ГОСТ Р 1.14-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией (с Изменениями N 1, 2)

ГОСТ Р 1.14-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией (с Изменениями N 1, 2)

4 Общие положения

4.1 В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ (статья 16, пункт 1) "О техническом регулировании" национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает ПРНС, а также обеспечивает ее доступность заинтересованным лицам для ознакомления.

ПРНС формируют на три года. ПРНС является постоянно действующим на этот период документом, который содержит перечень проводимых и намеченных к выполнению работ по стандартизации, обеспеченных необходимым финансированием.

Ежегодно на основе предложений ТК проводят уточнение ПРНС в части тем, сроков и исполнителей, а также дополнение новыми темами, обеспеченными финансированием.

ПРНС формируют по подразделам:

- национальная стандартизация (в том числе предварительные национальные стандарты и стандарты ограниченного распространения);

- межгосударственная стандартизация.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.2 Формирование ПРНС осуществляют по этапам:

- определение приоритетных направлений стандартизации на текущий период;

- директивное указание о начале разработки проекта ПРНС;

- сбор предложений в проект ПРНС;

- рассмотрение и анализ предложений;

- формирование проекта ПРНС и его согласование;

- утверждение ПРНС и обеспечение ее доступности.

На этапе реализации ПРНС проводят мониторинг ее выполнения, по результатам которого готовят отчет.

К первоочередным приоритетным направлениям стандартизации относят:

- реализацию целевых и перспективных среднесрочных программ стандартизации продукции;

- разработку стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, в том числе технических регламентов Таможенного союза;

- разработку межгосударственных стандартов, отвечающих интересам Российской Федерации.

4.1, 4.2 (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

4.3 Структура программы разработки национальных стандартов

4.3.1 В ПРНС включают разработку, пересмотр и изменение следующих видов документов в области стандартизации:

- национальных стандартов (в том числе разработку предварительных национальных стандартов);

- межгосударственных стандартов, которые планируется применять в Российской Федерации в качестве национальных стандартов;

- правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации;

- правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые планируется применять на территории Российской Федерации;

- стандартов ограниченного распространения;

- документов по смежным со стандартизацией видам деятельности (системы данных о физических константах и свойствах веществ и материалов).

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

4.3.2 ПРНС формируют в соответствии с народно-хозяйственными комплексами, определяемыми национальным органом по стандартизации.

Темы ПРНС внутри комплексов группируют по ТК по закрепленной за ними тематике.

4.4 Общие принципы формирования программы разработки национальных стандартов и участники выполнения работ

4.4.1 ПРНС формируют, исходя из:

- приоритетных направлений в области национальной стандартизации, определенных национальным органом по стандартизации;

- приоритетных направлений работ межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации;

- стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период.

Примечания

1 Приоритеты по национальной стандартизации определяют ежегодно, а приоритеты по межгосударственной стандартизации определяют один раз в пять лет в соответствии с правилами по межгосударственной стандартизации [1].

2 Стратегические цели и приоритетные направления развития национальной системы стандартизации на определенный период устанавливают в концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации, которую утверждает Правительство Российской Федерации.


При формировании ПРНС соблюдают следующие принципы:

- обоснованность разработки национальных и межгосударственных стандартов, исходя из стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период;

- необходимость сокращения сроков разработки стандартов;

- обеспечение ежегодного обновления от 10% до 15% фонда стандартов для секторов экономики с высоким потенциалом развития;

- достижение оптимального соотношения межгосударственных и национальных стандартов с учетом приоритетности работ по межгосударственной стандартизации;

- обеспечение регулярного обновления (не реже одного раза в пять лет) межгосударственных стандартов, которые входят в перечни стандартов, используемых в качестве доказательной базы соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.4.2 Участниками разработки ПРНС являются:

- ТК в закрепленной области деятельности;

- структурные подразделения национального органа по стандартизации;

- научные организации по стандартизации, уполномоченные национальным органом по стандартизации на методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности (далее - научные организации);

- организация - администратор системы АИС "ПРНС";

- организация - администратор системы АИС "Мониторинг НД";

- федеральные органы исполнительной власти;

- физические и юридические лица, заинтересованные в разработке стандартов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4.3 Основанием для начала формирования ПРНС является директивное указание национального органа по стандартизации в ТК, опубликованное на сайте национального органа по стандартизации.

4.5 Автоматизация процесса формирования и контроля реализации программы разработки национальных стандартов

4.5.1 Формирование ПРНС выполняется в рамках автоматизированной информационной системы "Программа разработки национальных стандартов" (АИС "ПРНС") в режиме авторизованного доступа через интернет-портал национального органа по стандартизации.

4.5.2 Процедуры контроля реализации ПРНС осуществляют в рамках АИС "ПРНС", АИС "Мониторинг НД" и АИС "МГС".

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.5.3 Контроль за вводом предложений ТК в проект ПРНС, подготовку информационных и аналитических материалов по проекту ПРНС в системе АИС "ПРНС" и сбор и обработку информации о ходе разработки национальных стандартов "Мониторинг НД" осуществляют организации, уполномоченные национальным органом по стандартизации.

4.5.4 АИС "ПРНС" обеспечивает автоматизацию следующих процессов:

- сбора предложений ТК;

- анализа предложений на правильность и полноту представления исходных данных, а также на наличие предложений, дублирующих друг друга;

- формирования на основе полученных предложений проекта ПРНС;

- публикации ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации после ее утверждения;

- контроля соблюдения сроков выполнения этапов работ по ПРНС;

- формирования и ведения базы данных ТК.

4.5.5 (Исключен, Изм. N 1).

4.5.6 АИС "Мониторинг НД" обеспечивает автоматизацию следующих процессов:

- мониторинга процесса разработки, рассмотрения и утверждения проектов разрабатываемых в соответствии с ПРНС документов;

- текущего контроля за процессом выполнения этапов разработки, рассмотрения, утверждения и издания документов в ходе выполнения ПРНС;

- формирования официальных уведомлений об этапах разработки, библиографий и дел стандартов;

- организации информационного взаимодействия между участниками ПРНС.

4.5.7 (Исключен, Изм. N 1).

4.5.8 Организации - администраторы АИС "ПРНС" и "Мониторинг НД" выполняют следующие функции:

- общую настройку системы;

- регистрацию пользователей;

- обеспечение доступа пользователей к ресурсам и функциям системы;

- администрирование системы;

- научно-методическое и техническое сопровождение процесса формирования проекта ПРНС.

4.5.9 Порядок представления предложений в ПРНС в электронном виде приведен в 5.2.1.

      Система тестирования для предприятий