ГОСТ Р 54937-2012/Руководство ИСО/МЭК 71:2001 Руководящие указания для разработчиков стандартов, направленные на удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов

ГОСТ Р 54937-2012/Руководство ИСО/МЭК 71:2001 Руководящие указания для разработчиков стандартов, направленные на удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов

9 Подробно о человеческих способностях и последствиях их ухудшения

9.1 Общие положения

9.1.1 Потребности и способности людей изменяются в течение жизни от детства до пожилого возраста, а способности индивидуумов в какой-либо конкретной возрастной группе сильно отличаются. Важно признать, что нарушения основных функций организма человека разнятся от сравнительно легких ухудшений до более экстремальных форм.

9.1.2 В этом разделе, который следует использовать совместно с разделом 8, предоставляется инструментарий для идентификации и обращения к потребностям пожилых людей и инвалидов в работе по стандартизации.

9.1.3 Краткое определение и описание каждой способности приведено в таблицах 1-7 с информацией о возрастном влиянии и практических следствиях ухудшений. Приведены примеры опасностей в подходящих случаях, когда пожилые люди и инвалиды больше подвергаются рискам по причине их функциональных ограничений.

9.2 Сенсорные способности

9.2.1 Зрение

9.2.1.1 Описание

Функция зрения состоит в ощущении света и восприятии формы, размера, очертания и цвета визуального раздражителя.

9.2.1.2 Влияние возраста

Сфера действия и серьезность ухудшения зрения увеличиваются с возрастом. Изменения в физической структуре глаза влияют на некоторые аспекты зрительных функций, в том числе:

- потеря остроты зрения (изображение появляется неотчетливо);

- потеря ближнего и/или дальнего видения (неспособность приспосабливать изменения фокуса);

- сокращенное поле зрения (неспособность охватывать взглядом предметы сбоку, сверху или снизу);

- восприятие цвета, включая зависимое от возраста желтое зрение (неспособность различать цвета);

- восприятие глубины (неспособность суждения о расстоянии);

- скорость адаптации к изменению уровня освещенности (временная неспособность видеть, пока глаза привыкают к различным уровням освещенности, например, при входе в здание);

- чувствительность к яркости света; как правило, пожилым людям необходимо больше света для чтения, чем требовалось 20 лет назад.

9.2.1.3 Проблемы для рассмотрения в проекте

Люди с плохим зрением зависят, главным образом, от осязания и приема акустических сигналов.

Большинство людей с трудностями зрения имеют иное восприятие и поэтому используют визуальные стимулы, например размер, яркость и контрастность цвета. Как правило, чем проще образ и яснее его распознавание, тем легче его видеть и читать.

9.2.1.4 Риски и опасности

Люди с ухудшением зрения больше подвергаются риску, например, от следующих причин:

- острых концов и кромок продукции, в частности, если пользователь полагается на прикосновение для выявления свойств;

- физически неустойчивых предметов, которые могут падать, привести к скольжению, столкновению или опасностям падения или повреждения;

- открытого огня и пламени;

- горячих поверхностей, к которым они могут случайно прикоснуться;

- ржавых веществ, если они не маркированы общепринятым знаком тактильного предупреждения;

- эвакуации, когда они полагаются только на визуальные указатели;

- визуальных предупреждений только на основе цвета или цветов при плохой контрастности между текстом и фоном.

9.2.2 Слух

9.2.2.1 Описание

Функции слуха состоят в восприятии звуков и умении различать источник, тон, громкость, качество и понимание звуков. Потеря слуха может характеризоваться в диапазоне от слабого снижения слуха до полной глухоты.

9.2.2.2 Влияние возраста

Большинство людей с потерей слуха являются пожилыми. С возрастом они имеют тенденцию снижения способности слышать звуки на высоких частотах. Многие люди старшего возраста используют слуховые аппараты.

9.2.2.3 Проблемы для рассмотрения в проекте

Для людей, использующих слуховые аппараты или обходящихся без них, важно учитывать уровень, частоту и разборчивость любого звука. Глухонемые с трудом могут понимать письменный и разговорный язык.

9.2.2.4 Риски и опасности

Люди с потерей слуха подвергаются большему риску, если речевые объявления или предупреждения передаются для них не слишком громко или неразборчиво, или на частотах, слишком высоких для восприятия.

9.2.3 Осязание

9.2.3.1 Описание

Функции осязания состоят в восприятии поверхностей и их строения или качества. Можно полагаться на другие раздражители, особенно зрительные и слуховые.

