СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии

СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии

6. ДЕПО, РЕМОНТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ И СТОЯНКИ



6.1. Трамвайные или троллейбусные депо* следует размещать в соответствии с комплексной схемой развития всех видов городского пассажирского транспорта или с технико-экономическим обоснованием (расчетом) развития городского пассажирского транспорта и в увязке с генеральным планом города.
_____________
* В дальнейшем "депо".

6.2. Категории зданий и помещений депо, ремонтных мастерских и стоянок по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) следует устанавливать в соответствии с нормами технологического проектирования или специальными перечнями, определяющими эти категории, утвержденными в установленном порядке.

6.3. Депо, ремонтные мастерские и стоянки для хранения подвижного состава*, как правило, следует располагать на одном земельном участке с устройством сплошного ограждения высотой 1,6 м в соответствии со СНиП 2.07.01-89.
_____________
* В дальнейшем "стоянка".

6.4. Стоянка должна быть рассчитана на одновременную расстановку на ней всего подвижного состава, приписанного к депо, за вычетом числа всех осмотровых и ремонтных машино-мест, имеющихся в депо, и числа подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях.

6.5. Стоянку следует проектировать с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием. Продольные уклоны (по направлению движения троллейбусов) площадок отстоя должны составлять не более 5‰, поперечные от 5‰ до 15‰.

Уклоны трамвайных путей в продольном направлении не должны превышать 2,5‰.

Необходимо предусматривать отдельный участок для измерения удельного сопротивления движению подвижного состава.

6.6. Стоянки могут быть двух типов: открытые и закрытые.

Закрытую стоянку для подвижного состава следует предусматривать в случае проектирования для городов с температурой наиболее холодной пятидневки минус 30°С и ниже.

6.7. Состав и размещение зданий и сооружений на территории депо следует принимать в соответствии со СНиП II.89-80 и СНиП 2.09.02-85.

6.8. На территории депо следует предусматривать раздельные въезды и выезды (основной и резервный) трамвайных вагонов или троллейбусов. Въезд должен предшествовать основному выезду, считая по направлению движения на проезжей части дороги со стороны депо. На въезде должна быть расположена проходная, на выезде (основном) - здание контрольной.

6.9. Ворота для въезда на территорию депо или выезда с нее должны быть расположены с отступом от красной линии не менее длины кузова трамвайного вагона или троллейбуса.

6.10. Схема движения подвижного состава на территории депо должна быть кольцевой (односторонней) и иметь обгонный путь.

6.11. Минимальные расстояния между осями трамвайных путей, зданиями и сооружениями на территории открытой стоянки подвижного состава следует принимать по табл. 17.

6.12. Минимальные расстояния между осями рядов троллейбусов, зданиями и сооружениями на открытой стоянке подвижного состава следует принимать по табл. 18.


Таблица 17


Регламентируемое расстояние

Минимальное
расстояние, м

Оси смежных путей при отсутствии опор контактной сети

3,8

Ось пути крайнего ряда

и ограда

2,8

и стена здания

9,0

Ось пути и грань опоры

контактной сети, установленной в междупутье

1,8

установленной вне междупутья

1,9

Оси смежных путей, разделенных пожарным проездом

8,0

Буферы двух стоящих друг за другом трамвайных вагонов

1,5


Таблица 18


Регламентируемое расстояние

Минимальное
расстояние, м

Оси смежных рядов троллейбусов

4,0 - 6,0

Ось крайнего ряда троллейбусов

и ограда

3,5

и стена здания

9,0

Оси смежных рядов троллейбусов, разделенных пожарными проездами

8,0

Бамперы стоящих друг за другом троллейбусов

1,5



Ширину проезжей части пожарного проезда на открытой стоянке подвижного состава следует принимать 3,5 м. Расстояние между пожарными проездами в поперечном направлении следует принимать 25 м, а в продольном направлении для трамваев - 125 м, для троллейбусов - 100 м.

ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ
РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


6.13. Здания и помещения депо и ремонтных мастерских следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85 и с учетом норм настоящего раздела. Степень огнестойкости зданий депо - II .

