Указатели направления, при их низком расположении, должны быть включены или находиться рядом с направляющими линиями. Там, где осуществимо, знаки направления, находящиеся на верхнем и среднем уровнях, должны дублироваться на нижнем уровне.
6.4.1 Нижнее расположение должно быть главным для направляющих линий, дающих перспективный обзор до 30 м так же, как и указатели направления до расстояний наблюдения в 5 м.
Дополнительную разметку маршрута эвакуации и направляющие линии допускается размещать на высоте до 1,20 м от пола, давая визуальное усиление и помогая в распознавании направляющих рельсов, перил или других архитектурных элементов вдоль маршрута эвакуации. Это увеличивает видимость маршрута эвакуации при средних расстояниях наблюдения приблизительно на 10-20 м.
Высокорасположенные предупреждающие знаки и указатели направления следует располагать так, чтобы обеспечивать визуальное усиление на средних и дальних расстояниях наблюдения между 10-30 м и чтобы указывать на изменение направления маршрута эвакуации или на промежуточные и конечные пункты сбора маршрута эвакуации, и они должны быть установлены на всех дверях аварийных выходов на маршруте эвакуации и на конечном выходе.
Визуальное поле между 1,20 и 1,80 м на стенах вдоль маршрута эвакуации можно использовать для визуального усиления информации о направлении при средних расстояниях наблюдения приблизительно 10-20 м.
6.4.2 Цвет, форма и графические символы предупреждающих знаков должны отвечать требованиям ГОСТ Р 12.4.026.
6.4, 6.4.1, 6.4.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4.3 Конечные и промежуточные пункты назначения на маршруте эвакуации, такие как эвакуационные и аварийные выходы по дороге и площадки сбора (убежища), должны быть особенно четко выделены с помощью компонентов ФЭС.
6.4.4 ФЭС должна исключать предоставление альтернативных путей следования, могущих вызывать неопределенность и неуверенность при эвакуации. Если расстояния у альтернативных маршрутов равные, следует помещать указания (призывы) использовать оба пути, размещая направляющие знаки на некотором расстоянии от точки расхождения равных путей.
6.4.5 Частота размещения указателей направления на верхнем, среднем и нижнем уровнях должна быть увеличена в тупиковых участках, чтобы не допускать людей в тупик по маршруту эвакуации.
6.4.6 Общая информация для публики и знаки, относящиеся к внутренней организации здания, должны быть второстепенными и заметно отличаться по цвету от компонентов ФЭС на протяжении всего маршрута эвакуации.
Примечание - Это достигается увеличением размера, частоты размещения и яркости у компонентов ФЭС или уменьшением размеров и яркости потенциально конкурирующей информации.
6.4.7 В многоэтажных зданиях ФЭС должна включать в себя систему обозначения нумерации этажей на всех лестничных клетках. На каждом этаже или в главном коридоре, ведущем к эвакуационным выходам, должен быть план эвакуации, помогающий ориентироваться.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4.8 Местонахождение пожарного и аварийного оборудования вдоль или рядом с маршрутами эвакуации должно быть обозначено соответствующими знаками согласно ГОСТ Р 12.4.026.
6.5 Последовательное и четкое применение знаков маршрутов эвакуации и указателей направления
6.5.1 В соответствии с настоящим стандартом ФЭС должна использовать знаки безопасности, приведенные для эвакуационных и аварийных выходов, и применять соответствующие дополнительные знаки стрелки для указания направления. Все знаки выхода на дверях эвакуационных выходов на маршрутах эвакуации должны использовать знак направленной вверх стрелки, означающий "Отсюда дальше и вперед" (см. рисунок 1).