4.1 Экспертиза проектов стандартов, указанных в 1.2 (далее - проекты стандартов, за исключением случаев, когда необходимо конкретизировать статус стандартов), включает:
- оценку соответствия проектов стандартов целям и задачам, установленным в статье 3 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" [14];
- проверку используемой в стандартах терминологии на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации;
- проверку соответствия проектов стандартов правилам, установленным в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации;
- оценку полноты учета в проектах стандартов замечаний и предложений, полученных от заинтересованных лиц;
- оценку полноты установления в стандартах требований к объектам стандартизации.
4.2 При оценке соответствия проекта стандарта целям и задачам, установленным в статье 3 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" [14], рассматривают:
- соответствие проекта стандарта современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту и потенциальную степень удовлетворения потребностей национальной экономики в результате применения разрабатываемого стандарта;
- потенциальный технико-экономический эффект от внедрения разрабатываемого стандарта за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (предоставляемых услуг), снижения затрат на эксплуатацию и утилизацию, сокращения сроков ее создания и (или) освоения в производстве, а также за счет рационального использования ресурсов;
- способность стандарта содействовать повышению уровня безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей среды, объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, охране имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имуществ;
- степень оптимизации и унификации номенклатуры продукции, устанавливаемой в стандарте;
- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции при применении разрабатываемого стандарта;
- возможность создания стандартом препятствий для производства и обращения продукции (выполнения работ и оказания услуг) в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации и решения ее задач;
- полноту и достаточность уровня гармонизации разрабатываемого стандарта с аналогичным международным (региональным) стандартом.
При оценке полноты решения в проекте стандарта для обеспечения единства измерений и сопоставимости их результатов должны соблюдаться правила по межгосударственной стандартизации [11], а также рекомендации, относящиеся к проведению метрологической экспертизы [12], [13].
4.3 При проведении проверки соблюдения в проекте стандарта требований законодательства Российской Федерации проверяют содержание данного проекта на соответствие:
- международным договорам и соглашениям Российской Федерации, заключенным в отношении данного объекта и аспекта стандартизации;
- федеральным законам;
- указам Президента Российской Федерации;
- постановлениям Правительства Российской Федерации;
- нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;
- техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза;
- нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
4.4 При проведении проверки соответствия проектов стандартов правилам, установленным в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации, осуществляют:
- контроль соблюдения принципа недопустимости разработки национальных стандартов Российской Федерации на объекты и аспекты стандартизации, которые уже стандартизованы или могут быть стандартизованы на межгосударственном уровне;
- проверку соблюдения принципа комплексности стандартизации взаимосвязанных объектов и аспектов, стандартизуемых на одном уровне, путем согласованности требований к этим объектам (аспектам) и увязки сроков разработки и введения стандартов в действие;
- контроль за соблюдением требований ГОСТ Р 1.5 и (или) ГОСТ 1.5 к структуре, изложению, оформлению и содержанию разрабатываемого стандарта;
- контроль за соблюдением при разработке национального или межгосударственного стандарта на основе применения международного, регионального, зарубежного национального стандарта или иного документа правил, установленных в ГОСТ Р 1.7 или в ГОСТ 1.3;
- контроль за соблюдением правил разработки стандартов соответствующего уровня, установленных в ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.16, ГОСТ Р 1.8, в том числе проверку комплектности документов, представляемых вместе с проектом стандарта на соответствующем этапе разработки;
- выявление противоречий между разрабатываемым стандартом и требованиями действующих национальных стандартов Российской Федерации (включая стандарты, признанные в этом качестве) и других нормативных документов, действующих на федеральном уровне;
- выявление дублирования с действующими национальными стандартами Российской Федерации межгосударственными стандартами, действующими в этом качестве, а также со сводами правил, и подготовка предложений по замене дублируемых положений ссылками на данные стандарты (своды правил);
- определение взаимосвязи разрабатываемого стандарта с другими одновременно разрабатываемыми и действующими национальными и межгосударственными стандартами и сводами правил;
- проверку применения в разрабатываемом стандарте стандартизованных материалов и изделий (в том числе реактивов, средств измерений и испытательного оборудования), методов испытаний, упаковки, маркировки, технологических приемов и форм документации;
- проверку использования в проекте стандарта терминов, стандартизованных на национальном уровне, а также отсутствие противоречий между стандартизованными терминами и терминами, которые определены и (или) использованы в разрабатываемом стандарте;
- проверку применения наименований и обозначений единиц величин, которые установлены в ГОСТ 8.417 и в утвержденном Правительством Российской Федерации положении о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации [1].