6.14. Ворота в зданиях, предназначенные для въезда и выезда трамвайных вагонов или троллейбусов, должны иметь высоту, с учетом контактного провода, не менее 5 м, ширину (в свету) не менее 4 м, а также иметь механизированный привод для открывания и закрывания.

6.15. Калитки для прохода рабочих в воротах зданий депо должны открываться по направлению выхода из здания, ширина калитки должна быть не менее 0,8 м.

6.16. Высоту помещения закрытой стоянки подвижного состава от головки трамвайного рельса или проезжей части для троллейбуса до низа несущих конструкций покрытия следует принимать не менее 5,5 м.

6.17. Расстояние между трамвайными вагонами или троллейбусами, а также между трамвайными вагонами и конструкциями здания на закрытой стоянке следует принимать по табл. 19

Таблица 19



Регламентируемое расстояние

Расстояние, м

трамвай

троллейбус

Ось крайнего трамвайного пути или ось крайнего ряда троллейбусов до стен зданий:


2,3

2,25

3,3

3,25

Сцепные приборы двух стоящих вагонов (поездов), между наиболее выступающими частями двух троллейбусов, стоящих друг за другом

1,0

1,0

Оси смежных трамвайных путей (между осями двух рядом стоящих троллейбусов)

3,4

3,3

Поперечная стена здания и наиболее выступающая часть трамвайного вагона или троллейбуса

2,0

2,0



ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА


6.18. В депо следует предусматривать производственные помещения для размещения цеха технического обслуживания, цеха плановых ремонтов, помещений и мастерских отдела главного механика.

6.19. В депо и мастерских следует предусматривать складские помещения для хранения:

колесных пар и шин троллейбуса;

агрегатов и деталей;

смазочных материалов;

лакокрасочных и пропиточных материалов;

металла;

сгораемых материалов (текстильные, бумажные, картонные и т. п.);

сухого песка;

кислородных и других баллонов.

6.20. Расстояния между трамвайными вагонами или троллейбусами, а также между ними и конструкциями зданий в помещениях для технического обслуживания и ремонта подвижного состава следует принимать по табл. 20.

Таблица 20


Регламентируемое расстояние

Расстояние, м

Трамвайный вагон или троллейбус на зонах диагностики, осмотра, ремонта и конструкций здания:



продольная (боковая) сторона трамвайного вагона или троллейбуса и стена без проема

1,7

продольная (боковая) сторона трамвайного вагона или троллейбуса и стены с проемами

1,9

торцевая сторона стены здания до сцепного прибора трамвайного вагона, наиболее выступающей части троллейбуса при наличии канавы

4,5

торцевая сторона стены здания до сцепного прибора трамвайного вагона, наиболее выступающей части троллейбуса без канавы

2,5

трамвайный вагон или троллейбус и колонна

1,2

трамвайный вагон или троллейбус и нижний обрез лестницы канавы (в плане)

0,5

крыша трамвайного вагона или троллейбуса и наинизшая точка конструкций

2,5

Трамвайный вагон или троллейбус на зонах технического обслуживания и ремонта


между продольными (боковыми) сторонами трамвайных вагонов или троллейбусов, не менее

2,9

между буферами стоящих на канаве друг за другом трамвайных вагонов или троллейбусов

1,0

между буферами стоящих на канаве друг за другом трамвайных вагонов или троллейбусов при наличии проезда (прохода) между зонами

3,0


Примечание. Расстояния между трамвайными вагонами или троллейбусами, а также между трамвайным вагоном или троллейбусом и стеной на зонах механизированной мойки, диагностики и подъемочных местах с домкратами следует принимать в зависимости от вида и габаритов оборудования этих зон, но не менее указанных в таблице.

6.21. Высота производственных помещений депо должна быть не менее 3 м; в столярном и кузнечно-рессорном отделениях - не менее 4 м; в помещениях, куда вводятся трамвайные вагоны или троллейбусы при отсутствии контактных проводов - не менее 4,5 м, при наличии контактных проводов - не менее 5,85 м.

