8.1. Машины должны быть изготовлены (и защищены) так, чтобы обеспечивалась необходимая защита от случайного соприкосновения с частями, находящимися под напряжением, а для машин класса II - с металлическими частями, отделенными от частей, находящихся под напряжением, только основной изоляцией, даже после удаления съемных частей.
Изолирующие свойства лака, эмали, обычной бумаги, хлопчатобумажной пряжи или ткани, оксидных покрытий металлических частей, изоляционных бус, а также заливочной массы не считают обеспечивающими достаточную защиту от случайного прикосновения к частям под напряжением.
Кожух машины не должен иметь отверстий, через которые возможен доступ к частям под напряжением, а для машин класса II - также к частям, изолированным от частей под напряжением только основной изоляцией, за исключением отверстий, необходимых для эксплуатации машины.
Примечание. Если нет других указаний, части, работающие при безопасном сверхнизком напряжении до 24 В, считают частями, не находящимися под напряжением.
Проверку проводят внешним осмотром и испытанием стандартным испытательным пальцем, приведенным на черт.1.
Кроме того, отверстия в машинах класса II, как и отверстия в машинах класса I, за исключением отверстий в металлических частях, присоединенных к защитному зажиму или защитному контакту, испытывают испытательным щупом, приведенным на черт.2.
После удаления съемных частей, испытательные палец и щуп прикладывают во всех возможных положениях; испытательный палец прикладывают без особого усилия, испытательный щуп - с усилием 10 Н.
Отверстия, в которые испытательный палец не входит, испытывают затем при помощи прямого монолитного испытательного пальца тех же размеров, который прикладывают с усилием 50 Н. Если этот палец входит, повторяют испытание сочлененным испытательным пальцем, приведенным на черт.1; при необходимости, палец проталкивают в отверстие.
Для обнаружения контакта применяют электрический индикатор.
Не допускается возможность прикосновения испытательным пальцем к неизолированным частям под напряжением или частям под напряжением, защищенным лаком, эмалью, обычной бумагой, хлопчатобумажной пряжей или тканью, оксидным покрытием, изоляционными бусами или заливочной массой. Кроме того, для машин класса II не допускается возможность прикосновения испытательным щупом к неизолированным частям под напряжением или испытательным пальцем к металлическим частям, отделенным от частей под напряжением лишь основной изоляцией.
Примечания:
1. Испытательный палец должен быть сконструирован таким образом, чтобы каждую сочлененную часть можно было повернуть на 90° к оси пальца и только в одном направлении.
2. Для обнаружения прикосновения рекомендуется применять лампу напряжением не ниже 40 В.
Вентиляционные отверстия не должны быть большими.
Проверку проводят внешним осмотром, а затем вводят металлический шарик диаметром 6 мм через входные вентиляционные отверстия, кроме расположенных рядом с вентилятором.
Шарик не должен проходить через отверстия.
Примечание. Требование не означает, что через вентиляционные отверстия не должны быть видны части под напряжением.
8.2. Валы и оси управляющих ручек, кнопок, рычагов и т.п. не должны находиться под напряжением.
8.3. Для машин, за исключением машин класса III, управляющие ручки или кнопки выключателей и переключателей, если они сделаны из металла, должны быть либо покрыты изоляционным материалом, либо их доступные части должны быть отделены от валов или креплений дополнительной изоляцией.
Проверку на соответствие требованиям пп.8.2 и 8.3 проводят осмотром.
8.4. В машинах класса II не допускается присоединение конденсаторов к доступным металлическим частям, а их кожухи, если они выполнены из металла, должны быть отделены от доступных металлических частей дополнительной изоляцией.
Проверку проводят внешним осмотром и испытаниями, установленными для дополнительной изоляции.
8.5. Машины, предназначенные для присоединения к источнику питания с помощью штепсельной вилки, должны быть сконструированы таким образом, чтобы при нормальной эксплуатации они не представляли опасности поражения электрическим током от заряженных конденсаторов в случае прикосновения к штырям вилки.
Проверку осуществляют следующим испытанием, которое проводят 10 раз.
Машина работает при номинальном напряжении или на верхнем пределе диапазона номинальных напряжений.
Выключатель машины, если таковой имеется, ставят затем в положение "отключено" и машину отключают от источника при помощи штепселя.
Через 1 с после отключения напряжение между штырями вилки измеряют прибором, не оказывающим заметного влияния на измеряемую величину.
Это напряжение не должно превышать 34 В.
Примечание. Считают, что конденсаторы с номинальной емкостью, не превышающей 0,1 мкФ, не создают опасности поражения электрическим током.
8.6. Детали, обеспечивающие защиту от поражения электрическим током, должны быть прочными, а их крепление не должно ослабляться при нормальной эксплуатации. Крепление этих деталей должно быть таким, чтобы не было возможным их снятие без применения инструмента.
Проверку проводят внешним осмотром, ручным опробованием и испытаниями по разд.16 и 19.