СНиП 23-03-2003 Защита от шума

СНиП 23-03-2003 Защита от шума

13 АКУСТИКА ЗАЛОВ

13.1 Процесс акустического проектирования зальных помещений должен включать:

выбор габаритов и формы помещения при соблюдении общих требований к объемно-планировочному решению залов;

проверку достоверности глобальной оценки акустики зала по статистической теории;

расчет частотной характеристики времени реверберации зала для выявления соответствия его объемному оптимуму (рисунок 6) и проведение необходимой коррекции проекта в части конструкций ограждений;

графический анализ чертежей зала с необходимой коррекцией проекта в части формы и очертаний его ограждений;

разработку мероприятий по улучшению диффузности звукового поля в зале;

расчет локальных акустических критериев на предмет соответствия их зонам оптимумов с дополнительной, в случае необходимости, коррекцией проекта;

оценку шумового режима зала с разработкой необходимых мероприятий по его улучшению;

оценку электроакустического режима зала, с разработкой необходимых мероприятий.

Рисунок 6 - Рекомендуемое время реверберации на средних частотах (500-1000 Гц) для залов различного назначения в зависимости от их объема

СНиП 23-03-2003 Защита от шума

1 - залы для ораторий и органной музыки; 2 - залы для симфонической музыки;
3 - залы для камерной музыки, залы оперных театров;
4 - залы многоцелевого назначения, залы музыкально-драматических театров, спортивные залы;
5 - лекционные залы, залы заседаний, залы драматических театров, кинозалы, пассажирские залы

Рисунок 6 - Рекомендуемое время реверберации на средних частотах (500-1000 Гц)
для залов различного назначения в зависимости от их объема


13.2 В каждом зале должны быть выдержаны основные требования к его объемно-планировочному решению, дифференцированные в зависимости от конкретного назначения зала следующим образом:

удельный воздушный объем на одно зрительское место должен составлять, мЧисло:

в залах драматических театров, аудиториях и в конференц-залах

4-5;

в залах музыкально-драматических театров (оперетта)

5-7;

в залах театров оперы и балета

6-8;

в концертных залах камерной музыки

6-8;

в концертных залах симфонической музыки

8-10;

в залах для хоровых и органных концертов

10-12;

в многоцелевых залах

4-6;

концертных залах современной эстрадной музыки (киноконцертных залах)

4-6;

максимальная длина залов Число, должна составлять, м:

в залах драматических театров, аудиториях и конференц-залах

24-25;

в театрах оперетты

28-29;

в театрах оперы и балета

30-32;

в концертных залах камерной музыки

20-22;

в концертных залах симфонической музыки, хоровых и органных концертов

42-46;

в многоцелевых залах вместимостью более 1000 мест

30-34;

в концертных залах современной эстрадной музыки

48-50.


Для получения достаточной диффузности звукового поля следует правильно выбрать форму и пропорцию зала.

Основные размеры и пропорции зала должны выбираться из следующих условий:

СНиП 23-03-2003 Защита от шума; СНиП 23-03-2003 Защита от шума; СНиП 23-03-2003 Защита от шума; СНиП 23-03-2003 Защита от шума; СНиП 23-03-2003 Защита от шума,

где Число - длина зала по его центральной оси, м;

Число - предельно допустимая длина зала, м;

Числои Число - соответственно средние ширина и высота зала, м;

Число- общий воздушный объем зала, мЧисло;
Число - площадь пола зала, мЧисло.

Прямоугольная форма в плане с плоским горизонтальным потолком допустима только для небольших лекционных залов вместимостью до 200 человек. Во всех других случаях зрительных залов оптимальной формой плана является трапециевидная с углом раскрытия 10-12°. Наличие параллельных плоских поверхностей несет опасность появления "порхающего уха", криволинейных вогнутых - фокусирования звука.

