_______________
* Правила, установленные в настоящем разделе, распространяются на работу ПТК.
6.1 Участие в формировании программ стандартизации
6.1.1 В процессе формирования программы разработки национальных стандартов (ПРНС) ТК готовит предложения по включению в программу тем по закрепленной за данным комитетом областью деятельности в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.14-2009 (подраздел 5.2).
6.1.2 При формировании ПРНС секретариат ТК проверяет появление новых версий или изменений международных и региональных стандартов, на основе которых ранее были разработаны закрепленные за данным комитетом действующие национальные и межгосударственные стандарты, и направляет членам ТК эти новые версии и изменения для проведения оценки целесообразности обновления на их основе национальных и межгосударственных стандартов, гармонизированных с прежними версиями.
6.1.3 При ведении секретариата МТК или представлении Российской Федерации в МТК (если его секретариат ведет другое государство) российский ТК готовит предложения по включению в программу работ по межгосударственной стандартизации тем, относящихся к закрепленной за данным МТК области деятельности.
Если секретариат МТК ведет другое государство, то российский ТК рассматривает предложения секретариата МТК по включению в программу работ по межгосударственной стандартизации и определяет целесообразность их реализации в интересах Российской Федерации, а также готовит предложения по включению соответствующих тем в ПРНС (см. 6.1.1).
6.1.4 При планировании работ по национальной и межгосударственной стандартизации российский ТК увязывает их с работами, проводимыми аналогичным Техническим комитетом или подкомитетом международной организации по стандартизации.
6.2 Проведение экспертизы проектов стандартов и сводов правил
6.2.1 ТК проводит научно-техническую, правовую и нормативную экспертизы проектов национальных и межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим стандартам в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.6-2013 (раздел 6) и представляет эти проекты на утверждение (принятие) в национальный орган по стандартизации или предлагает отклонить их. При этом соблюдают правила проведения соответствующих процедур, которые установлены в ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.16 и ГОСТ Р 1.8. При этом ТК не должен рекомендовать к утверждению (принятию) проекты стандартов, содержащих значения показателей качества и безопасности, которые ниже, чем установлены в действующих национальных и межгосударственных стандартах, или проекты изменений, которые направлены на снижение этих значений.
6.2.2 Если ТК проводит экспертизу разработанного в другом государстве проекта межгосударственного стандарта (проекта изменения к действующему в Российской Федерации межгосударственному стандарту), то по ее результатам секретариат данного комитета готовит обобщенный отзыв от Российской Федерации на первую редакцию проекта стандарта (изменения), заключение на окончательную редакцию и рекомендации по позиции Российской Федерации при голосовании по данному проекту стандарта (изменения), в том числе обоснование предложения проголосовать против принятия этого стандарта (изменения).
6.2.3 ТК может провести научно-техническую, правовую и (или) нормативную экспертизы проектов сводов правил, а также проектов правил стандартизации и проектов рекомендаций по стандартизации, если в секретариат данного комитета с соответствующим предложением обратятся федеральные органы исполнительной власти, национальный орган по стандартизации или разработчики сводов правил, а также в случае, когда члены ТК включены в перечень рассылки проекта правил стандартизации (проекта рекомендаций по стандартизации) в соответствии с ГОСТ Р 1.10. При этом результаты данных экспертиз отражают в экспертном заключении, которое может быть изложено и оформлено по ГОСТ Р 1.6-2013 (приложение А).
6.2.4 В случае, если в ТК обратилась организация с просьбой провести экспертизу проекта стандарта данной организации, то ее проводит секретариат этого комитета или физическое лицо, участвующее в ТК в качестве независимого эксперта по стандартизации, как правило, без привлечения других членов ТК.
Члены ТК могут быть привлечены для проведения научно-технической и правовой экспертизы проекта стандарта организации только по просьбе данной организации.
Примечание - При этом отсутствует гарантия объективности результатов экспертизы проекта стандарта организации, проводимой членами ТК.
6.3 Контроль за реализацией программы разработки национальных стандартов
6.3.1 Согласно ГОСТ Р 1.14-2009 (пункт 7.2) контроль за реализацией ПРНС по тематике ТК осуществляет секретариат данного комитета.
6.3.2 Для контроля за реализацией ПРНС на стадии первой редакции проекта национального или межгосударственного стандарта (изменения к стандарту) секретариат ТК проверяет наличие уведомления о начале разработки данного проекта на сайте национального органа по стандартизации в Интернете и проверяет соответствие указанного там срока публичного обсуждения проекта планируемому сроку, который установлен в ПРНС.
6.3.3 После поступления окончательной редакции проекта стандарта (изменения) секретариат ТК проверяет соблюдение соответствующего срока, установленного в ПРНС.
6.3.4 При доработке окончательной редакции проекта стандарта (изменения) секретариат ТК следит за тем, чтобы не был нарушен планируемый срок утверждения национального стандарта (изменения) или планируемый срок размещения для голосования проекта межгосударственного стандарта в Интегрированной автоматизированной информационной системе Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС).
