ГОСТ 6247-79 Бочки стальные сварные с обручами катания на корпусе. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)

ГОСТ 6247-79 Бочки стальные сварные с обручами катания на корпусе. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Бочки должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по чертежам, утвержденным в установленном порядке.

При изготовлении бочек по специальным заказам чертежи согласовывают с заказчиком.

2.2. Детали бочек должны изготовляться из материалов:

- корпус и днища - из листовой или рулонной стали нормальной вытяжки марок Ст2пс, Ст3пс, Ст2сп, Ст3сп по ГОСТ 16523, толщиной 1,8-2,0 мм для бочек вместимостью 200 и 275 дмЧисло и 1,5-1,6 мм - для бочек вместимостью 100 дмЧисло.

Для оцинкованных бочек применяют сталь с содержанием углерода не более 0,15% и кремния не более 0,07%;

- обручи катания - из ленты по ГОСТ 6009, сталь марок Ст2, Ст3 всех степеней раскисления по ГОСТ 380 или из ленты по ГОСТ 503, нагартованной или полунагартованной, сталь марок 08, 10, 08 пс, 10 пс, 08 кп, 10 кп по ГОСТ 1050, толщиной 1,8-2,0 мм. Допускается изготовлять обручи из листовой или рулонной стали по ГОСТ 16523;

- наружные концевые обручи - из полосы по ГОСТ 103 размером 25х5 или 25х6 мм, сталь марок Ст2пс, Ст3пс, Ст2сп, Ст3сп по ГОСТ 380;

- внутренние концевые обручи (для оцинкованных бочек) - из стальной ленты марок Ст2пс, Ст3пс, Ст2сп, Ст3сп по ГОСТ 380, размером 20х3 или 20х3,5 мм по ГОСТ 6009;

- горловины и пробки (поковки) - из сортовой горячекатаной стали по ГОСТ 535, сталь марок Ст2пс, Ст3пс, Ст2сп, Ст3сп по ГОСТ 380.

Литые пробки изготовляют из стали марки 15 Л по ГОСТ 977.

Допускается изготовлять пробку сливоналивной горловины из чугуна с шаровидным графитом марок ВЧ35, ВЧ40 по ГОСТ 7293 или из чугуна с пластинчатым графитом марки не ниже СЧ20 по ГОСТ 1412;

- якорь и цепочка - из листа алюминиевого сплава АМг1 или АМг2 толщиной 1,5-2,0 мм по ГОСТ 21631.

По согласованию с потребителем допускается изготовлять:

- бочки без цепочки и якоря;

- цепочки пробки воздушной горловины - из стали марки Ст0-Ст3 по ГОСТ 380.

По согласованию с потребителем допускается применение:

- тросика вместо цепочки;

- прокладки из резиновых пластин марки МБС-С1 по ГОСТ 7338 или формованные из резины той же марки, а также других материалов, по качеству не ниже указанных.

Размеры прокладок в миллиметрах:

92х70х3 - для сливоналивной горловины;

30х21х3 - для воздушной горловины.

2.3. Корпус, днища и другие детали бочки должны изготовляться из цельных заготовок.

Корпус должен иметь один продольный шов, выполненный встык или внахлестку с раздавливанием сварных кромок.

Допускается для неоцинкованных бочек сварка шва внахлестку без раздавливания сварного шва.

2.2, 2.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.4. Все сварные соединения бочки должны выполняться электродуговой сваркой. Допускается применять контактную электросварку. Сварные швы должны быть прочными, плотными и пластичными. Форма и размеры швов должны соответствовать ГОСТ 8713, ГОСТ 14771, ГОСТ 5264 или ГОСТ 15878.

2.5. Электродуговая сварка должна производиться электродами типа Э42 или Э46 по ГОСТ 9467. При автоматической сварке должна применяться сварочная проволока марок Св-08 или Св-08А по ГОСТ 2246 и флюс марок АН-348-А или ОСЦ-45 по ГОСТ 9087.

При сварке в среде углекислого газа должна применяться сварочная проволока марки Св-08Г2С по ГОСТ 2246.

Допускается применять другие сварочные материалы, по качеству не ниже указанных.

2.6. В каждом днище бочки вместимостью 275 и 200 дмЧисло должен быть выдавлен кольцевой гофр жесткости диаметром, соответственно, 260-270 и 230-240 мм. Часть днища, ограниченная гофром, должна быть сферической с высотой выпуклости 10-12 мм.