13.3 Для проверки допустимости применения в расчетах характеристик исследуемого зала методов статистической акустики в нормируемом диапазоне частот 125-4000 Гц следует рассчитать критическую частоту, Гц, выше которой наблюдается достаточное количество собственных мод (частот) воздушного объема, по формуле

СНиП 23-03-2003 Защита от шума. (31)


Если расчет показал, что СНиП 23-03-2003 Защита от шума125 Гц, то время реверберации, с, в зале следует определить в шести октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 125, 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц:

в диапазоне 125 - 1000 Гц по формуле

СНиП 23-03-2003 Защита от шума; (32)


в диапазоне 2000 - 4000 Гц по формуле

СНиП 23-03-2003 Защита от шума, (33)


где Число - объем зала, мЧисло;

Число - средний коэффициент звукопоглощения в зале, определяют по формуле (4);

Число - общая площадь ограждающих конструкций в зале, мЧисло;

Число - коэффициент, учитывающий поглощение звука в воздухе. В октаве 2000 Гц Число=0,009; в октаве 4000 Гц Число=0,022.

При определении суммарной величины эквивалентной площади звукопоглощения по формуле (3) следует считать заполнение зрительских мест 70%.

Оптимальные значения времени реверберации в области средних частот 500-1000 Гц для залов различного назначения в зависимости от их объема приведены на рисунке 6. Допустимое отклонение от приведенных величин - ±10%. Кроме того, в октавной полосе 125 Гц допускается превышение величин времени реверберации, но не более 20%.

Если время реверберации зала, по крайней мере, в одной из частотных полос Число, отличается от Число, то следует внести некоторые изменения в конструктивные решения для того, чтобы приблизить Число к Число.

При Число>125 Гц результат, полученный по формуле (31) для октавной полосы 125 Гц, следует считать ориентиро

вочным.

13.4 Целью графического анализа чертежей зала является проверка равномерности поступления в зоны слушательских мест первых отражений от стен и потолка с допустимыми запаздываниями Число: 20-25 мс для речи и 30-35 мс - для музыки. Все построения проводятся по законам лучевой (геометрической) оптики. Запаздывание первых отражений Число, мс, определяют по формуле

СНиП 23-03-2003 Защита от шума, (34)


где Число- длина пути отраженного звука, м;

Число- длина пути прямого звука, м;

Число - скорость звука в воздухе (Число=340 м/с).

Перед началом построений каждая из исследуемых отражающих поверхностей при заданных положениях источника и приемника звука должна пройти проверку на допустимость использования ее для построения звуковых отражений. Допустимость применения геометрических отражений зависит от длины звуковой волны, размеров отражающей поверхности и ее расположения по отношению к источнику звука и точке приема. Применение геометрических отражений можно считать допустимым, если наименьшая сторона отражателя не менее чем 1,5-2,0 м.

Радиус действия прямого звука Число составляет для речи 8-9 м, для музыки - 10-12 м. На зрительских местах в пределах Число усиление прямого звука с помощью отражений не требуется. Начиная с Число интенсивные первые отражения должны перекрывать всю зону зрительских мест. Если поверхности стен или потолка состоят их отдельных секций, следует конфигурацию членений выполнять так, чтобы отражения от соседних элементов перекрывали друг друга, не оставляя "мертвых зон", лишенных отраженного звука.

В залах с относительно большой высотой и шириной наибольшая опасность прихода первых отражений с недопустимым запаздыванием возникает в первых рядах зрительских мест. Для исправления этого явления следует выполнять специальные звукоотражающие конструкции на потолке и стенах в припортальной зоне. Принципиальная схема таких конструкций приведена на рисунке 7.

СНиП 23-03-2003 Защита от шума

Число - лекционный зал; Число - зал драматического театра; Число - зал музыкального театра

Рисунок 7 - Оформление портала, позволяющее направить первые отражения в глубину зала

13.5 После завершения графического анализа чертежей и создания в зале оптимальной структуры ранних отражений не занятые для этой цели поверхности должны быть использованы для формирования диффузного звукового поля путем их эффективного расчленения различной формы звукорассеивающими элементами для создания рассеянного, ненаправленного отражения звука. Это достигается расчленением поверхностей балконами, пилястрами, нишами и тому подобными неровностями.

