3.1 Общие положения
3.1.1 В целях обеспечения организационного единства проведения работ по межгосударственной стандартизации в Российской Федерации и создания условий для своевременной подготовки к применению на ее территории межгосударственных стандартов (далее - стандарты) МТК осуществляют разработку стандартов, как правило, в следующем порядке:
1-я стадия - организация разработки стандарта;
2-я стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв;
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование;
4-я стадия - принятие проекта стандарта и его регистрация.
Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку.
3.1.2 При разработке стандартов следует руководствоваться ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.5 с учетом порядка, установленного Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации [1], [2].
При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (в том числе по межгосударственной стандартизации); прогрессивные национальные стандарты государств-участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
3.1.3 Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ 1.5.
3.2 Организация разработки стандарта
3.2.1 Разработке стандарта предшествует, как правило, подготовка секретариатом МТК соответствующей заявки и ее представление в Госстандарт России (Госстрой России) для формирования предложений к плану межгосударственной стандартизации.
В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта. К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта и (или) проект технического задания на его разработку.
Заявку формируют на основе предложений государств-членов МТК, предприятий (организаций)-членов аналогичного российского ТК, других предприятий, организаций, общественных объединений, государственных органов управления Российской Федерации, а также предпринимателей.
3.2.2 Секретариат МТК организует разработку проекта стандарта на основе задания плана межгосударственной стандартизации, а также в инициативном порядке (вне плана).
3.2.3 В зависимости от источников финансирования разработка стандарта осуществляется на основе договора, заключаемого с Госстандартом России (Госстроем России), другими государственными органами управления Российской Федерации, национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) государств-участников Соглашения, другими государственными органами управления этих государств, заинтересованными предприятиями, организациями, общественными объединениями, расположенными как в Российской Федерации, так и в других государствах-участниках Соглашения, Техническим секретариатом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Технический секретариат) или с Секретариатом Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации и техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).
При необходимости может быть составлено техническое задание на разработку стандарта (как приложение к договору или в качестве самостоятельного документа).
3.2.4 Российская часть МТК (российский ТК, аналогичный данному МТК) организует разработку проекта стандарта в соответствии с порядком, установленным ГОСТ Р 1.2 (3.2.2) для разработки государственных стандартов Российской Федерации.
3.3 Разработка первой редакции проекта стандарта
3.3.1 Рабочая группа (предприятие, организация) осуществляет подготовку первой редакции проекта стандарта и пояснительной записки к нему в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (3.3.1) и направляет их в секретариат МТК.
3.3.2 Секретариат МТК проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на его разработку, требованиям ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.5 и направляет его полномочным представителям государств-членов МТК или (если они не определены) национальным органам по стандартизации, или национальным органам управления строительством (далее - национальные органы) этих государств.
При необходимости проект стандарта (первая редакция) может быть направлен на отзыв непосредственно предприятиям (организациям), расположенным на территории других государств-участников Соглашения. Информацию об этом секретариат МТК доводит до сведения полномочных представителей этих государств в МТК или их национальных органов, а также приводит в пояснительной записке к проекту стандарта.
Примечание - Секретариат МТК при рассылке проекта стандарта на отзыв указывает в сопроводительном письме предельную дату представления отзыва и адрес его получателя.
3.3.3 Полномочный представитель Российской Федерации в МТК совместно с российской частью секретариата МТК проверяют проект стандарта на соответствие требованиям взаимоувязанных с ним государственных стандартов Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, и направляют его (с пояснительной запиской) на отзыв членам аналогичного российского ТК, научно-исследовательской организации Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК, заказчику разработки стандарта (если им не является Госстандарт России или Госстрой России), другим заинтересованным предприятиям, организациям, государственным органам управления Российской Федерации (в том числе органам государственного контроля и надзора) с учетом полученных заявок.
3.3.4 Заинтересованные предприятия (организации) или отдельные специалисты в срок не более двух месяцев после получения проекта стандарта рассматривают его, составляют отзывы в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (3.3.6) и направляют их полномочному представителю Российской Федерации или в иной указанный им адрес.
3.3.5 Полномочный представитель Российской Федерации в МТК рассматривает поступившие отзывы, составляет обобщенный отзыв на проект стандарта от Российской Федерации и передает его (с копиями отзывов, поступивших от предприятий и организаций Российской Федерации) в секретариат МТК или иной указанный им адрес.
3.3.6 Секретариат МТК рассматривает все полученные отзывы и направляет их разработчику проекта стандарта для подготовки окончательной редакции.
3.4 Разработка и рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта
3.4.1 Разработку окончательной редакции проекта стандарта, ее рассмотрение и согласование в Российской Федерации осуществляют в порядке, установленном ГОСТ Р 1.2 (3.4.1-3.4.5) для проектов государственных стандартов Российской Федерации.
