7.1 Испытания гирь и принятие решений по их результатам осуществляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта и рабочих чертежей, утвержденных в установленном порядке.
Методы и средства испытаний, указанные в настоящем стандарте, при обеспечении требуемых точности и условий измерений могут быть заменены другими, согласованными в установленном порядке.
Применяемые для контроля средства измерений должны быть поверены по нормативным документам*, а испытательное оборудование аттестовано по ГОСТ 24555.
_________________
* На территории Российской Федерации - по ПР 50.2.006 [1].
7.1.1 Испытания по 7.4, 7.5, 7.7-7.11 проводят при нормальных климатических условиях.
Нормальные климатические условия характеризуются следующими значениями климатических факторов:
- температура окружающего воздуха (20±5) °С;
- относительная влажность воздуха от 30% до 80%;
- атмосферное давление от 84,0 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.).
7.2 Определение действительного значения массы и погрешности определения массы гирь следует проводить по методике и в условиях, установленных в нормативных документах на поверку.
Гирю считают выдержавшей испытание, если отклонение действительного значения массы гири от номинального значения находится в пределах, установленных в 4.3 или 4.5 для гирь при выпуске из производства и после ремонта, а значение погрешности определения массы гири - в пределах, установленных в 4.6.
7.3 Определение плотности материала гирь следует проводить методом гидростатического взвешивания с погрешностью в пределах ±1% по методике выполнения измерений, аттестованной и утвержденной в установленном порядке.
Плотность материала для заполнения подгоночной полости гирь классов точности , проверяют по сертификату предприятия-поставщика.
Гирю считают выдержавшей испытание, если значения плотности материалов находятся в пределах, установленных в 5.4.3 и 5.4.4 соответственно.
7.4 Определение шероховатости поверхности гирь следует проводить сравнением с образцами шероховатости по ГОСТ 9378, аттестованными, утвержденными и зарегистрированными в соответствии с ГОСТ 8.315.
Гирю считают выдержавшей испытание, если поверхность гири не хуже поверхности образца.
7.5 Проверку относительной магнитной проницаемости материала гири проводят по методике выполнения измерений, аттестованной и утвержденной в установленном порядке, с погрешностью в пределах ±0,005.
Гирю считают выдержавшей испытание, если полученное значение относительной магнитной проницаемости не превышает значений, установленных в 5.4.2.
7.6 Испытания гирь в упаковке для транспортирования на воздействие транспортной тряски, повышенной и пониженной температур, повышенной влажности проводят в соответствии с ГОСТ 12997 при параметрах испытательных режимов по 5.6.
Испытания на воздействие транспортной тряски проводят на ударном стенде по методу испытаний на многократные удары по ГОСТ 12997 при пиковом ускорении 30 м/с или перевозкой гирь автомобильным транспортом по булыжным и грунтовым дорогам на расстояние от 50 до 250 км со скоростью до 40 км/ч.
При испытаниях на воздействие повышенной и пониженной температур, повышенной влажности время выдержки гирь в климатических камерах должно быть не менее 6 ч. После испытаний гири вынимают из камер и выдерживают в упаковке для транспортирования при температуре (20±5) °С в течение не менее 12 ч.
Перед началом осмотра после каждого вида испытаний гири выдерживают в распакованном виде (в футлярах) в нормальных климатических условиях по 7.1.1 в течение не менее 12 ч. Затем проводят проверку внешнего вида гирь и футляров в нормальных условиях по 7.1.1, определяют действительное значение массы и погрешность определения массы гирь по 7.2.
Гирю и футляр считают выдержавшими испытание, если их внешний вид соответствует требованиям рабочих чертежей, а отклонение действительного значения массы гири от номинального значения находится в пределах, установленных в 4.3 или 4.5 для гирь при выпуске из производства и после ремонта, а значение погрешности определения массы гири - в пределах, установленных в 4.6.
7.7 Проверку маркировки и упаковки гирь проводят визуально, сравнением маркировки и упаковочных средств с требованиями настоящего стандарта и рабочих чертежей.
Гирю считают выдержавшей испытание, если ее маркировка и упаковочные средства соответствуют требованиям 4.8, 5.8 и 5.10 настоящего стандарта и рабочих чертежей.
7.8 Средний полный срок службы определяют путем обработки статистических данных, полученных в условиях подконтрольной эксплуатации, по методике, разработанной в соответствии с ГОСТ 27.410 и утвержденной в установленном порядке.
7.9 Форму гирь, подгоночную полость, укладку, комплектность проверяют внешним осмотром, сравнением с требованиями настоящего стандарта и рабочих чертежей и по сертификатам предприятий-поставщиков.
Размеры контролируют любыми пригодными по точности средствами измерений. Погрешности измерений не должны превышать установленных ГОСТ 8.051.
Гирю или набор гирь считают выдержавшими испытание, если они соответствуют требованиям 4.7, 5.2, 5.3, 5.9, 5.11 настоящего стандарта и рабочих чертежей.
7.10 Материалы гирь, пробки, материал для заполнения подгоночной полости проверяют по сертификату предприятия-поставщика.
Гирю считают выдержавшей испытание, если материалы соответствуют требованиям 5.4.1, 5.4.4, 5.4.5 настоящего стандарта.
7.11 Способ подгонки гирь проверяют по технологической документации.