5.1.1 Разработчик представляет заявку на разработку национального стандарта в Программу разработки национальных стандартов и при этом указывает технический комитет для экспертизы проекта стандарта.
Технический комитет с начала разработки стандарта назначает по согласованию с разработчиком эксперта, а также, при необходимости, организацию для проведения специализированной экспертизы. В случае затруднения с выбором технического комитета и/или эксперта, например по причине их отсутствия для данной области стандартизации, национальный орган по стандартизации выбирает один из вариантов:
- назначает эксперта в близкой области стандартизации;
- назначает с участием разработчика для проведения экспертизы организацию из близкой области стандартизации (далее - организация).
В случае, если организация, ведущая секретариат технического комитета (или его ответственный секретарь), является разработчиком стандарта, то эксперта (организацию) для проведения экспертизы назначает национальный орган по стандартизации.
5.1.2 Национальный орган по стандартизации проверяет обоснованность выбора технического комитета (соответствие области его деятельности и объекта стандартизации). Национальный орган по стандартизации может назначать дополнительных экспертов (организации) для экспертизы любого вида, определив при этом источник финансирования данных работ. Назначение дополнительных экспертов (организаций) может быть осуществлено на любом этапе разработки стандарта.
5.1.3 Эксперт (организация) принимает участие в рассмотрении проекта стандарта с начала его разработки, обеспечивая, по возможности, единые сроки научно-технической экспертизы и экспертизы других видов, чтобы разработчик мог учесть все замечания до обсуждения окончательной редакции проекта стандарта техническим комитетом. Замечания эксперта (организации) и реакция разработчика на эти замечания, так же как и на замечания членов данного технического комитета, других технических комитетов, других юридических и физических лиц, должны быть отражены в сводке замечаний и предложений на проект стандарта, которую составляет разработчик стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (приложение А).
Эксперт (организация) проводит экспертизу проекта стандарта в соответствии с правилами, приведенными в разделе 8.
5.1.4 Результатом экспертизы проекта стандарта является заключение о возможности утверждения национального стандарта. Эксперт (организация) готовит данное заключение по форме, приведенной в приложении А. Заключение подписывает эксперт или руководитель организации, проводившей экспертизу.
5.2.1 На этапе передачи проекта стандарта от разработчика в технический комитет проводят входной контроль.
5.2.2 При входном контроле рассматривают:
- соответствие наименования проекта стандарта наименованию стандарта в Программе разработки национальных стандартов (если стандарт включен в данную программу);
- соответствие проекта стандарта требованиям ГОСТ Р 1.5;
- правильность присвоения кодов по ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001, ОК 002, OК 004, ОК 005;
- соответствие предлагаемой даты введения в действие разрабатываемого стандарта и дат введения в действие взаимосвязанных стандартов;
- наличие опубликованных уведомлений о разработке проекта стандарта и завершении публичного обсуждения проекта стандарта.
5.3.1 Технический комитет проводит экспертизу проекта стандарта в процессе рассмотрения его окончательной редакции по ГОСТ Р 1.2 (пункты 4.3.4-4.3.6). При этом члены технического комитета проводят научно-техническую экспертизу проекта стандарта.
Примечание - При отсутствии технического комитета с соответствующей областью деятельности его функции выполняет организация, назначенная национальным органом по стандартизации.
На технические комитеты по стандартизации возлагаются функции по организации и проведению экспертизы проектов стандартов (за исключением метрологической и терминологической экспертизы).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3.2 В научно-технической экспертизе проекта стандарта могут принять участие (на добровольной основе) члены технического комитета, для которых тематика рассматриваемого проекта стандарта не является объектом их непосредственной деятельности в техническом комитете (другие подкомитеты или рабочие группы), а также организации и физические лица, не являющиеся членами данного комитета.
5.3.3 Если объект стандартизации затрагивает область деятельности других технических комитетов, ответственные секретари этих технических комитетов имеют право затребовать проект стандарта и провести его экспертизу в своих технических комитетах. Результаты этой экспертизы, оформленные в виде сводки замечаний и предложений, должны быть представлены до обсуждения окончательной редакции проекта стандарта техническим комитетом, указанным в Программе разработки национальных стандартов, и рассмотрены во время этого обсуждения.
5.3.4 Технический комитет должен стремиться к тому, чтобы по проекту стандарта были приняты решения, которые устраивают членов данного технического комитета, разработчика, а также большинство иных заинтересованных организаций и лиц.
5.3.5 По результатам обсуждения проекта стандарта в техническом комитете разработчик осуществляет корректировку окончательной редакции проекта стандарта и сводки замечаний и предложений. Результаты обсуждения проекта стандарта и голосования по нему членов технического комитета отражают в протоколе заседания данного комитета.
5.4.1 При передаче проекта стандарта в национальный орган по стандартизации секретариат технического комитета (организация, которой поручено проведение экспертизы) готовит заключение об утверждении или отклонении проекта стандарта, которое подписывают председатель и ответственный секретарь технического комитета (руководитель организации). Данное заключение передают в национальный орган по стандартизации вместе с проектом стандарта и другими документами, перечень которых определен ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.6).
5.4.2 Национальный орган по стандартизации рассматривает проект национального стандарта при подготовке его к утверждению с соблюдением соответствующих правил [1]. При этом отдельные работы могут быть проведены с привлечением уполномоченной научно-исследовательской организации по стандартизации, за которой закреплена соответствующая тематика. Кроме этого, при необходимости, национальный орган по стандартизации может организовать проведение любой дополнительной экспертизы проекта стандарта с привлечением организаций (экспертов), специализирующихся в соответствующей области.