9.2.3.2 Влияние возраста

С возрастом люди теряют чувствительность и больше не полагаются на свои ощущения как обратную реакцию на раздражители.

9.2.3.3 Проблемы для рассмотрения в проекте

Люди с протезами рук или отсутствием ощущения прикосновения могут быть не способны использовать тактильные пульты или устройства управления подобного типа.

9.2.3.4 Риски и опасности

Люди, обладающие сверхчувственным осязанием, могут испытывать боль от раздражителей, которые создают только некоторое неудобство для других людей, например острые края и кромки или очень горячие/холодные поверхности. Эти раздражители по всей вероятности являются вредными и для людей с ограниченной чувствительностью, если они будут слишком долго находиться в контакте с ними.

9.2.4 Вкус/запах

9.2.4.1 Описание

Вкус и запах являются отдельными ощущениями, но в таблицах 1-7 находятся в одной группе по причине сходных практических ухудшений. Вкус состоит в ощущении четырех основных качеств через рецепторы языка: горько, сладко, кисло и солоно. Запах состоит в использовании рецепторов в носу, чтобы ощущать ароматы и запахи. Два ощущения вкуса и запаха используются вместе для идентификации диапазона приправ, которые можно нормально различить.

9.2.4.2 Влияние возраста

С возрастом способность людей воспринимать ароматы и запахи снижается.

9.2.4.3 Риски и опасности

Ухудшение ощущения вкуса или запаха снижает защитную функцию организма от токсических материалов. Например, люди не способны обнаруживать испорченные пищевые продукты и предупреждать такую опасность как задымление.

9.2.5 Равновесие

9.2.5.1 Описание

Способность поддерживать равновесие и избегать падения зависит от работы сложной системы, связанной с работой мозга, который координирует визуальные сигналы, обратную реакцию чувства равновесия в органах слуха и движение конечностей. В сущности, требуется непрерывное управление равновесием во время действий всех типов.

9.2.5.2 Влияние возраста

Ухудшение чувства равновесия и падение, как следствие этого ухудшения, увеличивается с возрастом. Недостаток внимательности, зависимый от возраста, и ухудшение зрения снижают способность пожилых людей избегать опасностей и реагировать на потерю равновесия.

9.2.5.3 Риски и опасности

Вероятность скользить, спотыкаться или другие неожиданные потери устойчивости требуют быстрых реакций условных рефлексов, движений рук и ног и предъявляют серьезные требования к системе управления равновесием. Даже небольшие кромки и выступы могут быть причиной того, чтобы человек споткнулся. Пожилые люди в большей степени уязвимы при падениях, которые часто приводят к ушибам и переломам костей, а последующие осложнения могут создавать угрозу жизни. Ухудшение равновесия может вызывать повышенный страх падения. Люди в креслах-колясках, мотороллерах и пешеходы могут сохранять ограниченное равновесие, а вероятность телесных повреждений может сильно влиять на их самостоятельность.

9.3 Физические способности

9.3.1 Сноровка

9.3.1.1 Описание

Сноровка состоит в действиях и применении рук, особенно при скоординированном обращении с предметами, когда требуется их поднимать, управлять ими и выпускать, пользуясь одной рукой, ладонью, а в отдельных случаях только большим пальцем.

9.3.1.2 Проблемы для рассмотрения в проекте

Ухудшение сноровки заключается в неспособности сложить пальцы вместе или раздвинуть их как можно шире. Сложные операции, например, толчок и поворот, которые требуют длительного давления и выворачивания кисти, могут быть болезненными или невозможными. Потеря сноровки влияет на форму и расположение средств управления. У людей с непроизвольным движением возникают проблемы при решении задач, которые требуют точности, например, при распаковке или обращении со средствами крепления.

9.3.1.3 Риски и опасности

Люди с ограниченной сноровкой могут создать для себя угрозу, например, непроизвольным приведением в действие средства управления или задержки при уклонении от источника опасности, например огня.

9.3.2 Движения руками и ногами

9.3.2.1 Описание

Движения руками и ногами связаны с переноской, перемещением и обращением с предметами. Они включают в себя такие действия, как протянуть руку, приподнять или опустить, тянуть или толкать предмет. Сюда можно также отнести удар ногой, способность что-либо захватить или отпустить, повернуть, бросить или поймать.

9.3.2.2 Влияние возраста

Движения руками и ногами могут ухудшаться в случае неспособности использовать обе руки (или ноги) при выполнении действия. Возраст также влияет на совместные движения рук и ног, когда их действия становятся ограниченными. В пожилом возрасте скорость манипулирования руками и ногами также снижается, что в итоге ведет к замедленной реакции и замедленному движению.