6.22. В зданиях на зонах технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов или троллейбусов допускается предусматривать рабочие посты как на канавах, так и на напольных местах.

Размеры канав и приямков в плане устанавливаются по требованиям технологии ремонта.

Глубина канав для трамвайных вагонов должна составлять 1,4 м, для троллейбусов - 1,25 м, глубина приямков для обслуживания подкузовного оборудования - 0,8 м.

Ширина канав для трамвайных вагонов должна быть не менее 1,35 м, для троллейбусов - не менее 0,9 м.

Канавы для троллейбусов должны иметь предохранительные борта высотой не менее 0,1 м и наружные направляющие высотой не менее 0,15 м при ширине канавы 1,4 м.

Канавы, независимо от их длины и назначения, должны иметь два выхода, не закрытые габаритом стоящего над канавой трамвая или троллейбуса.

При длине канавы на одно вагоно (машино) -место один из выходов (запасной) допускается выполнять в виде металлических скоб в торцевой стене канавы.

Канавы и приямки диагностического и осмотрового отделений должны быть канализованы для обеспечения отвода вод. Во всех канавах следует предусматривать отопление. Через каждую осмотровую канаву длиннее 40 м для разделения зон осмотра следует предусматривать переходный мостик шириной не менее 0,8 м. Канавы для сварочных работ должны быть расположены вне здания.

6.23. В составе окрасочных отделений следует предусматривать помещения подготовки, окраски, сушки подвижного состава и приготовления красок. Окрасочные отделения, как правило, должны иметь сквозной проезд.

6.24. При размещении аккумуляторной мастерской следует предусматривать два помещения: одно - для ремонта с участком приготовления электролита, другое - для зарядки аккумуляторов.


6.25. Помещения для хранения шин площадью более 25 кв. м должны располагаться у наружных стен.

6.26. В помещениях маслораздаточной с количеством хранения смазочных материалов до 10 куб. м допускается размещать насосные агрегаты для перекачки масел и подачи его на рабочие места.

В помещении для технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов или троллейбусов допускается иметь не более 5 куб. м смазочных материалов при условии хранения их в наземных резервуарах вместимостью не более 1 куб. м каждый, а также размещать насосные агрегаты для перекачки масел из этих резервуаров и подачи его на рабочие места.


6.27. В помещениях для выполнения моечно-уборочных и малярных работ на подвижном составе стены должны быть облицованы или окрашены на высоту не менее высоты трамвайного вагона или троллейбуса материалами, стойкими к воздействию влаги и масел.

В помещениях для окраски деталей и агрегатов, пропиточно-сушильном отделении, компрессорной, маслораздаточной и складе смазочных материалов стены должны быть облицованы или окрашены на высоту 1,8 м материалами, стойкими к воздействию влаги и масел, а в помещениях аккумуляторной мастерской и моечно-дефектовочного отделения - стойкими к воздействию щелочи.

Стены канав и приямков должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов.

6.28. Полы в помещениях депо и ремонтных мастерских следует проектировать в соответствии со СНиП 2.03.13-88.

Полы в канавах должны иметь уклон в поперечном направлении не менее 10‰, в продольном направлении - от 8 до 10‰ в сторону трапов и лотков.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ


6.29. Вспомогательные помещения депо и ремонтных мастерских следует предусматривать в соответствии с нормами технологического проектирования с учетом СНиП 2.09.04-87 и норм настоящего раздела.

6.30. Категорию здравпункта следует устанавливать на весь списочный состав работающих в депо, включая линейный персонал.

Должно быть предусмотрено специальное помещение для обеспечения предрейсового медицинского осмотра водителей.

6.31. Проектирование санитарных приборов в женских и мужских уборных необходимо вести с учетом работающих в депо и 25% списочного состава водителей.

6.32. Число посадочных мест в столовых и буфетах депо следует принимать из расчета одно место на четверых работающих в наибольшей смене, с учетом 5% явочной численности водителей.

