ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

4 Правила разработки в Российской Федерации стандартов при участии межгосударственных технических комитетов по стандартизации

___________
* Правила, установленные в настоящем разделе, распространяются только на те комитеты, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию.

4.1 Организация разработки стандарта

4.1.1 Разработку стандарта осуществляют на основании программы разработки национальных стандартов и программы работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом [1].

В обоснованных случаях допускается осуществлять разработку стандарта в инициативном порядке.

4.1.2 Разработку стандарта организует секретариат межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), который осуществляет свои функции на основании принятого Межгосударственным советом положения о данном МТК.*
___________
* Здесь и далее соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет МТК - МПК и его органы (если это предусмотрено в положении о данном МТК).

4.1.2.1 Секретариат МТК совместно с секретариатом аналогичного* российского ТК рассматривают, анализируют и обобщают полученные заявки (предложения) по разработке стандарта, оценивают актуальность его разработки, возможности финансирования этой работы за счет средств федерального бюджета или иных источников, а также целесообразность ее проведения на межгосударственном уровне.
___________
* Аналогичным считается такой российский ТК или его подкомитет (ПК), который имеет общую область деятельности с данным МТК (МПК) и которому национальным органом Российской Федерации по стандартизации поручено выполнение функций постоянно действующего национального рабочего органа Российской Федерации в данном МТК (МПК). Здесь и далее, где упоминается российский ТК, соответствующие работы и иные функции могут выполнять ПК и его органы (если это предусмотрено в положении о данном ТК).

Примечание - Если заинтересованный орган власти или лицо готово взять на себя функции заказчика разработки национального стандарта или его разработчика, то эту заинтересованность выражают в соответствующей заявке. В остальных случаях заинтересованность выражают в обоснованном предложении.

4.1.2.2 При согласии с заявками (предложениями) по разработке стандарта секретариат российского ТК включает его разработку в предложения к проекту программы разработки национальных стандартов.

Дальнейшие работы по формированию и утверждению программы разработки национальных стандартов и программы работ по межгосударственной стандартизации осуществляют в порядке, установленном национальным органом Российской Федерации по стандартизации, и правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом [2]. При этом, если выбор исполнителя работ по разработке стандарта не определен заказчиком данной работы, секретариат российского ТК определяет разработчика проекта стандарта (далее - разработчик), выбирая для этого организацию, специализирующуюся по данному виду продукции (услуг, технологии или иному объекту стандартизации) и имеющую в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал, или формируя рабочую группу, в которую должны входить квалифицированные специалисты, имеющие опыт разработки нормативных и/или технических документов в данной области.

В обоснованных случаях (например, в случае инициативной разработки за счет собственных средств) разработчиком может быть любое юридическое или физическое лицо.

4.1.3 Перед началом разработки стандарта разработчик направляет в другие государства (через МТК или национальный орган Российской Федерации по стандартизации) информацию, предусмотренную ГОСТ 1.2 (пункт 3.2.2) в виде соответствующего уведомления по ГОСТ Р 1.13.

4.2 Разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации

4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней.

4.2.1.1 При разработке стандарта разработчик руководствуется общими требованиями к его содержанию, установленными ГОСТ 1.5 (раздел 7), если иное не обусловлено применением международного (регионального) стандарта как основы для разработки или требованиями технического задания, если разработка стандарта осуществляется на основании договора или контракта.

4.2.1.2 При разработке стандарта разработчик использует или учитывает:

- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, а также технических регламентов государств - участников Соглашения и иных государств;

- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

- национальные стандарты Российской Федерации;

- прогрессивные национальные стандарты других стран (в первую очередь стран - участниц Соглашения);

- стандарты организаций, разработанные передовыми отечественными предприятиями, научными организациями и общественными объединениями;

- фирменные (корпоративные) стандарты известных зарубежных компаний (в первую очередь стран - участниц Соглашения);

- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;

- предложения национальных органов по стандартизации стран - участниц Соглашения, членов МТК и членов российского ТК, а также иных органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

Примечание - При использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта и/или в пояснительной записке к нему.