Гладкие большие поверхности не способствуют достижению хорошей диффузности звукового поля. Особенно нежелательны гладкие, параллельные друг другу плоскости, вызывающие эффект "порхающего эха", получающегося в результате многократного отражения звука между ними. Расчленение таких стен ослабляет этот эффект и увеличивает диффузность. Причем хорошо рассеиваются звуковые волны, длина которых близка к размерам детали. Рассеивающий эффект увеличивается, если шаг членений нерегулярен, т.е. расстояния между смежными членениями не одинаковы по всей расчлененной поверхности.

Балконы, ложи и скошенные стены повышают диффузность поля на низких частотах. Практически применяемые в архитектурной практике пилястры - в основном в области средних и высоких частот.

13.6 После завершения акустического проектирования формы и конструкций интерьера зала следует провести контрольные расчеты локальных акустических критериев для речи (объективные параметры разборчивости речи) и музыки (индекс прозрачности, степень пространственного впечатления, индекс громкости), которые могут быть рассчитаны только путем компьютерного моделирования импульсных характеристик помещений. Моделирование производится известными методами прослеживания лучей или мнимых источников по одной из современных компьютерных программ. Если показания хотя бы одного из критериев будут отличаться от зон оптимумов, то следует провести дополнительную коррекцию проекта зала.

13.7 При примыкании задней стены зала к потолку под углом 90° или меньше может возникнуть так называемое театральное эхо - отражение звука от потолка и стены в направлении к источнику звука, приходящее с большим запаздыванием. Для устранения такого эха следует выполнить наклонной часть потолка у задней стены или наклонной заднюю стену зала (рисунок 8).

СНиП 23-03-2003 Защита от шума

Число и Число - "театральное эхо"

Число- Число - "театральное эхо" отсутствует

Рисунок 8 - Конструкция потолка или задней стены зала

13.8 Большие вогнутые поверхности ограждающих конструкций залов (купол, свод, вогнутая в плане задняя стена) создают опасность концентрации отражений, при котором звук фокусируется в одной части зала, создавая сильное эхо, другие же части зала не получают отражений.

На рисунке 9 приведены три варианта проектного решения купола. Вариант Число иллюстрирует крайне неудачное решение, радиус кривизны купола примерно равен высоте зала, звук фокусируется в центре зала. Вариант Число - радиус кривизны составляет половину высоты зала, отражения проходят через точку фокуса и далее распределяются по площади пола. Вариант Число - радиус кривизны составляет примерно две высоты зала. Звук отражается от купола в виде пучка параллельных лучей.

СНиП 23-03-2003 Защита от шума

Рисунок 9 - Варианты решения зала с куполом


Если форму купола изменить невозможно (например, здание цирка) для избежания фокусирования звука следует применить членение поверхности купола (рисунки 9, Число и 9, Число) или использовать облицовку купола звукопоглощающими материалами.

13.9 Для обеспечения нормативного шумового режима в зрительных залах следует:

при архитектурно-планировочном решении здания не располагать смежно с залом помещения с источниками интенсивного шума (вентиляционные камеры, насосные и т.п.);

применять ограждающие конструкции зала с требуемой звукоизоляцией, обращая особое внимание на элементы с относительно небольшой звукоизоляцией (окна, двери);

принимать меры по снижению шума систем вентиляции и кондиционирования воздуха до допустимых (глушители, ограничение скорости воздуха на воздухораспределительных устройствах).

13.10 Разработка электроакустической части проекта зала проводится по специальной программе и базируются на параметрах, полученных ранее при расчете естественной акустики зала.

      Магазин учебных материалов