При этом в разработке окончательной редакции проекта стандарта могут участвовать представители других государств-членов МТК по предложению их национальных органов.
Рассылка проекта стандарта (окончательной редакции) на рассмотрение полномочным представителям государств-членов МТК осуществляется секретариатом МТК одновременно с рассылкой проекта стандарта (окончательной редакции) на рассмотрение предприятиям (организациям) Российской Федерации.
Примечание - При этом секретариат МТК (его российская часть) в сопроводительном письме указывает, что результаты рассмотрения (письмо о согласовании проекта стандарта или замечания и предложения по его доработке) следует направить в секретариат МТК в срок, не превышающий два месяца со дня получения проекта стандарта.
3.4.2 Полномочный представитель Российской Федерации рассматривает и согласовывает проект стандарта или сообщает свои замечания и (или) предложения по его доработке.
3.4.3 Секретариат МТК (его российская часть) обобщает результаты рассмотрения проекта стандарта.
Если проект стандарта одобрен Российской Федерацией (ТК, органами государственного контроля и надзора) на условиях, установленных ГОСТ Р 1.2 (3.4.5), а также всеми полномочными представителями государств-членов МТК, то принимается решение о направлении его на рассмотрение и голосование в национальные органы государств-участников Соглашения, заинтересованных в разработке данного стандарта (указанных в плане межгосударственной стандартизации).
Примечание - Если проект стандарта разрабатывался МТК в инициативном порядке (без включения в план межгосударственной стандартизации), то он рассылается всем государствам-участникам Соглашения.
Если проект стандарта одобрен Российской Федерацией, а также большинством (более чем двумя третями голосов) полномочных представителей других государств-членов МТК, то может быть принято решение разослать проект стандарта на рассмотрение и голосование в национальные органы государств-участников Соглашения или обсудить проект стандарта на рабочем заседании МТК с целью снятия разногласий.
Примечание - Решение рабочего заседания МТК при этом оформляют протоколом.
Если проект стандарта не одобрен российским ТК (или его не согласовали органы государственного контроля и надзора Российской Федерации, не являющиеся членами российского ТК), и (или) если проект стандарта не одобрен большинством полномочных представителей государств-членов МТК, то проект стандарта возвращают его разработчику для доработки в срок, не превышающий два месяца.
Секретариат МТК направляет доработанный проект стандарта с пояснительной запиской на повторное рассмотрение полномочным представителям государств-членов МТК, а российская часть секретариата МТК одновременно направляет его на повторное рассмотрение в Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (3.4.2).
Секретариат МТК (его российская часть) обобщает результаты рассмотрения доработанного проекта стандарта.
Примечание - Если после повторного рассмотрения проекта стандарта, разработка которого полностью финансируется Российской Федерацией, большинство (более половины) полномочных представителей заинтересованных государств-членов МТК возражает против принятия предложенного проекта стандарта, Госстандарт России (Госстрой России) по предложению российской части секретариата МТК может принять решение об оформлении на его основе (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) проекта государственного стандарта Российской Федерации. Это решение доводится до полномочных представителей других государств-членов МТК и Технического секретариата (Секретариата МНТКС).
3.4.4 В случае принятия в соответствии с 3.4.3 решения о рассылке проекта стандарта на рассмотрение в национальные органы государств-участников Соглашения секретариат МТК направляет его в Издательство стандартов Госстандарта России (далее - Издательство стандартов) на издательское редактирование.
Издательское редактирование проекта стандарта осуществляется, как правило, в срок не более пяти дней.
При наличии редакционных замечаний секретариат МТК по согласованию с разработчиком стандарта в пятидневный срок вносит необходимые исправления в проект стандарта.
После внесения исправлений по результатам проведения издательского редактирования секретариат МТК направляет проект стандарта с пояснительной запиской в Госстандарт России (Госстрой России) и в другие национальные органы заинтересованных государств-участников Соглашения, а также в Технический секретариат (Секретариат МНТКС).
Примечание - В сопроводительном письме секретариат МТК указывает, что результаты рассмотрения и бюллетени голосования следует направлять в его адрес в срок, не превышающий трех месяцев со дня рассылки проекта стандарта.
Одновременно российская часть секретариата МТК направляет в Госстандарт России (Госстрой России) также следующие документы:
- протокол заседания российского ТК по рассмотрению проекта стандарта (если оно проводилось);
- подлинные документы, подтверждающие согласование проекта стандарта в Российской Федерации (если оно проводилось);
- протокол рабочего заседания МТК по рассмотрению проекта стандарта (если оно проводилось).
3.5 Участие Российской Федерации в принятии проекта стандарта, подведение итогов голосования и подготовка проекта стандарта к его регистрации
3.5.1 Госстандарт России (Госстрой России) в соответствии с установленным им порядком [3], [4] рассматривает проект стандарта, принимает по нему решение и направляет в секретариат МТК бюллетень голосования, а также, при необходимости, замечания по проекту стандарта и (или) предложения по его доработке.