4.2.1.3 При применении как основы для разработки межгосударственного стандарта международного, регионального или зарубежного национального стандарта учитывают соответствующие требования ГОСТ 1.5 (раздел 9).

4.2.1.4 Наименование, построение и изложение проекта стандарта - по ГОСТ 1.5 (разделы 3 и 4). При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих стандартов, заменяя их соответствующими ссылками в соответствии с ГОСТ 1.5 (подраздел 4.8).

4.2.1.5 Пояснительная записка к проекту стандарта - по ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.3.1).

4.2.2 Рассмотрение первой редакции проекта стандарта и его публичное обсуждение в Российской Федерации осуществляют в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.2 (пункты 4.2.2-4.2.10).

4.2.3 До начала срока, предназначенного для публичного обсуждения проекта стандарта в Российской Федерации, разработчик направляет данный проект в секретариат МТК или секретариат российского ТК.

4.2.4 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК проверяют проект стандарта на соответствие:

- ГОСТ 1.0 и ГОСТ 1.5;

- действующим федеральным законам, действующему или разрабатываемому техническому регламенту (регламентам), иным правовым актам и нормативным правовым актам Российской Федерации;

- целям и принципам стандартизации в Российской Федерации, указанным в ГОСТ Р 1.0;

- утвержденным (принятым) ранее стандартам, которые действуют в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, в том числе действующим в Российской Федерации межгосударственным стандартам (если они взаимосвязаны с разрабатываемым стандартом и при этом не подлежат пересмотру, изменению или отмене);

- метрологическим правилам и нормам;

- международным и региональным стандартам;

- терминологии, принятой в данной области стандартизации на межгосударственном или национальном уровне в Российской Федерации (при отсутствии стандартизованной терминологии на межгосударственном уровне) и распространяющейся на данный объект стандартизации.

Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то секретариат МТК оценивает обоснованность выбора формы гармонизации.

4.2.5 При положительных результатах проверки проекта стандарта секретариат российского ТК сообщает разработчику о возможности начать процедуру публичного обсуждения проекта стандарта Российской Федерации, а секретариат МТК рассылает проект стандарта вместе с пояснительной запиской полномочным представителям государств в МТК или национальным органам по стандартизации заинтересованных государств, указывая при этом в сопроводительном письме окончательную дату получения отзыва и (при необходимости) адрес его получателя.

4.2.5.1 По согласованию с полномочными представителями других государств в МТК (национальными органами) секретариат МТК может разослать первую редакцию проекта стандарта на отзыв непосредственно предприятиям (организациям), расположенным на территории этих государств. Информацию об этом также приводят в пояснительной записке к проекту стандарта.

4.2.5.2 При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат МТК может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до рассылки членам МТК (национальным органам).

4.2.6 Разработчик готовит уведомление о разработке проекта стандарта по ГОСТ Р 1.13 и направляет его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для опубликования в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

4.3 Разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации

4.3.1 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК рассматривают отзывы на проект стандарта, поступившие из других государств (до установленной для них даты представления отзывов), оценивают целесообразность учета высказанных в них замечаний и предложений и в срок, не превышающий 10 дней после этой даты, направляют отзывы разработчику, а также сообщают разработчику свои рекомендации по учету замечаний и предложений, которые приведены в данных отзывах.

4.3.2 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации и других государств, и результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта в Российской Федерации (см. ГОСТ Р 1.2, пункт 4.2.7), а также с учетом соответствующих рекомендаций секретариата МТК. При этом разработчик готовит сводку отзывов на первую редакцию, которые поступили от других государств, по форме, установленной ГОСТ 1.2 (приложение Е), а также сводку замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации, по форме, установленной ГОСТ Р 1.2 (приложение А).