6.33. Площадь кабинетов по безопасности движения должна составлять не менее 25 кв. м независимо от мощности депо.

6.34. Площадь помещения диспетчера по выпуску должна составлять не менее 18 кв. м, а при наличии промышленного телевидения - не менее 36 кв. м;

помещения ожидания водителей - исходя из расчетной численности водителей, находящихся одновременно в помещении, и нормы площади 1 кв. м на одного человека, но не менее 18 кв. м;

помещения для хранения инструмента водителей - из расчета 0,18 кв. м на единицу подвижного состава, но не менее 18 кв. м;

кладовая забытых в транспорте вещей - не менее 9 кв. м.


6.35. В депо должны быть предусмотрены помещения для технической учебы площадью не менее 72 кв. м и кабинет экономических знаний площадью до 30 кв. м.

6.36. Для местной телефонной станции должно быть предусмотрено отдельное помещение по нормам размещения требуемого оборудования.

6.37. Площадь помещения для ночного отдыха водителей следует принимать из расчета не менее 5 кв. м на одного отдыхающего. Максимальная численность отдыхающих в одной комнате должна быть не более 3 чел.

Помещение психологической разгрузки предусматривается площадью 0,9 кв. м на 1 чел.

Численность одновременно отдыхающих следует устанавливать в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

6.38. При кассовом методе обслуживания пассажиров в депо следует предусматривать отдел сбора выручки в составе следующих помещений:

кассетной, подсчета денег, инкассаторов Госбанка и билетной кассы площадью не менее 18 кв. м каждое;

сортировки денег - не менее 54 кв. м.

При бескассовом методе обслуживания пассажиров следует предусматривать только помещение билетной кассы площадью не менее 18 кв. м.


ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ


6.39. В депо, ремонтных мастерских и закрытых стоянках с учетом технологии следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки, проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01-85, СНиП 2.04.02-84, СНиП 2.04.03-85.

6.40. Нормы расхода воды на производственные нужды депо и ремонтных мастерских и коэффициенты неравномерности водопотребления следует принимать по нормам технологического проектирования или по технологической части проекта.

6.41. При механизированной мойке трамваев или троллейбусов следует предусматривать применение системы оборотного водоснабжения или повторного использования воды, концентрация загрязнений которой не должна превышать:

взвешенных веществ 40 мг/л;

нефтепродуктов 15 мг/л.

Количество воды, необходимое для восполнения потерь в системе оборотного водоснабжения, должно быть обосновано проектом с учетом опыта эксплуатации аналогичных систем в районе проектируемого объекта.

6.42. Для мойки кузовов трамваев или троллейбусов температуру воды следует принимать по нормам технологического проектирования или устанавливать технологической частью проекта.

6.43. Закрытые стоянки подвижного состава должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

6.44. Установками автоматического пожаротушения должны быть оборудованы: пост подготовки, краскоприготовительная, окрасочная и сушильные камеры, кладовая красок независимо от площади.


6.45. Производственные сточные воды, содержащие нефтепродукты, взвешенные вещества, кислоты и щелочи, должны быть очищены до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках. Степень очистки сточных вод местными установками должна быть не ниже установленной требованиями СНиП 2.04.03-85.

6.46. Концентрацию загрязнений в производственных сточных водах депо и ремонтных мастерских следует рассчитывать по нормам технологического проектирования или технологической части проекта.

6.47. Для очистки дождевых вод, поступающих с площадок открытого хранения трамваев или троллейбусов и с проездов, на территории депо должны быть предусмотрены очистные сооружения на отводном трубопроводе дождевой канализации, рассчитанные в соответствии с требованиями СНиП 2.04.03-85.

6.48. Самотечный трубопровод для отвода сточных вод из зон мойки трамваев или троллейбусов до местных очистных сооружений должен быть диаметром не менее 200 мм и уложен с уклоном не менее 30‰.

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ


6.49. Теплоснабжение депо и ремонтных мастерских следует проектировать с учетом отопления производственных, вспомогательных и складских помещений в отопительный период и обеспечения теплом производственных потребителей и систем горячего водоснабжения в течение всего года.

