2.1. Под терминами "напряжение" и "ток" понимают их средние квадратические значения, если нет других указаний.
В выражениях "с применением инструмента", "без применения инструмента" и "требует применения инструмента", используемых в настоящем стандарте, термин "инструмент" обозначает отвертку, монету или любой другой предмет, который может быть использован для отвинчивания или завинчивания винта или другого подобного средства соединения.
2.2. В настоящем стандарте устанавливают следующие основные термины и их определения.
2.2.1. Номинальное напряжение - напряжение (при трехфазном питании - линейное напряжение), указанное для машины изготовителем.
2.2.2. Диапазон номинальных напряжений - диапазон напряжений, указанный для машины изготовителем и выраженный нижним и верхним пределами.
2.2.3. Рабочее напряжение - максимальное напряжение, приложенное к рассматриваемой части, когда машина работает при номинальном напряжении и в нормальных условиях эксплуатации.
Примечания:
1. Нормальные условия эксплуатации - условия, включающие в себя возможные изменения напряжения внутри машины, которые возникают, например, при срабатывании выключателя цепи или повреждения лампы.
2. При определении рабочего напряжения не принимают во внимание величины напряжений, возникающие вследствие переходных процессов в источнике питания.
2.2.4. Номинальная потребляемая мощность - потребляемая мощность при номинальном напряжении, указанная для машины изготовителем.
2.2.5. Номинальный ток - ток при номинальном напряжении или нижнем пределе диапазона номинальных напряжений, указанный для машины изготовителем.
Примечание. Если номинальный ток машины не указан, то его определяют расчетным путем по номинальной потребляемой мощности и номинальному напряжению или измерением тока, когда машина работает при номинальном напряжении и нормальной нагрузке.
2.2.6. Номинальная частота - частота, указанная для машины изготовителем.
2.2.7. Диапазон номинальных частот - диапазон частот, указанный для машины изготовителем, выраженный нижним и верхним пределами.
2.2.8. Номинальная скорость на холостом ходу - скорость на холостом ходу при номинальном напряжении или при верхнем пределе диапазона номинальных напряжений, указанная для машины изготовителем.
2.2.9. Съемный гибкий кабель или шнур - гибкий кабель или шнур для питания или других целей, предназначенный для присоединения к машине при помощи штепсельного соединителя.
2.2.10. Шнур питания - гибкий кабель или шнур для питания, соединенный с машиной одним из следующих способов:
соединение типа Х - при котором гибкий кабель или шнур может быть легко заменен без помощи специальных инструментов другим кабелем или шнуром без особой подготовки;
соединение типа М - при котором гибкий кабель или шнур может быть легко заменен без помощи специальных инструментов специальным кабелем или шнуром (например, с формованным защитным устройством кабеля или опрессованными наконечниками);
соединение типа У - при котором гибкий кабель или шнур может быть заменен только с помощью специальных инструментов в специализированных ремонтных мастерских изготовителя.
Примечание. Соединение типа У может использоваться либо с обычными гибкими кабелями или шнурами, либо со специальными кабелями или шнурами.
соединение типа Z - при котором нельзя заменить гибкий кабель или шнур, не повредив части машины.
2.2.11. Основная изоляция - изоляция частей, находящихся под напряжением, предназначенная для основной защиты от поражения электрическим током.
Примечание. Основная изоляция не обязательно включает изоляцию, применяемую исключительно для функциональных целей.
2.2.12. Дополнительная изоляция - независимая изоляция, предусмотренная как дополнение к основной изоляции для обеспечения защиты от поражения электрическим током в случае повреждения основной изоляции.
2.2.13. Двойная изоляция - изоляция, включающая как основную, так и дополнительную изоляцию.
2.2.14. Усиленная изоляция - единая система изоляции частей, находящихся под напряжением, обеспечивающая такую же степень защиты от поражения электрическим током, как и двойная изоляция, в условиях, указанных в настоящем стандарте.
Примечание. Термин "единая система изоляции" не означает, что изоляция должна обязательно состоять из единственного слоя. Она может охватывать несколько слоев, которые нельзя испытать отдельно как дополнительную или основную изоляцию.
2.2.15. Ручная электрическая машина - машина с приводом от электрического или электромагнитного двигателя, являющегося неотъемлемой частью, предназначенная для выполнения технологических операций.
Машина может быть легко перенесена к месту применения; во время работы ее держат в руках или подвешивают.
Примечание. Ручные машины могут быть снабжены гибким валом, а их привод может быть стационарным или переносным. Машины могут быть снабжены также приспособлениями для закрепления на опоре. Ручные машины включают также машины, поддерживаемые руками (например, бетоноломы).
2.2.16. Машина сменного типа - машина, которую невозможно ремонтировать вообще или которую ремонтируют только в ремонтных мастерских изготовителя.
2.2.17. Машина класса I - машина, в которой защиту от поражения электрическим током обеспечивают как основной изоляцией, так и дополнительными мерами безопасности, при которых доступные токопроводящие части соединены с защитным (заземляющим) проводом сети таким образом, что не могут оказаться под напряжением в случае повреждения основной изоляции.
Примечания:
1. Для машин, предназначенных для использования с гибким кабелем или шнуром, должен быть предусмотрен защитный провод, являющийся частью гибкого кабеля или шнура.
2. Машины класса I могут иметь части с двойной или усиленной изоляцией либо части, работающие при безопасном сверхнизком напряжении.
