4.1 Характеристики
4.1.1 Лифты должны соответствовать или превышать требования настоящего стандарта, "Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" национальных органов технического надзора за безопасной эксплуатацией лифтов (далее - ПУБЭЛ Госгортехнадзора) и "Правил устройства электроустановок" Министерства топлива и энергетики.
4.1.2 Установку лифтов для работы в зданиях и помещениях, отнесенных по взрывопожарной и пожарной опасности к категории В, следует производить в соответствии с требованиями национальных строительных норм и правил для лифтов этой категории.
4.1.3 Установка лифтов в зданиях и сооружениях, расположенных в районах с интенсивностью сейсмического воздействия 7-9 баллов, допускается при выполнении требований, учитывающих условия эксплуатации, указанных в нормативной или конструкторской документации.
4.1.4 Значения показателей лифтов должны соответствовать приведенным в таблицах 1 и 2.
4.1.5 Лифты должны работать в эксплуатационных режимах, указанных в таблице 3, и сохранять работоспособное состояние на высоте над уровнем моря до 2000 м.
При эксплуатации лифта на высоте над уровнем моря от 1000 до 2000 м число включений в час снижается на 1 % на каждые 100 м.
4.1.6 Лифты изготавливают для работы от сети переменного тока с частотой 50 Гц и напряжением 380 В.
Таблица 1
Лифты пассажирские |
||||||||||||||||||
Наименование показателя |
для общественных зданий и зданий промышленных предприятий |
|||||||||||||||||
для жилых зданий |
для произ- водст- венных зданий |
|
||||||||||||||||
Номинальная скорость, м/с |
||||||||||||||||||
0,71 |
1,0 |
1,4 |
1,6 |
1,0 |
1,6 |
0,71 |
0,5 |
1,0 |
1,6 |
|||||||||
Средняя наработка на отказ, ч, не менее |
440 |
400 |
170 |
180 |
380 |
|||||||||||||
Назначенный срок службы, лет |
25 |
|||||||||||||||||
Точность остановки кабины лифтов, мм, с приводом: |
|
|||||||||||||||||
- нерегулируемым |
±35 |
|||||||||||||||||
Уровень звука в кабине при установившемся движении, дБ , не более |
55 |
70 |
55 |
|||||||||||||||
Уровень звука в кабине при открывании и закрывании дверей, дБ , не более |
60 |
- |
60 |
|||||||||||||||
Виброскорость пола кабины при установившемся движении, м/с, не более |
0,06·10 |
|||||||||||||||||
Коррек- тирован- ный |
Грузо- подъем- ность, кг |
320; |
73 |
79 |
78 |
73 |
- |
78 |
75 |
- |
||||||||
уровень звуко- вой |
500 |
- |
73 |
79 |
78 |
73 |
- |
78 |
- |
75 |
- |
- |
||||||
мощ- ности |
- |
73 |
- |
|||||||||||||||
лебед- ки, дБ , не более |
800; |
|
|
|
||||||||||||||
|
Таблица 2
|
Грузовые лифты |
|||||
обычный, выжимной, с монорельсом |
обычный |
малый |
||||
|
||||||
0,25*, |
0,25**, |
1,0 |
0,4, |
|||
Средняя наработка на отказ, ч, не менее |
300 |
350 |
350 |
300 |
||
Назначенный срок службы, лет |
25 |
|||||
Уровень звука в кабине при установившемся движении, дБ , не более |
70 |
60 |
60 |
- |
||
Виброскорость, м/с, не более |
0,32·10 |
0,16·10 |
0,16·10 |
- |
||
Корректиро- ванный |
Грузоподъем- ность, кг |
100 |
- |
- |
- |
- |
уровень звуковой |
500 |
79 |
- |
- |
- |
|
мощности лебедки, дБ , |
630 |
- |
78 |
78 |
- |
|
не более |
1000 |
79 |
78 |
78 |
- |
|
1600 |
- |
- |
- |
- |
||
2000 и более |
79 |
|||||
_______________________ |
Таблица 3
Лифт |
Режим работы |
|||
|
|
Номинальная скорость, м/с |
Число включений в час, не более |
Относительная продолжительность включения ПВ, %, не более |
0,4-0,71 |
120 |
60 |
||
для жилых зданий |
|
150 |
50 |
|
180* |
40 |
|||
для зданий общественных и промышленных предприятий |
|
|
|
|
Пассажирский |
0,5 |
60 |
25 |
|
|
150 |
50 |
||
больничный |
180* |
|
||
1,6 |
180; 200* |
|||
для производственных зданий |
0,4-0,71 |
100 |
60 |
|
0,25 |
45 |
40 |
||
Грузовой |
обычный |
0,4; 0,5 |
60 |
25 |
1,0 |
120 |
60 |
||
выжимной, с монорельсом |
0,4; 0,5 |
60 |
