ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности (с Изменением N 1)

ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности (с Изменением N 1)

11 Работы, проводимые техническим комитетом

11.1 Работы по национальной (межгосударственной) стандартизации

11.1.1 Общие положения

ТК организует и ведет работы по национальной (межгосударственной) стандартизации в соответствии с заявленной областью деятельности, организует разработку стандартов и изменений к ним, а также готовит предложения по их отмене.

Любой проект национального (межгосударственного) стандарта, относящийся к области деятельности ТК, должен пройти экспертизу в ТК.

11.1.2 Актуализация фонда стандартов

ТК обеспечивает поддержание на современном уровне фонда национальных (межгосударственных) стандартов в своей области деятельности через разработку новых стандартов, пересмотр действующих стандартов или внесение в них изменений и отмену устаревших стандартов.

Правила осуществления отмены национального стандарта установлены в разделе 6 ГОСТ Р 1.2, прекращения применения в Российской Федерации межгосударственных стандартов - в разделе 9 ГОСТ Р 1.8.

Если несколько ТК указали один и тот же национальный (межгосударственный) стандарт как относящийся к их области деятельности, отмена его возможна только при получении согласия всех заинтересованных ТК. ТК, инициировавший отмену стандарта, несет ответственность за оповещение всех заинтересованных ТК.

Пересмотр и/или изменение стандарта, относящегося к области деятельности ТК, могут быть инициированы по предложению другого ТК. Секретариат обязан отслеживать предложения других ТК в своей области деятельности, чтобы обеспечить экспертизу разрабатываемого стандарта или изменения.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

11.1.3 Долгосрочная программа разработки стандартов

В рамках бизнес-плана ТК составляют и регулярно корректируют долгосрочную программу разработки национальных и межгосударственных стандартов, которая должна учитывать приоритеты, определенные ежегодными Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному собранию, программами, принятыми Правительством Российской Федерации, национальными проектами и решениями национального органа по стандартизации.

Для привлечения к разработке стандартов ресурсов (финансовых, профессиональных, временных) ТК следует руководствоваться приоритетами, определенными национальным органом по стандартизации.

Наивысший приоритет принадлежит тем стандартам, которые на добровольной основе могут быть использованы в целях соблюдения требований технических регламентов.

Разработка стандартов в какой-либо области может быть заказана ТК национальным органом по стандартизации как часть правительственной программы, рассчитанной на некоторый период времени. Такая программа может быть направлена, например, на стимулирование развития определенной отрасли. В этом случае на ТК и его секретариат ложится обязанность определить перечень стандартов, которые могут быть разработаны, их разработчиков и объем необходимого финансирования.

Еще одним основополагающим принципом является гармонизация фондов национальных (межгосударственных) и международных стандартов. Данный принцип может быть реализован двумя способами:

- применением международных (региональных) стандартов в качестве национальных (межгосударственных);

- разработкой национальных (межгосударственных) стандартов как основы для разработки международных стандартов.

Применение международных стандартов в качестве национальных способствует устранению технических барьеров в торговле и, следовательно, увеличению международного товарообмена, расширению сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

В то же время стремление придать национальным стандартам статус международных является одним из ключевых элементов национальной политики в области стандартизации индустриально развитых стран. Поэтому при поступлении предложения о разработке оригинального национального (межгосударственного) стандарта необходимо провести анализ возможности разработки соответствующего международного стандарта.

11.1.4 Предложения в Программу разработки национальных стандартов

Секретариат ТК формирует предложения в ПРНС на следующий год на основе долгосрочной программы разработки стандартов с учетом установленных приоритетов и возможностей финансирования. Тема может быть включена в предложения ТК в ПРНС при положительном заключении секретариата ТК в том случае, если известен разработчик и определены источники финансирования.

В программу подают предложения, соответствующие области деятельности ТК, а также планируемые к инициативной разработке физическими и юридическими лицами за счет собственных средств.

Сформированные секретариатом ТК предложения направляют членам ТК и передают в национальный орган по стандартизации с помощью АИС "Программа разработки национальных стандартов".

(Измененная редакция, Изм. N 1).

11.1.5 Экспертиза проектов стандартов

ТК выполняет экспертизу проектов стандартов или изменений к ним (далее - проект стандарта) согласно ГОСТ Р 1.6.

Экспертиза (научно-техническая, терминологическая, метрологическая, правовая и др.) предусматривает оценку проекта стандарта на соответствие законам Российской Федерации, требованиям национальных, в том числе основополагающих, стандартов, в частности относящимся к метрологии, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов. Результаты экспертизы оформляют соответствующим документом и используют для доработки проекта стандарта.

По результатам экспертизы проекта стандарта ТК готовит мотивированное предложение (заключение ТК) об утверждении или отклонении рассматриваемого документа и направляет его в национальный орган по стандартизации.

11.2 Работы по международной стандартизации

Работы по международной стандартизации проводятся ТК в соответствии с [2].

(Измененная редакция, Изм. N 1).

11.2.1-11.2.5 (Исключены, Изм. N 1).

11.3 Работы других видов

11.3.1 Экспертиза проектов стандартов организаций

ТК может проводить экспертизу проектов стандартов организаций по заявкам организаций. Такую экспертизу проводят, как правило, на договорной основе.

По результатам рассмотрения проекта стандарта заявителю направляют экспертное заключение, подписанное председателем ТК.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

11.3.2 Экспертиза проектов технических регламентов

В случае если область применения разрабатываемого технического регламента лежит полностью или частично в области деятельности ТК, он может принять участие в проведении экспертизы проекта технического регламента в составе экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти.

      Магазин учебных материалов