3.5.2 Секретариат МТК обобщает результаты рассмотрения проекта стандарта в государствах-участниках Соглашения, поступившие от их национальных органов.
3.5.3 При положительных результатах голосования по проекту стандарта* секретариат МТК направляет в Издательство стандартов проект стандарта (первый экземпляр и экземпляр с редакционными правками).
______________
* Результаты голосования по проекту стандарта государств-участников Соглашения считаются положительными, если за его принятие проголосовали все заинтересованные в разработке государства-участники Соглашения или не менее двух из них, а остальные воздержались от голосования или не представили бюллетени голосования по истечении трех месяцев со дня получения ими проекта стандарта.
Издательство стандартов в трехдневный срок проводит окончательное редактирование и вычитку проекта стандарта, проставляет на каждом листе первого экземпляра штамп "В НАБОР" и направляет его, а также экземпляр с редакционными правками, в секретариат МТК.
Секретариат МТК дополняет пояснительную записку к проекту стандарта сведениями о результатах голосования по нему государств-участников Соглашения и направляет в Технический секретариат (Секретариат МНТКС) следующие документы:
- проект стандарта (в виде двух копий с первого экземпляра со штампом "В НАБОР");
- пояснительную записку;
- бюллетени голосования (подлинники).
3.5.4 При наличии замечаний и (или) предложений по проекту стандарта со стороны государств-участников Соглашения секретариат МТК анализирует и обобщает их.
Если замечания и предложения государств-участников Соглашения носят принципиальный характер, секретариат МТК направляет разработчику стандарта копии этих замечаний и предложений для их учета при доработке проекта стандарта.
Если замечания и предложения государств-участников Соглашения затрагивают интересы Российской Федерации, российская часть секретариата МТК направляет копии этих замечаний и предложений в Госстандарт России (Госстрой России) для определения целесообразности их учета.
Если замечания по проекту стандарта не являются принципиальными, и их учет не требует существенной его доработки, то необходимые исправления могут быть внесены в проект стандарта (по согласованию с разработчиком стандарта) секретариатом МТК.
Разработчик стандарта в срок, не превышающий двух месяцев, дорабатывает проект стандарта с учетом поступивших замечаний и предложений, составляет сводку замечаний и предложений государств-участников Соглашения, дополняет пояснительную записку к проекту стандарта их обобщенной характеристикой и представляет эти документы в секретариат МТК.
Секретариат МТК рассматривает доработанный проект стандарта, организует, при необходимости, его обсуждение на рабочем заседании МТК или на совещании представителей заинтересованных государств, направляет проект стандарта (при необходимости) на повторное издательское редактирование и рассылает его с пояснительной запиской на повторное голосование в Госстандарт России (Госстрой России) и другие национальные органы заинтересованных государств-участников Соглашения, а также в Технический секретариат (Секретариат МНТКС).
При рассмотрении доработанного проекта стандарта российская часть секретариата МТК оценивает полноту учета в нем интересов Российской Федерации, а при необходимости направляет его на повторное рассмотрение в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (3.4.2-3.4.4).
Одновременно с рассылкой проекта стандарта на повторное голосование в национальные органы государств-участников Соглашения российская часть секретариата МТК направляет в Госстандарт России (Госстрой России) следующие документы:
- протокол заседания российского ТК по рассмотрению доработанного проекта стандарта (если оно проводилось);
- подлинные документы, подтверждающие согласование доработанного проекта стандарта в Российской Федерации (если оно проводилось);
- протокол рабочего заседания МТК по рассмотрению доработанного проекта стандарта (если оно проводилось);
- протокол совещания представителей заинтересованных государств по обсуждению проекта стандарта (если оно проводилось).
При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта секретариат МТК и Издательство стандартов выполняют работы в соответствии с 3.5.3. При этом секретариат МТК направляет в Технический секретариат (Секретариат МНТКС) также сводку замечаний и предложений.
При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта секретариат МТК направляет в Технический секретариат (Секретариат МНТКС) подлинники бюллетеней повторного голосования, подлинники замечаний и предложений, поступившие от государств-участников Соглашения на доработанный проект стандарта, а также сообщает мнение МТК о целесообразности его дальнейшей доработки.
При этом российская часть секретариата МТК направляет копии указанных документов в Госстандарт России (Госстрой России).
Если разработка проекта стандарта полностью финансировалась Российской Федерацией, Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает обоснованность предъявляемых претензий и на этом основании принимает решение о дальнейшей доработке проекта стандарта или о прекращении разработки проекта межгосударственного стандарта и оформлении его для принятия в качестве государственного стандарта Российской Федерации. Принятое решение доводится до сведения Технического секретариата (Секретариата МНТКС).