Примечание - По согласованию с секретариатом МТК допускается объединение указанных сводок, если это направлено на обоснование значительных отличий между первой и окончательной редакциями проекта стандарта.

4.3.3 После подготовки окончательной редакции проекта стандарта разработчик оформляет пояснительную записку к ней, включая в соответствующий раздел сведения о результатах публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и краткую характеристику полученных замечаний и предложений, а также достаточно подробную информацию об учете наиболее принципиальных из них.

Примечание - Вместо изложения указанных сведений в пояснительной записке может быть использована объединенная сводка отзывов по Российской Федерации и другим странам.

4.3.4 Разработчик представляет окончательную редакцию проекта стандарта, сводки отзывов и пояснительную записку в секретариат МТК. При этом результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и его согласования в Российской Федерации оформляют и представляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (подпункты 4.3.2.1-4.3.2.2 и пункт 4.3.3).

4.3.5 Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК проводят:

- организацию рассмотрения содержания проекта стандарта членами российского ТК и голосования по нему в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.5);

- оценку полноты учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения и публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и других странах, путем рассмотрения соответствующих сводок;

- мероприятия по организации проведения экспертизы проекта стандарта в соответствии с правилами, установленными национальным органом Российской Федерации по стандартизации, привлекая при необходимости (путем заключения соответствующего договора) для проведения метрологической (по ГОСТ Р 1.11), терминологической, юридической и/или патентной экспертиз специализированные компетентные организации.

При необходимости секретариат МТК запрашивает у разработчика оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.

При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат МТК может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до представления в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

4.3.6 После рассмотрения проекта стандарта членами российского ТК его секретариат готовит заключение российского ТК с мотивированным предложением национальному органу Российской Федерации по стандартизации проголосовать за принятие проекта стандарта или отклонить его. Данное заключение подписывают председатель и ответственный секретарь ТК.

Секретариат российского ТК направляет три экземпляра проекта стандарта в национальный орган Российской Федерации по стандартизации со следующими документами:

- пояснительной запиской к проекту стандарта;

- сводкой замечаний и предложений, полученных в Российской Федерации по первой редакции проекта стандарта;

- сводкой отзывов по другим странам;

- заключением российского ТК;

- протоколом совещания (заседания), на котором было проведено публичное обсуждение доработанного проекта стандарта (если он был представлен разработчиком);

- экспертными заключениями членов российского ТК и специализированных экспертных организаций;

- документами, подтверждающими согласование проекта стандарта (если они были представлены разработчиком);

- оригиналами отзывов на первую редакцию проекта стандарта (если эти отзывы были запрошены у разработчика).

4.4 Утверждение стандарта

4.4.1 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает проект стандарта и готовит его для рассылки в другие государства на голосование в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2]. При этом в секретариат МТК направляют экземпляр проекта стандарта, прошедший издательское редактирование в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункты 3.2.4.2 и 3.2.4.3), и бюллетень голосования, оформленный по ГОСТ 1.2 (приложение А).

4.4.1.1 На основании мотивированного предложения российского ТК, сделанного в заключении, национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение об отклонении проекта стандарта. В этом случае национальный орган Российской Федерации по стандартизации возвращает проект стандарта (с документами, поступившими с ним) разработчику, представившему данный проект, с письмом, содержащим обоснование решения об отклонении проекта стандарта.

Примечание - Копию указанного письма направляют в секретариат ТК, который представил проект данного стандарта в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

4.4.1.2 Проект стандарта также может быть отклонен на основании выводов в отношении недостаточного учета результатов экспертизы или замечаний и предложений, высказанных в отзывах на первую редакцию проекта стандарта, а также на основании отрицательных результатов проверок, проведенных в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2].