25 |
|
Грузовой малый |
- |
0,4; 0,5 |
75 |
40 |
___________________ |
Таблица 4
Лифт |
Вид климати- |
Категория размещения* |
Предельные рабочие температуры, °С |
Верхнее значение относительной |
||
Тип |
Вид |
ческого исполнения |
шах- ты |
машин- ного поме- щения |
влажности воздуха |
|
Пасса- жирский |
для жилых зданий, для зданий общественных и промышленных |
УХЛ |
4 |
4 |
От +40 до +1 |
80 % при +25 °С |
предприятий, больничный |
О |
4 |
4 |
От + 55 до +1 |
98 % при +35 °С |
|
для производственных зданий |
УХЛ |
3 |
4 |
От +40 до -40 |
98 % при +25 °С |
|
Грузо- вой |
обычный, выжимной, с монорельсом |
УХЛ |
3 |
4 |
От +40 до -20 |
98 % при +25 °С |
Т, О |
3 |
4 |
От +45 до -10 |
98 % при +35 °С |
||
Грузо- вой |
- |
УХЛ |
4 |
4 |
От +40 до+1 |
80 % при +25 °С |
_____________________ |
По требованию заказчика могут быть изготовлены лифты для работы от сети переменного тока:
- частотой 50 Гц с напряжением 240 и 415 В;
- частотой 60 Гц с напряжением 220; 230; 380; 400; 415 и 440 В.
Лифты должны быть работоспособными при подключении их к сети переменного тока с отклонениями от их номинальных значений частоты тока не более 1 % и напряжения не более 10 %.
4.1.7 Радиопомехи, возникающие при работе лифта, не должны превышать значений, установленных ГОСТ 23511 и национальными нормами допускаемых индустриальных радиопомех. Напряженность поля радиопомех, создаваемых лифтом, не нормируется.
4.1.8 Лифты, в зависимости от условий эксплуатации, следует изготовлять климатических исполнений и категорий размещения (по ГОСТ 15150), приведенных в таблице 4.
4.1.9 Кабины грузовых лифтов со сплошными дверями, кроме лифтов с наружным управлением, а также кабины пассажирских лифтов для жилых и общественных зданий и зданий промышленных предприятий должны иметь естественную вентиляцию.
Кабины пассажирских, больничных и грузовых лифтов (с проводником) со сплошными дверями в тропическом исполнении должны иметь естественную и принудительную вентиляцию.
4.1.9.1 Пассажирские лифты с автоматическими дверями со скоростью 1,0 м/с и более должны иметь режим работы "пожарная опасность", включающийся в работу по сигналу от систем автоматической пожарной сигнализации здания и обеспечивающий, независимо от загрузки и направления движения кабины, возвращение ее на основную посадочную площадку, открытие и удержание в открытом положении дверей кабины и шахты.
4.1.9.2 Пассажирские лифты, предназначенные для транспортирования пожарных подразделений, должны иметь режим работы "перевозка пожарных подразделений". Перевод управления лифта в этот режим должен осуществляться из кабины, при этом система управления должна обеспечивать работу лифта только по приказам из кабины.
4.1.10 Облицовку купе кабины, плафоны, настилы полов, а также кнопки приказов и вызывных постов следует изготавливать из негорючих или трудногорючих материалов.
4.1.11 В крыше кабины лифта, используемого для перевозки пожарных подразделений, должен быть предусмотрен люк размером не менее 700х500 мм. Люк должен быть оборудован выключателем, контролирующим его запирание.
4.1.12 Двери шахты лифта должны быть противопожарными второго типа и соответствовать требованиям СНиП 2.01.02 (разделы 3 и 4).
Предел огнестойкости дверей шахты пассажирского лифта для жилых зданий со скоростью до 1,0 м/с включительно не устанавливается.
Двери шахты грузовых лифтов допускается не оснащать устройством для самозакрывания.
Грузовые малые лифты с двумя остановками допускается исполнять в металлокаркасной шахте с ограждением из металлических листов. При этом противопожарные требования к шахтным дверям не предъявляются.
4.1.13. Система электропривода и автоматики лифтов должна обеспечивать возможность подключения внешних систем контроля работы лифта и установления его неисправностей.