2.2.18. Машина класса II - машина, в которой защиту от поражения электрическим током обеспечивают как основной изоляцией, так и дополнительными мерами безопасности, такими как двойная и усиленная изоляция, и которая не имеет защитного провода или защитного контакта заземления.
Машина класса II может быть отнесена к одному из следующих типов:
1 - машина, имеющая прочный, практически сплошной кожух из изоляционного материала, который покрывает все металлические части, за исключением небольших деталей, таких как щитки, винты и заклепки, которые изолированы от частей под напряжением изоляцией, эквивалентной по крайней мере усиленной изоляции; такую машину называют машиной класса II с изоляционным кожухом;
2 - машина, имеющая практически сплошной металлический кожух, в которой повсюду применена двойная изоляция, за исключением деталей, где применена усиленная изоляция, так как применение двойной изоляции практически невыполнимо; такую машину называют машиной класса II с металлическим кожухом;
3 - машина, представляющая комбинацию типов 1 и 2.
2.2.19. Машина класса III - машина, в которой защиту от поражения электрическим током обеспечивают путем ее питания безопасным сверхнизким напряжением и в которой не возникают напряжения больше, чем безопасное сверхнизкое напряжение.
Примечание. Машины, предназначенные для работы при безопасном сверхнизком напряжении и имеющие внутренние цепи, работающие при напряжении, которое не является безопасным сверхнизким напряжением, не включены в настоящую классификацию и являются предметом дополнительных требований.
2.2.20. Сверхнизкое напряжение - напряжение, получаемое от источника, встроенного в машину, и которое при работе машины на ее номинальном напряжении не превышает 42 В между проводниками и землей или для трехфазного питания не превышает 24 В между проводниками и нейтралью; цепь сверхнизкого напряжения изолирована от других цепей только с помощью основной изоляции.
2.2.21. Безопасное сверхнизкое напряжение - номинальное напряжение, не превышающее 42 В между проводниками и между проводниками и землей, или, в случае трехфазного питания, не превышающее 24 В между проводниками и нейтралью; при этом напряжение холостого хода не превышает соответственно 50 и 29 В.
Примечания:
1. Если безопасное сверхнизкое напряжение получают путем преобразования более высокого напряжения, то это следует осуществлять посредством безопасного изолирующего трансформатора или преобразователя с раздельными обмотками.
2. Указанные предельные величины напряжений относятся к работе безопасного изолирующего трансформатора или преобразователя, питаемого номинальным напряжением.
2.2.22. Безопасный изолирующий трансформатор - трансформатор, входная обмотка которого электрически отделена от выходных обмоток с помощью изоляции, эквивалентной по крайней мере двойной или усиленной изоляции, предназначенный для питания распределительной цепи машины или другого оборудования безопасным сверхнизким напряжением.
2.2.23. Нормальная нагрузка - нагрузка, имитирующая средние нагрузки машины в условиях нормальной эксплуатации с учетом указаний о кратковременном или повторно-кратковременном режиме работы; нагревательные элементы (если они имеются) включают как при нормальной эксплуатации, если нет других указаний в настоящем стандарте или в стандартах на машины конкретных видов.
Примечание. Нормальная нагрузка основана на номинальном напряжении или верхнем пределе диапазона номинальных напряжений.
2.2.24. Номинальная продолжительность работы - продолжительность работы, указанная для машины изготовителем.
2.2.25. Продолжительный режим работы - работа при нормальной нагрузке в течение неограниченного периода времени.
2.2.26. Кратковременный режим работы - работа при нормальной нагрузке в течение определенного периода времени, начиная с холодного состояния; интервалы между каждым периодом работы являются достаточно продолжительными, чтобы машина могла охладиться до температуры окружающего воздуха.
2.2.27. Повторно-кратковременный режим работы - работа при последовательном чередовании одинаковых циклов, каждый из которых включает период работы при нормальной нагрузке, за которым следует период отдыха, при котором машина функционирует на холостом ходу или выключается.
2.2.28. Несъемная часть - часть, которая может быть отделена только при помощи инструмента.
2.2.29. Съемная часть - часть, которая может быть отделена без применения инструмента.
2.2.30. Термовыключатель - устройство, ограничивающее температуру машины или ее частей при ненормальной работе путем автоматического размыкания цепи или уменьшения величины тока и которое сконструировано так, что его уставка не может быть изменена потребителем.
2.2.31. Термовыключатель без самовозврата - термовыключатель, который восстанавливает величину тока после ручного вмешательства или замены детали.
2.2.32. Путь утечки - наименьшее расстояние между двумя токопроводящими частями или между токопроводящей частью и граничной поверхностью машины, измеренное по поверхности изоляционного материала.
Примечание. Граничной поверхностью машины является внешняя поверхность кожуха, которая определяется металлической фольгой, прижимаемой к доступным изоляционным поверхностям.
2.2.33. Воздушный зазор - наименьшее расстояние между двумя токопроводящими частями и граничной поверхностью машины, измеренное по воздуху.
2.2.34. Полное отключение - отключение всех питающих проводов (за исключением защитного провода) одним действием.
Примечание. Защитный заземляющий провод не считается питающим проводом.
2.2.35. Доступная часть или доступная поверхность - часть или поверхность, к которой можно прикоснуться стандартным испытательным пальцем, приведенным на черт.1. Металлические части, которые находятся в электрической связи с доступными металлическими частями, считают тоже доступными.
2.2.36. Термин "корпус" охватывает все доступные металлические части, оси рукояток, кнопок, ручек и т.п., а также металлическую фольгу, соприкасающуюся с доступными поверхностями изоляционного материала, но он не распространяется на недоступные металлические части.