9.3.2.3 Риски и опасности

Люди с ухудшением движения рук и ног подвергают себя риску пораниться при непроизвольном перемещении устройства во время его использования. При конструировании изделий необходимо свести к минимуму опасности и последствия непреднамеренных действий.

9.3.3 Движение (перемещение)

9.3.3.1 Описание

Движение состоит в действиях по сохранению и изменению положения тела и перемещению человека из одного места в другое с помощью своих конечностей.

9.3.3.2 Влияние возраста

Известны многие ухудшения движения в пожилом возрасте. Они создают трудности в повседневной жизни пожилых людей, например затруднение при одевании, чтобы сесть или встать. К другим примерам такого рода следует отнести:

- ограниченную способность нести груз на ногах;

- снижение скорости ходьбы, ширины шага и/или высоты подъема стопы;

- ограниченный предел смещения в суставах рук, ног и позвоночнике;

- трудность выполнения управляемого и скоординированного движения.

9.3.3.3 Проблемы для рассмотрения в проекте

Некоторым людям с трудностями движения помогает, например, использование кресел-колясок, разных приспособлений для ходьбы, другим людям требуется персональная помощь. В обоих случаях необходимо дополнительное пространство вокруг них, позволяющее приближаться и маневрировать.

9.3.3.4 Риски и опасности

Люди с ухудшенным движением особенно подвержены риску во время экстренной эвакуации из транспортного средства или здания.

9.3.4 Сила и выносливость

9.3.4.1 Описание

Сила состоит в сокращении мышц или мускульной группы при выполнении какого-либо действия. Такая сила может быть результатом напряжения определенной части тела при определенном действии (например, во время толкания) или приложения к какому-либо предмету (например, удаление крышки бутылки). Действия для рассмотрения включают в себя тягу, подъем, нажим, захват, укол и вращение.

Сила также зависит от выносливости, состоящей в способности поддерживать силу. Это может быть связано с функционированием сердца и легких. Ограниченная сила является общим физическим недостатком и общей причиной неспособности работать с оборудованием.

9.3.4.2 Влияние возраста

Снижение мускульной силы и выносливости является общим явлением в пожилом возрасте, что в итоге ведет к ухудшению силовых способностей. Снижение силы захвата делает трудной или болезненной работу с устройствами, где требуется преодоление сопротивления или крутящего момента. Ограничения выносливости вызывают усталость при использовании продукции, требующей продолжительного действия. Управление пассивным перемещением (т.е. под действием, например, силы тяжести) может осуществляться с трудностями, например затруднение при опускании тяжелого предмета на землю или чтобы сесть в кресло.

9.3.5 Голос

9.3.5.1 Описание

Голос состоит в воспроизведении звуков голосовыми органами, такими как речь. Ухудшение функционирования голосовых связок может влиять вообще на речь или некоторые речевые аспекты, например артикуляцию, громкость, плавность, скорость, мелодичность и ритм.

9.3.5.2 Проблемы для рассмотрения в проекте

Основным последствием ухудшения речи является возникновение барьера для общения и социального взаимодействия. В этом случае могут помочь альтернативные формы связи, например язык жестов, усилители, синтезаторы, факсимильная связь или клавиатура компьютера.

9.4 Психические способности

9.4.1 Общие положения

9.4.1.1 Познавательная способность состоит в понимании, объединении и обработке информации, которая включает в себя абстракцию и организацию мыслей и планирование.

9.4.1.2 Люди с психическим ухудшением могут испытывать трудности в познавании новых вещей, обобщениях и связях, а также в самовыражении посредством устного и письменного языка. Эти ухудшения могут вызывать озабоченность, одиночество, депрессию, разочарование, одержимость и импульсивность. Такие расстройства могут в итоге снижать способность концентрации при решении задачи.

9.4.2 Интеллект

9.4.2.1 Описание

Интеллект состоит в способности к познанию, пониманию и рассудку.

9.4.2.2 Влияние возраста

С возрастом людям становится труднее сконцентрироваться и продолжать удерживать внимание на задаче. Изменения в режиме сна и бодрствования могут вызывать у пожилых людей сонливость и, следовательно, они менее внимательны в течение дня. Слабоумие и болезнь Альцгеймера, которые больше преобладают среди пожилых людей, ведут к прогрессирующему спаду интеллекта, путанице и потере ориентации.