Требования к устройствам управления и сигнализации лифта - по ГОСТ 28911. При установке группы из двух и более пассажирских лифтов, имеющих одинаковые номинальную скорость и, как правило, число остановок, должна быть применена система группового управления с общим вызывным аппаратом управления на каждой посадочной площадке.
4.1.14 Сигнальные цвета и знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026 и ГОСТ 28911 соответственно.
При этом:
- поверхности масленок, колпачков, сливных пробок, маслоуказателей должны иметь покрытие красного цвета;
- поверхности деталей вращения, не закрытые кожухом, кроме поверхностей деталей вращения на натяжном устройстве каната ограничителя скорости и противовесе, должны иметь покрытие желтого цвета.
Допускается выполнять окраску торцевых поверхностей деталей вращения в виде кольцевой полосы шириной не менее 20 мм в соответствии с указанием места окраски на чертежах.
Пассажирские лифты, имеющие режим работы "перевозка пожарных подразделений", должны иметь отличительную символику, расположенную на основной посадочной площадке, в соответствии с указаниями в конструкторской документации.
4.1.15 Техническая документация на лифт должна соответствовать требованиям дизайнпроекта лифта, утвержденному в установленном порядке.
4.1.16 Лакокрасочные покрытия поверхностей лифтового оборудования должны соответствовать классам покрытия, указанным в таблице 5.
Таблица 5
|
Класс покрытия по ГОСТ 9.032 |
Поверхности составных частей лифта, расположенные в шахте, машинном и блочном помещении, в т.ч.: |
|
- наружные поверхности ограждения кабин (щиты); |
|
- нелицевые поверхности створок дверей кабины и шахты; |
|
- направляющие кабины и противовеса, кроме рабочей поверхности головки направляющих таврового профиля; |
|
- детали (кроме крепежных) и сборочные единицы крепления направляющих кабины и противовеса; |
|
- поверхности каркаса кабины и противовеса, кронштейнов крепления шунтов и датчиков в шахте и на кабине, металлоконструкций установки блоков, буферов, натяжных устройств, трансформаторов и другого электрооборудования, рамы и подрамников лебедки; |
VI |
- необработанные поверхности блоков и шкивов, шины заземления; |
|
- чугунные грузы противовеса и натяжного устройства каната, ограничителя скорости |
|
Внутренние поверхности кабины пассажирских лифтов, не видимые изнутри ее. Внутренние поверхности кабины грузовых лифтов, видимые изнутри. |
|
Необработанные поверхности редуктора, штурвала, тормоза лебедки, ограничителя скорости, гидравлического буфера |
V |
Внутренние поверхности кабины пассажирских лифтов, видимые изнутри ее. |
|
Лицевые поверхности створок дверей кабины и шахты, если они не имеют другой декоративной отделки |
требованию заказчика) |
Металлические покрытия должны соответствовать ГОСТ 9.301. Окраска оборудования для лифтов тропического климатического исполнения - по ГОСТ 9.401.
4.1.17 Оборудование грузового лифта по согласованию с заказчиком допускается покрывать грунтовкой с последующей его окраской после монтажа.
Допускается отсутствие окраски в труднодоступных местах.
Труднодоступные места должны быть указаны в конструкторской документации.
Чугунные грузы противовеса и натяжного устройства ограничителя скорости лифта допускается не покрывать.
4.1.18 Лицевая сторона створок шахтных дверей одного или нескольких лифтов должна иметь на каждой остановочной площадке покрытие одного цвета и одного оттенка, если нет другого требования заказчика.
4.1.19 Места сварки (сварные швы и околошовные поверхности), выполненные при монтаже лифта, должны быть защищены покрытием, предусмотренным для них в технической документации на лифт.
4.1.20 Канаты должны быть мерной длины из одной бухты и с очищенной поверхностью. Грязь и другие включения на поверхности канатов не допускаются.
Концы канатов должны быть предохранены от раскручивания, а у места отреза выполнены в соответствии с 2.1.9 ГОСТ 3241.
4.1.21 Подвесной электрический кабель лифта должен быть разделанным, с оконцованными и замаркированными проводами.
Провода жгутов электропроводки, прокладываемых по шахте и машинному помещению, должны быть замаркированными. По согласованию с заказчиком допускается поставка проводов мерной длины.
4.1.22 Требования к сварным сборочным единицам, отливкам из черных металлов, алюминия и высокооловянистых бронз, деталям из пластичных материалов, механически обработанным деталям, термической обработке, а также требования к составным частям лифтов - по действующей на них нормативно-технической документации (НТД).