4.4.2 После получения бюллетеня голосования и отредактированного проекта стандарта от национального органа Российской Федерации по стандартизации председатель МТК направляет данный проект с пояснительной запиской и сводкой отзывов других стран или с объединенной сводкой отзывов по Российской Федерации и других стран полномочным представителям государств в МТК (национальным органам), от которых ранее были получены отзывы на первую редакцию проекта стандарта, а также в Бюро по стандартам Межгосударственного совета (далее - Бюро по стандартам).

По согласованию с полномочными представителями государств в МТК (национальными органами) одновременно может быть осуществлена рассылка указанных документов непосредственно предприятиям (организациям) - членам аналогичных национальных ТК и органам государственного контроля и надзора (если они не являются членами соответствующих национальных ТК) этих государств.

Председатель МТК в сопроводительном письме приводит дату подведения итогов голосования, устанавливаемую в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.4.4).

4.4.3 Секретариат МТК подводит итоги голосования по проекту стандарта в заинтересованных государствах в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.2.5), осуществляя при этом функции, которые предписаны национальному органу государства-разработчика.

Примечание - При подведении итогов голосования в числе национальных органов, проголосовавших за принятие предложенной редакции проекта стандарта, учитывают национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

4.4.3.1 Если в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.3.2) стандарт может считаться принятым по переписке, то председатель МТК направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации подлинники бюллетеней голосования, поступившие ко дню подведения итогов голосования, а также замечания и предложения, поступившие вместе с ними.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации обеспечивает окончательное издательское редактирование по ГОСТ 1.2 (подпункты 3.2.5.2 и 3.2.5.3) и направляет на регистрацию в Бюро по стандартам следующие документы:

- две пригодные для тиражирования копии проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование и имеющего штамп "В НАБОР";

- одну копию титульного листа и предисловия проекта стандарта со штампом "В НАБОР";

- одну копию пояснительной записки к принятой редакции проекта стандарта;

- подлинники бюллетеней голосования, а также копии замечаний и предложений, поступившие вместе с ними.

Копии окончательной редакции проекта стандарта считаются пригодными для тиражирования, если они выполнены на белой бумаге любым способом копирования (кроме диазокопирования). Текст (а также табличный и графический материал) на копии каждой из страниц проекта стандарта должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст - равномерным. Копия проекта стандарта должна соответствовать требованиям ГОСТ 13.1.002, предъявляемым в микрографии к документам для микрофильмирования.

Если в процессе разработки стандарта весь обмен документами осуществлялся по электронной почте, то все указанные выше документы (в электронно-цифровой форме) направляют в Бюро по стандартам в нередактируемом формате, а проект стандарта - в редактируемом формате.

4.4.3.2 В случае отрицательных результатов голосования по проекту стандарта его дорабатывают в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.6.1). Затем секретариат МТК (совместно с секретариатом российского ТК) рассматривает доработанный проект стандарта, организует (если это необходимо) его рассмотрение членами российского ТК в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.5) и направляет доработанный проект стандарта в соответствии с 4.3.6 в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, а затем в соответствии с 4.4.2 на повторное голосование в национальные органы других государств, которые приняли участие в первоначальном голосовании, и одновременно в Бюро по стандартам.

Вместе с проектом стандарта направляют пояснительную записку и сводку замечаний и предложений, поступивших в процессе голосования, а в национальный орган Российской Федерации по стандартизации направляют также подлинники бюллетеней голосования вместе с замечаниями, обусловившими отрицательные результаты голосования, а также протокол заседания российского ТК по рассмотрению доработанного проекта стандарта (если оно проводилось) и/или подлинные документы, подтверждающие его согласование в Российской Федерации (если оно проводилось).

Доработанный проект стандарта направляют в другие государства после его издательского редактирования, проведение которого обеспечивает национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с рекомендациями по стандартизации [2].

4.4.3.3 При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта секретариат МТК и национальный орган Российской Федерации по стандартизации проводят работы, указанные в 4.4.3.1. При этом в комплект направляемых документов включают сводку замечаний и предложений, поступивших в процессе первоначального голосования.

