ГОСТ Р 54930-2012/Руководство ИСО/МЭК 76:2008 Разработка стандартов на услуги. Рекомендации по учету нужд потребителя

ГОСТ Р 54930-2012/Руководство ИСО/МЭК 76:2008 Разработка стандартов на услуги. Рекомендации по учету нужд потребителя

6 Учет запросов потребителя при разработке стандартов


Комитеты могут счесть полезным процесс*, показанный на рисунке 3, для обеспечения выявления и учета ключевых вопросов потребителей при разработке нового стандарта на услугу или при каждом пересмотре существующего. Процесс идет слева направо, с указаниями по достижению каждой из целей, приведенных в столбцах ниже.
_______________
* На основе процесса, описанного в Руководстве ИСО/МЭК 71.

Рисунок 3 - Определение вопросов потребителей на каждом этапе разработки стандартов на услуг

Определение проекта стандарта

Обеспечение хорошей оснащенности комитета

Разработка содержания стандарта

Обзор процесса

Публикация стандарта

Определить:

- назначение, предмет и область применения стандарта;

- поставщиков и пользователей услуги, подлежащей стандартизации;

- текущую удовлетворенность услугой (расположить по степени приоритетности ключевые вопросы потребителя);

- текущую доступность услуги для широкого круга потребителей;

- взаимодействие между потребителем и поставщиком услуги.

Источники:

- поставщики услуг;

- группы пользователей;

- опросы пользователей, фокус-группы;

- данные о жалобах;

- руководства и политики, например, Руководство ИСО/МЭК 50, Руководство ИСО/МЭК 51, Руководство ИСО/МЭК 71

Обеспечить:

- присутствие представителей потребителей в комитете;

- уравновешенное представительство поставщиков услуг; пользователей и других, в целом заинтересованных сторон;

- обучение членов комитета, незнакомых с процессом разработки стандартов;

- доступность конференц-залов и т.п. для инвалидов;

- доступность данных по другим вопросам, например, данных о жалобах потребителей, несчастных случаях и других происшествиях

Использовать настоящий и другие стандарты как помощь в определении:

- отдельных потребностей и забот потенциальных потребителей;

- путей устранения рисков (связанных с безопасностью, надежностью и финансовыми затратами) за счет установления новых или повышенных требований;

- путей обеспечения максимальной доступности услуги широкому кругу пользователей, включая, при необходимости, реабилитационные технологии;

- путей обеспечения хороших отношений между потребителем и поставщиком услуги;

- путей обеспечения максимальной доступности услуги широкому кругу пользователей;

- потребностей малых организаций;

- подходящих методов оценки услуги с точки зрения ожиданий потребителя

Обеспечить:

- чтобы требования к пригодности, содержащиеся в стандарте, были оценены, например, группами пользователей;

- чтобы язык и термины стандарта были приемлемы для пользователей, которым предназначается данная услуга;

- чтобы проект был роздан широкому кругу заинтересованных лиц

Обеспечить:

- возможность воспроизведения стандарта в альтернативных форматах;

- наличие плана применения, внедрения и продвижения стандарта


Рисунок 3 - Определение вопросов потребителей на каждом этапе разработки стандартов на услуги


      Магазин учебных материалов