4.2 Комплектность
4.2.1 В комплект лифта должны входить:
- оборудование лифта в соответствии со спецификацией на лифт, в т.ч. запасные части и материалы, рассчитанные на гарантийный срок эксплуатации лифта, инструменты и принадлежности (ЗИП), необходимые для технического обслуживания и ремонта лифта;
запасные изделия для пуско-наладочных работ при монтаже (ЗИМ) в соответствии с их ведомостями;
- техническая документация, отправляемая с лифтом, и Перечень деталей для замены в соответствии с приложениями Б и В соответственно.
В случае отправления нескольких лифтов одного типа, вида, грузоподъемности, скорости и исполнения (различное расположение противовеса, проходная или непроходная кабина и др.) для установки на одном объекте или здании, техническую документацию отправляют в одном экземпляре на 5 лифтов. Паспорт, принципиальная электрическая схема, электрическая схема соединений, монтажный (установочный) чертеж следует отправлять с каждым лифтом.
4.2.2 Составные части лифта: лебедка, кабина, двери шахты, гидравлический буфер, ограничитель скорости, натяжное устройство следует отправлять в собранном и отрегулированном виде, если нет другого требования заказчика.
Кронштейны крепления этажных переключателей, шунтов, датчиков селекции, этажных клеммных коробок следует отправлять с присоединенными прижимами. Детали крепления направляющих следует отправлять в собранном виде с присоединенными прижимами.
4.2.3 В разобранном виде допускается отправлять:
- противовес;
- кабину грузового лифта с размерами в плане 1500х2000 мм и более;
- кабину больничного лифта для зданий лечебно-профилактических учреждений;
- двери шахты грузовых лифтов с шириной проема более 2000 мм или высотой более 2600 мм;
- обрамление (при его наличии) проемов шахтных дверей пассажирских лифтов.
4.3 Маркировка
4.3.1 Каждый лифт должен быть снабжен табличкой, выполненной по ГОСТ 12969, ГОСТ 12970 и ГОСТ 12971.
В табличке для лифтов должны быть указаны:
- наименование или товарный знак изготовителя лифта;
- тип лифта (по ГОСТ 5746, ГОСТ 8823, ГОСТ 8824)*, индекс лифта, климатическое исполнение, категория размещения;
______________________
* Без указания слова "электрический".
- грузоподъемность и вместимость кабины (для лифтов, в которых допускается перевозка людей);
- заводской номер, месяц и год изготовления лифта.
4.3.2 Маркировку грузовых мест следует производить по ГОСТ 14192.
Маркировка грузовых мест оборудования лифта для районов Крайнего Севера Российской Федерации и труднодоступных районов (например, горных и т.п.) - по ГОСТ 15846.
4.4 Упаковка
4.4.1 Составные части оборудования лифта перед упаковкой должны быть законсервированы.
Временная противокоррозионная защита - по ГОСТ 9.014.
Применение консервационных масел для консервации канатов не допускается. Допускается их применение для покрытия поверхности направляющих таврового профиля.
Консервация составных частей лифтового оборудования должна обеспечивать их защиту до первой переконсервации: составных частей лифта - до одного года, запасных частей - до 2,5 лет. Переконсервацию должен проводить владелец лифта.
В упаковочных листах должны быть указаны: дата и срок переконсервации, а также средства временной коррозионной защиты.
4.4.2 Консервацию и упаковку проводов и кабелей следует проводить с учетом требований ГОСТ 18690, электрооборудования (в т.ч. жгутов) - по ГОСТ 23216.
4.4.3 Упаковка оборудования и технической документации лифта - по ГОСТ 23170.
Канаты упаковывают в полимерную пленку по ГОСТ 10354 или по другой НТД, согласованной с Госгортехнадзором, или в водонепроницаемую бумагу по ГОСТ 8828, ГОСТ 515.
Канат, смотанный в бухту, должен быть крепко перевязан мягкой проволокой (по ГОСТ 3282 или другой НТД) или прядью того же каната, или лентой по ГОСТ 3560 (или другой НТД) не менее чем в 4 местах, равномерно расположенных по окружности.
4.4.4 Упаковка оборудования лифта в тропическом климатическом исполнении должна соответствовать требованиям ГОСТ 24634, при этом лесоматериалы для тары должны быть пропитаны антисептиком. Допускается вместо антисептирования окрашивать ящики в два слоя серой краской марки ПФ-115 по ГОСТ 6465 или другими аналогичными красками.
4.4.5 Упаковка оборудования лифта, направляемого в районы Крайнего Севера Российской Федерации и труднодоступные районы, - по ГОСТ 15846.