4.4.3.4 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта председатель МТК направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации подлинники бюллетеней повторного голосования с замечаниями и предложениями, поступившими вместе с ними, а также сообщает свое мнение о целесообразности (или нецелесообразности) дальнейшей доработки проекта стандарта.

4.4.3.5 Если непринятый проект стандарта разработан по инициативе Российской Федерации, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об оформлении на основе этого проекта стандарта (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) национального стандарта Российской Федерации с целью его дальнейшего утверждения. Это решение через председателя МТК доводят до сведения полномочных представителей государств - членов данного МТК и/или национальных органов, рассматривавших проект стандарта, а также до сведения Бюро по стандартам.

4.4.4 Если в соответствии с ГОСТ 1.2 (пункт 3.3.3) голосование по проекту стандарта выносится на заседание Межгосударственного совета, то председатель МТК после получения от национального органа Российской Федерации по стандартизации отредактированного проекта стандарта рассылает его (вместе с пояснительной запиской и со сводкой замечаний и предложений по окончательной редакции проекта стандарта) для ознакомления национальным органам всех государств - участников Соглашения и Бюро по стандартам не позднее чем за два месяца до проведения этого заседания или не позднее чем за один месяц до проведения заседания научно-технической комиссии по стандартизации Межгосударственного совета, если на нем предварительно рассматривают проект стандарта с целью снятия разногласий.

4.4.4.1 Если проект стандарта не принят по результатам голосования по переписке, то его выносят на заседание Межгосударственного совета, перед этим заседанием секретариат МТК организует следующие мероприятия, направленные на снятие разногласий:

- двусторонний обмен предложениями по снятию разногласий, проводимый между разработчиком стандарта и его оппонентом по электронной почте или путем личных встреч;

- обсуждение этих предложений на двустороннем или многостороннем совещании национальных органов или их полномочных представителей в МТК или в его МПК;

- рассмотрение проекта стандарта на заседании МТК (МПК);

- рассмотрение проекта стандарта на заседании соответствующей научно-технической комиссии (по метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) и/или на заседании научно-технической комиссии по стандартизации.

4.4.4.2 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации после получения от Бюро по стандартам копии протокола заседания Межгосударственного совета, на котором был принят стандарт, направляет в Бюро по стандартам документы, необходимые для регистрации стандарта (по 4.4.3.1), и информирует об этом секретариат МТК.

4.4.5 В качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта секретариат МТК по согласованию с национальным органом Российской Федерации по стандартизации может предложить действующий национальный стандарт Российской Федерации или международный стандарт*, если в нем нет нормативных ссылок на другие стандарты и/или иные документы, которые не действуют на межгосударственном уровне**. Данное предложение предварительно рассматривают на заседании соответствующего российского ТК. В случае одобрения этого предложения секретариат МТК осуществляет рассылку в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.8.1).
___________
* При наличии русской версии международного стандарта или его аутентичного перевода на русский язык.

** Наличие в стандарте таких нормативных ссылок является основанием для разработки межгосударственного стандарта в порядке, установленном 4.2 и 4.3. При этом первая редакция проекта стандарта в Российской Федерации не рассматривается, если в этом качестве предложен действующий национальный стандарт Российской Федерации.

4.4.5.1 При принятии предложенного стандарта в качестве межгосударственного по переписке или на заседании Межгосударственного совета секретариат МТК переоформляет стандарт в соответствии с ГОСТ 1.2 (подпункт 3.2.8.3) и направляет его вместе с сопроводительным письмом, подписанным председателем МТК, и подлинниками бюллетеней голосования в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, который обеспечивает издательское редактирование стандарта и направляет его на регистрацию в Бюро по стандартам вместе с документами, указанными в 4.4.3.1.

4.4.5.2 При отрицательных результатах голосования секретариат МТК доводит соответствующую информацию до сведения Бюро по стандартам и национальных органов, принявших участие в голосовании.

      Магазин учебных материалов