2.7. Днище бочки вместимостью 100 дмЧисло в средней части, ограниченной окружностью диаметром 140 мм, должно быть сферическим с высотой выпуклости 8-10 мм.

2.8. На наружной поверхности корпуса должны быть установлены два обруча катания, закрепленные кольцевыми зигами. Обручи катания не должны смещаться.

2.9. Обручи катания и концевые обручи должны быть сварены встык и плотно прилегать к корпусу.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.10. При изготовлении бочек с горловиной на корпусе горловина должна располагаться в середине корпуса. Расстояние от горловины до продольного сварного шва должно быть не менее 200 мм.

Допускается изменение формы горловины в связи с установкой ее на цилиндрическую поверхность.

2.11. Сливоналивная и воздушная горловины к днищу или корпусу должны привариваться.

Горловины не должны выступать внутрь бочки за пределы нижней плоскости днища или внутренней образующей корпуса.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.12. Горловины с установленными на них пробками с прокладками не должны выступать за габариты бочки.

2.13. Уплотнительные поверхности горловины и пробки должны быть чистыми, ровными и гладкими. Допускаемая шероховатость поверхностей - не ниже Число=40 мкм по ГОСТ 2789.

2.14. На корпусе, днищах и обручах не должно быть вмятин, выпуклостей и других дефектов, нарушающих форму и снижающих эксплуатационные качества бочки.

2.15. Бочки должны быть герметичными при внутреннем избыточном давлении, равном 0,05 МПа (0,5 кгс/ смЧисло).

2.16. Бочки должны быть прочными. Заполненная бочка должна выдерживать два падения с высоты 1,2 м.

2.17. Бочки должны быть оцинкованы внутри и снаружи. Допускается изготовлять бочки, окрашенные снаружи и законсервированные внутри.

Вид противокоррозионного покрытия (оцинковка, окраска) и вид консервации оговаривают в заказе.

2.18. Оцинкованию подвергают всю внутреннюю и наружную поверхности корпуса бочки, сливоналивную и воздушную горловины и стальные пробки. По согласованию с потребителем допускается стальные пробки не оцинковывать.

Концевые обручи, обручи катания и чугунные пробки не оцинковывают.

Допускается изготовлять бочки с оцинкованными обручами катания.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.19. Нанесение цинкового покрытия должно производиться горячим цинкованием алюминиевым способом.

Содержание алюминия в цинковальной ванне допускается в пределах 0,19-0,22%, а свинца - не более 0,5%.

2.20. Для цинкования должны применяться цинк марки Ц2 по ГОСТ 3640 и алюминий технической чистоты по ГОСТ 11069 с содержанием примеси железа не более 0,5%.

Допускается применять другие марки цинка с содержанием цинка не менее 98,7%.

Не допускается применять цинк с содержанием примесей железа более 0,05%.

2.21. Поверхность деталей, предназначенных для цинкования, должна быть чистой, ровной и гладкой. Не допускаются масляные пятна или иные загрязнения, шлак и брызги от сварки, заусенцы и острые кромки, поры, закаты и расслоения металла, наклеп, волнистость, крупные царапины и грубая шероховатость.

2.22. Подготовку поверхностей деталей для цинкования (обезжиривание, травление, декапирование и флюсование) и цинкование деталей проводят в соответствии с нормами, установленными для алюминиевого способа цинкования.

2.23. Цинковое покрытие должно быть прочным и равномерным по всей поверхности, без обнажения стали, трещин, отслоений, темных и ржавых полос и пятен. Оно должно быть гладким, светлым, блестящим, с характерной для горячего цинкования кристаллизацией цинка. Цинковый слой не должен быть хрупким. Прочность цинкового покрытия определяют на образцах-свидетелях размером 50х150 мм, изготовленных из того же материала и оцинкованных в тех же условиях, что и детали бочки.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.24. Толщина цинкового покрытия должна быть 30-45 мкм.

Допускается увеличение толщины покрытия до 60 мкм при условии, что покрытие выдерживает испытание на прочность, предусмотренное настоящим стандартом.

2.25. На оцинкованной поверхности деталей бочек дефекты не должны превышать указанных в табл. 2.