6.3.5 В случае нарушения планируемых сроков секретариат ТК предупреждает разработчика стандарта (изменения), а при необходимости сообщает об этом в национальный орган по стандартизации.
6.3.6 Секретариат ТК отчитывается перед национальным органом по стандартизации о ходе реализации ПРНС в соответствии с ГОСТ Р 1.14-2009 (пункт 7.4).
6.4 Проверка действующих стандартов
6.4.1 ТК должен регулярно (не реже одного раза в пять лет) проводить проверку закрепленных за ним действующих национальных и межгосударственных стандартов с целью обеспечения их соответствия современному научно-техническому уровню и своевременного обновления их на данной основе.
6.4.2 При проведении проверки стандартов секретариат ТК руководствуется правилами, установленными в ГОСТ Р 1.2-2004 (подпункты 5.1.4-5.1.8), а в случае, если действующий в Российской Федерации межгосударственный стандарт разработан в другом государстве, - правилами, установленными в ГОСТ Р 1.8-2011 (пункт 7.1.2).
6.4.3 Если в процессе проверки действующих национальных и межгосударственных стандартов установлено, что стандарт целесообразно отменить, то секретариат ТК организует работы по отмене данного стандарта в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.2-2004 (пункты 6.5-6.7) и ГОСТ Р 1.8-2011 (пункт 8.2.2).
Если проверяемый стандарт является межгосударственным, то вместо его отмены ТК может рассмотреть предложение об одностороннем прекращении применения данного межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации.
Примечание - Предложение об отмене (одностороннем прекращении применения) стандарта может поступить в секретариат ТК не только в процессе проверки данного стандарта, но и по инициативе заинтересованного лица.
6.4.4 При оценке целесообразности утверждения предварительных национальных стандартов в качестве национальных по результатам мониторинга их применения соблюдают правила, установленные в ГОСТ Р 1.16-2011 (пункты 6.6-6.9).
6.5 Участие в работах по межгосударственной и международной стандартизации
6.5.1 При ведении секретариата МТК или представлении Российской Федерации в МТК (если его секретариат ведет другое государство) российский ТК руководствуется положением о данном МТК и правилами, установленными в отношении работы МТК в ГОСТ 1.2 и ГОСТ Р 1.8.
6.5.2 По решению национального органа по стандартизации российский ТК может быть привлечен к рассмотрению проектов международных стандартов и подготовке позиции Российской Федерации при голосовании по данным проектам, а также к участию в иных работах по международной стандартизации.
6.5.3 Российский ТК может участвовать в работе аналогичного технического комитета (подкомитета или рабочей группы) международной организации по стандартизации, исходя из статуса национального органа Российской Федерации по стандартизации в этом комитете (подкомитете или рабочей группе) и необходимости соблюдения правил проведения работ по международной стандартизации в Российской Федерации [1].
6.6 Проведение экспертизы переводов международных стандартов
6.6.1 В случае осуществления официального перевода на русский язык международного стандарта ТК проводит экспертизу данного перевода перед его регистрацией в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Примечание - Основанием для регистрации официальных переводов международных стандартов на русский язык в этом фонде являются рекомендации по комплектованию Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов [2].
По решению национального органа по стандартизации ТК также может быть привлечен к проведению экспертизы официальных переводов на русский язык региональных стандартов и национальных стандартов и сводов правил иностранных государств.
6.6.2 Для организации экспертизы секретариат ТК направляет перевод международного стандарта вместе с его публикацией на языке оригинала членам ТК.
6.6.3 Члены ТК в течение одного месяца рассматривают перевод, оценивают его аутентичность и однозначность понимания, готовят свои отзывы на него и направляют их в секретариат данного комитета.
6.6.4 Секретариат ТК обобщает отзывы членов ТК или непосредственно передает их автору перевода для учета и доработки.
6.6.5 Доработанный перевод секретариат ТК направляет членам ТК и предлагает проголосовать за него.
6.6.6 Члены ТК оценивают полноту учета в доработанном переводе сделанных ими замечаний и предложений и голосуют по нему.
6.6.7 Секретариат ТК готовит заключение ТК на перевод международного стандарта, которое направляет автору перевода, а также в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.
6.7 Участие в экспертизе проектов технических регламентов
6.7.1 В случае, когда национальный орган по стандартизации или разработчик технического регламента (в том числе технического регламента Таможенного союза) обращается в ТК с предложением провести экспертизу проекта данного технического регламента, относящегося к области деятельности комитета, члены ТК проводят научно-техническую экспертизу этого проекта и рассматривают проекты перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного технического регламента, и перечня документов в области стандартизации, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения этого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
6.7.2 Члены ТК определяют необходимость обновления или отмены национальных и межгосударственных стандартов, которые закреплены за данным комитетом, с целью увязки их с требованиями разрабатываемого технического регламента, а также высказывают свое мнение о полноте рассматриваемых в соответствии с 6.7.1 перечней.