6.50. В депо, ремонтных мастерских и закрытых стоянках с учетом технологии следует предусматривать отопление и вентиляцию, проектируемые согласно СНиП 2.04.05-86.

Расчетную температуру воздуха в холодный период в помещениях депо следует принимать по табл. 21.

6.51. В помещениях моечно-уборочного, осмотрового, диагностического отделений и в цехе плановых ремонтов следует предусматривать воздушное отопление, совмещенное с вентиляцией. В нерабочее время в этих помещениях для поддержания положительных температур должно быть предусмотрено дежурное отопление.

6.52. Продолжительность обогрева въезжающих в помещение трамваев или троллейбусов следует принимать 3 ч.

Таблица 21



Помещения депо

Группа производственных процессов

Расчетная температура воздуха, °С

IIа

17

IIб

15

IIб

15

IIб

15

IIб

15

IIа

17

IIб

15

I

19

I

19

-

16

-

16

I

19

-

16

IIб

15

IIб

15

IIб

15

IIб

15

IIб

15

-

15

-

20

IIб

15

IIб

15

IIб

15

IIб

15

IIб

15

IIа

17

IIа

17

IIб

15

IIб

15

IIб

15

IIб

15

IIб

15

IIб

15

IIб

15

III

13

-

8

-

16

-

10

-

19

-

16

IIб

15

I

19

I

19

IIб

21

IIа

17

III

13

-

16

IIб

15

I

19

-

16

-

16

I

19

I

19

I

19

I

19

I

19

I

19

IIа

23

-

5

-

5

-

*

-

*

-

5

IIа

23

-

5

-

16

-

5

-

5

I

19

I

19


* Принимать в зависимости от рекомендаций заводов-изготовителей.

6.53. Подачу приточного воздуха в производственные помещения депо и ремонтных мастерских следует предусматривать непосредственно в рабочую зону.

6.54. Удаление воздуха из производственных помещений должно предусматриваться из верхней зоны.

6.55. Наружные ворота осмотрового и моечно-уборочного отделений должны быть оборудованы воздушно-тепловыми завесами.

6.56. В помещении аккумуляторной, кроме местной механической приточно-вытяжной вентиляции, следует предусматривать естественную вытяжную вентиляцию из верхней зоны.

Подача приточного воздуха в помещение аккумуляторной должна предусматриваться непосредственно в нижнюю зону или из смежных помещений через решетки в нижней части дверей.

Отопление аккумуляторного отделения должно выполняться преимущественно с помощью калориферов, расположенных вне аккумуляторного помещения и подающих теплый воздух в приточный канал. В этих помещениях может быть предусмотрено паровое или водяное отопление из цельных сварных труб без фланцев и вентилей.

6.57. Системы вентиляции и отопления помещений окрасочных отделений (участков) следует проектировать с учетом правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии окрасочных производств (цехов), утвержденных в установленном порядке.

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА


6.58. Электроснабжение и электротехнические устройства следует проектировать в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), СНиП II-4-79, СН 357-77, СН 174-75, а также с учетом условий окружающей среды и классификации помещений и электроустановок по взрывоопасности, пожароопасности и в отношении электробезопасности.

6.59. Искусственное освещение помещений депо и ремонтных мастерских следует проектировать по разряду зрительной работы в соответствии с требованиями СНиП II-4-79 и норм технологического проектирования трамвайных и троллейбусных депо.

6.60. Освещенность территории депо следует принимать 0,5-2,0 лк, а при промышленном телевидении - не менее 30 лк.

6.61. В депо должна быть запроектирована городская и местная телефонная связь, диспетчерская и оперативная связь, городская радиотрансляция, электрочасофикация, производственное оповещение, по требованию заказчика может быть запроектировано промышленное телевидение.

6.62. В ремонтных мастерских должна быть запроектирована городская телефонная связь, городская радиотрансляция и электрочасофикакия.

      Система тестирования для предприятий