Таблица 2

Наименование дефекта

Характеристика дефекта

1. Следы от окислов, расположенные не кучно

Малозаметные, общей площадью не более 8 смЧисло

2. Флюсовые поверхностные пятна около шва

Общей площадью не более 2 смЧисло

3. Темные, не покрытые цинком, точки на наружной поверхности детали размером до 1 мм

Не более трех

4. (Исключен, Изм. N 2).


5. Следы от инструмента

Малозаметные, без обнажения стали

6. Наплывы цинка

Малозаметные, без резких переходов

7. Покрытие цинком без кристаллизации

Участки, не превышающие 10% от общей площади оцинкованных деталей



На оцинкованных бочках допускается одновременно не более пяти вышеперечисленных дефектов.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.26. Допускается исправлять дефекты цинкового покрытия переоцинковыванием деталей бочек.

Дефекты, вызванные перетравливанием, недотравливанием или механическими повреждениями, исправлению не подлежат. Детали с такими дефектами для изготовления оцинкованных бочек применять не допускается.

2.27. Перед сваркой оцинкованных днищ с корпусом участки поверхности в местах наложения сварного шва и зоне повышенного нагрева должны быть полностью освобождены от цинкового покрытия (до обнажения стали).

Слой цинка снимают по технологии предприятия - изготовителя бочек, утвержденной в установленном порядке.

2.28. Сварочные брызги на оцинкованных поверхностях не допускаются.

2.29. Оцинкованные поверхности бочек должны быть пассивированы.

2.30. Оцинкованные бочки при хранении более 1 мес и транспортировании на дальние расстояния, кроме пассивирования, должны быть подвергнуты консервации - смазаны тонким слоем индустриального масла общего назначения по ГОСТ 20799.

2.31. На бочках не допускаются очаги коррозии цинкового покрытия (белый налет).

2.32. Наружные поверхности неоцинкованных бочек должны быть окрашены эмалями марки НЦ-132 защитного цвета по ГОСТ 6631 или ПФ-115 темно-зеленого цвета по ГОСТ 6465. По согласованию с заказчиком допускается применять другие эмали, по качеству не ниже указанных, а также окраску бочек в другие цвета. Допускается также окраска масляной краской цвета хаки марки МА-011 по НТД.

Неоцинкованные пробки, обручи катания и концевые обручи оцинкованных бочек должны быть окрашены эмалями черного цвета.

2.33. Эмали должны наноситься в два слоя на загрунтованную поверхность.

Масляная краска должна наноситься в два слоя без грунтовки.

2.34. Окраску производят после испытания бочек на герметичность.

2.35. Внутренняя, прилегающая к корпусу сторона обручей катания, а также поверхность корпуса под ними (для неоцинкованных бочек) должны быть покрыты грунтовкой до установки обручей на корпус.

2.36. Неоцинкованная пробка должна быть окрашена только со стороны, находящейся снаружи бочки. Сторону, обращенную внутрь бочки, и резьбу не окрашивают. Неокрашенные поверхности пробок должны консервироваться тонким слоем пластичной смазки ПВК по ГОСТ 19537.

2.37. Подготовка поверхностей деталей бочек к окраске и условия проведения подготовительных работ должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.402.

2.38. Окраска должна производиться в местах, защищенных от атмосферных осадков, при температуре окружающего воздуха не ниже 10 °С и относительной влажности не выше 70%.

2.39. После высыхания лакокрасочное покрытие должно представлять собой прочную, сплошную, эластичную пленку, без пор, трещин, потеков, морщин и отслаиваний. По внешнему виду покрытие должно соответствовать V классу по ГОСТ 9.032, по условиям эксплуатации - группе VI по ГОСТ 9.104.

Толщина покрытия, мкм, должна быть:

45-85 - при окраске эмалями;

60-80 - при окраске масляной краской.

2.40. Внутренняя поверхность неоцинкованных бочек должна быть законсервирована по ГОСТ 9.014. Для консервации применяют 30%-ный (по массе) водный раствор технического нитрита натрия по ГОСТ 19906.

По согласованию с заказчиком допускается применять другие консерванты по защитным свойствам не ниже указанных или не производить консервацию.

2.41. По требованию заказчика бочки поставляют в комплекте с прокладкой или в комплекте с прокладкой, якорем и цепочкой.

2.40, 2.41. (Измененная редакция, Изм. N 2).

      Система тестирования для предприятий