4.1 В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ (статья 16, пункт 1) "О техническом регулировании" национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает ПРНС, а также обеспечивает ее доступность заинтересованным лицам для ознакомления.
ПРНС формируют на три года. ПРНС является постоянно действующим на этот период документом, который содержит перечень проводимых и намеченных к выполнению работ по стандартизации, обеспеченных необходимым финансированием.
Ежегодно на основе предложений ТК проводят уточнение ПРНС в части тем, сроков и исполнителей, а также дополнение новыми темами, обеспеченными финансированием.
ПРНС формируют по подразделам:
- национальная стандартизация (в том числе предварительные национальные стандарты и стандарты ограниченного распространения);
- межгосударственная стандартизация.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.2 Формирование ПРНС осуществляют по этапам:
- определение приоритетных направлений стандартизации на текущий период;
- директивное указание о начале разработки проекта ПРНС;
- сбор предложений в проект ПРНС;
- рассмотрение и анализ предложений;
- формирование проекта ПРНС и его согласование;
- утверждение ПРНС и обеспечение ее доступности.
На этапе реализации ПРНС проводят мониторинг ее выполнения, по результатам которого готовят отчет.
К первоочередным приоритетным направлениям стандартизации относят:
- реализацию целевых и перспективных среднесрочных программ стандартизации продукции;
- разработку стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, в том числе технических регламентов Таможенного союза;
- разработку межгосударственных стандартов, отвечающих интересам Российской Федерации.
4.1, 4.2 (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.3 Структура программы разработки национальных стандартов
4.3.1 В ПРНС включают разработку, пересмотр и изменение следующих видов документов в области стандартизации:
- национальных стандартов (в том числе разработку предварительных национальных стандартов);
- межгосударственных стандартов, которые планируется применять в Российской Федерации в качестве национальных стандартов;
- правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации;
- правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые планируется применять на территории Российской Федерации;
- стандартов ограниченного распространения;
- документов по смежным со стандартизацией видам деятельности (системы данных о физических константах и свойствах веществ и материалов).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.3.2 ПРНС формируют в соответствии с народно-хозяйственными комплексами, определяемыми национальным органом по стандартизации.
Темы ПРНС внутри комплексов группируют по ТК по закрепленной за ними тематике.
4.4 Общие принципы формирования программы разработки национальных стандартов и участники выполнения работ
4.4.1 ПРНС формируют, исходя из:
- приоритетных направлений в области национальной стандартизации, определенных национальным органом по стандартизации;
- приоритетных направлений работ межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации;
- стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период.
Примечания
1 Приоритеты по национальной стандартизации определяют ежегодно, а приоритеты по межгосударственной стандартизации определяют один раз в пять лет в соответствии с правилами по межгосударственной стандартизации [1].
2 Стратегические цели и приоритетные направления развития национальной системы стандартизации на определенный период устанавливают в концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации, которую утверждает Правительство Российской Федерации.
При формировании ПРНС соблюдают следующие принципы:
- обоснованность разработки национальных и межгосударственных стандартов, исходя из стратегических целей и приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации, установленных Правительством Российской Федерации на текущий период;
- необходимость сокращения сроков разработки стандартов;
- обеспечение ежегодного обновления от 10% до 15% фонда стандартов для секторов экономики с высоким потенциалом развития;
- достижение оптимального соотношения межгосударственных и национальных стандартов с учетом приоритетности работ по межгосударственной стандартизации;
- обеспечение регулярного обновления (не реже одного раза в пять лет) межгосударственных стандартов, которые входят в перечни стандартов, используемых в качестве доказательной базы соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.4.2 Участниками разработки ПРНС являются:
- ТК в закрепленной области деятельности;
- структурные подразделения национального органа по стандартизации;
- научные организации по стандартизации, уполномоченные национальным органом по стандартизации на методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности (далее - научные организации);
- организация - администратор системы АИС "ПРНС";
- организация - администратор системы АИС "Мониторинг НД";
- федеральные органы исполнительной власти;
- физические и юридические лица, заинтересованные в разработке стандартов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4.3 Основанием для начала формирования ПРНС является директивное указание национального органа по стандартизации в ТК, опубликованное на сайте национального органа по стандартизации.
4.5 Автоматизация процесса формирования и контроля реализации программы разработки национальных стандартов
4.5.1 Формирование ПРНС выполняется в рамках автоматизированной информационной системы "Программа разработки национальных стандартов" (АИС "ПРНС") в режиме авторизованного доступа через интернет-портал национального органа по стандартизации.
4.5.2 Процедуры контроля реализации ПРНС осуществляют в рамках АИС "ПРНС", АИС "Мониторинг НД" и АИС "МГС".
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5.3 Контроль за вводом предложений ТК в проект ПРНС, подготовку информационных и аналитических материалов по проекту ПРНС в системе АИС "ПРНС" и сбор и обработку информации о ходе разработки национальных стандартов "Мониторинг НД" осуществляют организации, уполномоченные национальным органом по стандартизации.
4.5.4 АИС "ПРНС" обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- сбора предложений ТК;
- анализа предложений на правильность и полноту представления исходных данных, а также на наличие предложений, дублирующих друг друга;
- формирования на основе полученных предложений проекта ПРНС;
- публикации ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации после ее утверждения;
- контроля соблюдения сроков выполнения этапов работ по ПРНС;
- формирования и ведения базы данных ТК.
4.5.5 (Исключен, Изм. N 1).
4.5.6 АИС "Мониторинг НД" обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- мониторинга процесса разработки, рассмотрения и утверждения проектов разрабатываемых в соответствии с ПРНС документов;
- текущего контроля за процессом выполнения этапов разработки, рассмотрения, утверждения и издания документов в ходе выполнения ПРНС;
- формирования официальных уведомлений об этапах разработки, библиографий и дел стандартов;
- организации информационного взаимодействия между участниками ПРНС.
4.5.7 (Исключен, Изм. N 1).
4.5.8 Организации - администраторы АИС "ПРНС" и "Мониторинг НД" выполняют следующие функции:
- общую настройку системы;
- регистрацию пользователей;
- обеспечение доступа пользователей к ресурсам и функциям системы;
- администрирование системы;
- научно-методическое и техническое сопровождение процесса формирования проекта ПРНС.
4.5.9 Порядок представления предложений в ПРНС в электронном виде приведен в 5.2.1.