9.4.2.3 Проблемы для рассмотрения в проекте

Ухудшение интеллекта ведет к рассмотрению проблем, которые включают трудность приема и внимательного отношения к информации, а также снижение способности различать сенсорную информацию. Трудности в решении проблем включают в себя распознавание конкретной проблемы, идентификацию, выбор и реализацию решений, а также оценку полученного результата.

9.4.3 Память

9.4.3.1 Описание

Память состоит в умственных функциях регистрации, хранения информации, а также ее выборки в случае необходимости.

9.4.3.2 Влияние возраста

Ухудшение памяти влияет на способность людей воспринимать и узнавать вещи. Плохая память вводит людей в заблуждение. Возраст влияет на кратковременную или долговременную память. Кратковременная память является более важной для использования продукции. Пожилые люди могут забывать, что им следует сделать для решения задачи.

9.4.3.3 Риски и опасности

Ухудшение памяти ведет к опасности, если незавершенная задача создает опасную ситуацию, например, включение подачи газа без его воспламенения.

Разработчикам стандартов необходимо обеспечить, чтобы системы были безопасными при сбое в работе.

9.4.4 Язык/грамотность

9.4.4.1 Описание

Язык и грамотность являются специфическими умственными функциями распознавания и использования знаков, символов и других компонентов общения.

9.4.4.2 Влияние возраста

Возраст иногда влияет на способность речевого общения человека, а также в результате паралича или инсульта, которые могут нарушить способность человека разговаривать. Он может нормально мыслить, но не может выражать свои мысли словами. Нарушения речи могут быть причиной трудности частичного или полного понимания или выражения речи в устной или письменной форме. Людям всех возрастов, страдающим дислексией, трудно читать и писать.

9.4.4.3 Риски и опасности

Люди с ухудшением языкового общения могут оказаться в опасности, если они не в состоянии понимать письменные предупреждения или инструкции.

9.5 Аллергия

9.5.1 Описание

9.5.1.1 Аллергия - это иммунологическая реакция на вещество, которая может быть серьезной, а в некоторых случаях представлять угрозу для жизни. Аллергия также делает людей нетрудоспособными, если им приходиться избегать контакта с аллергеном (к которому их тело сверхчувствительно), что тем самым накладывает ограничения на деятельность индивидуума. Поэтому необходима информация по аллергии на продукции, особенно на маркировке и в предупреждениях.

9.5.1.2 Типы аллергенов, которые вызывают аллергическую реакцию, включают в себя пыльцу, частицы пыли, споры грибов, пищу, латексную резину, яды насекомых и определенные лекарства. Многие виды продукции и устройства содержат частицы, например, никеля, который вызывает аллергические реакции.

9.5.1.3 Аллергические реакции могут развиваться в широком диапазоне: от слабого раздражения до внезапного приступа, опасного для жизни. Примером внезапной аллергии является отек гортани, сильное затруднение дыхания людей, страдающих аллергией на продукты питания.

9.5.2 Контактная аллергия

Причиной контактной аллергии являются контакты с аллергенами, которые попадают в тело через кожу. Они, в частности, содержатся в пудрах, лосьонах, духах, душистых продуктах, косметике, домашних химикатах, некоторых металлах или резине и могут быть обнаружены в бытовых приборах и строительных принадлежностях. Контактная аллергия проявляется почти у 15% населения и часто остается на всю жизнь.

9.5.3 Пищевая аллергия

Пищевая аллергия - это реакция на один или более продуктов питания или их неприятие. Большое число пищевых продуктов может вызывать аллергическую реакцию, наиболее общеизвестными являются молоко, пшеница, соя, яйца, орехи и рыба. Пищевые красители, консерванты и добавки также являются одной из главных причин аллергии.

9.5.4 Дыхательная аллергия

9.5.4.1 Переносимые по воздуху аллергены включают частицы, которые человек вдыхает, например пыль, пыльца, продукты жизнедеятельности пылевых клещей, споры и детриты животных. Наиболее типичной дыхательной аллергией является астма, которая в итоге ограничивает дыхательные каналы и вызывает удушье.

9.5.4.2 В этот раздел настоящего Руководства включена химическая чувствительность, т.е. реакции на химикаты в окружении человека. Аллергические реакции могут быть вызваны широким спектром синтетических и естественных субстанций, которые могут быть обнаружены в красках, ковровых покрытиях, строительных материалах, пластмассах, духах, сигаретном дыме и растениях.

      Магазин учебных материалов