4.4.1 (Исключен, Изм. N 1).
4.4.2 При контроле за соблюдением правил изложения и оформления проекта стандарта особое внимание уделяют:
- правильности изложения наименования стандарта;
- соответствию структуры и (или) содержания стандарта подзаголовку в его наименовании;
- приведенным в разделе "Область применения" формулировкам и их способности однозначно отразить объект и аспект стандартизации, а при необходимости - и область применения;
- внутренней согласованности содержания проекта стандарта и соответствию содержания разделов (подразделов) их заголовкам;
- обоснованности применения ссылок на стандарты и другие документы, а также действия ссылочных документов;
- правильности нумерации пунктов и подпунктов, обозначений приложений (с указанием их статуса: обязательные, рекомендуемые, справочные), нумерации таблиц, графических материалов, формул;
- соблюдению правил оформления таблиц, сносок, примечаний, графических материалов и формул;
- наличию ссылок в тексте стандарта на приложения, таблицы, графические материалы и формулы;
- необходимости использования в тексте стандарта наименований продукции (в том числе сырья, материалов и изделий), услуг и процессов, которые установлены в действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартах на эту продукцию, услуги и процессы;
- соответствию знаковых и языковых средств, употребляемых в стандарте, нормам и правилам русского языка (лексическим, словообразовательным, синтаксическим и стилистическим);
- недопустимости использования в проекте стандарта синонимов стандартизованных терминов, техницизмов и профессионализмов;
- обоснованности использования в проекте сокращений;
- соответствию объекта и аспекта стандартизации указанному в библиографических данных коду группы или подгруппы Общероссийского классификатора стандартов (ОКС), к которой относится разрабатываемый стандарт согласно ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4.3, 4.4.4 (Исключены, Изм. N 1).
4.4.5 При наличии в проекте стандарта географических названий (топонимов) их проверяют на соответствие географическим названиям, включенным в ОК 019, ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4.6 При использовании в проекте стандарта числового представления дат или времени дня проводят проверку на соответствие ГОСТ ИСО 8601.
4.4.7 (Исключен, Изм. N 1).
4.5 При контроле за соблюдением правил разработки стандартов оценивают полноту учета в доработанном проекте стандарта замечаний и предложений, полученных от заинтересованных лиц и организаций. С этой целью рассматривают сводку замечаний и предложений (сводку отзывов) заинтересованных лиц и организаций по первой редакции проекта стандарта или непосредственно письма с замечаниями и предложениями (отзывы). При этом особое внимание должно быть уделено полноте сводки и обоснованности изложенных в ней заключений разработчика на полученные замечания и предложения заинтересованных лиц и организаций, а также полноте их учета при разработке окончательной редакции проекта стандарта или при ее доработке.
4.6 При оценке полноты установления в стандартах требований к объектам стандартизации осуществляют:
- проверку соблюдения требований к содержанию стандартов, установленных в ГОСТ 1.5-2001 (раздел 7);
- проверку наличия и оценку полноты правил и методов, которые обеспечивают возможность контроля за выполнением всех требований, устанавливаемых в стандарте;
- выявление противоречий между разрабатываемым стандартом и требованиями действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил и других документов по стандартизации, действующих на федеральном уровне;
- выявление дублирования с действующими в Российской Федерации национальными и межгосударственными стандартами и сводами правил и подготовку предложений по замене дублируемых положений ссылками на данные стандарты (своды правил);
- определение взаимосвязи разрабатываемого стандарта с другими одновременно разрабатываемыми национальными и межгосударственными стандартами и сводами правил;
- проверку применения в разрабатываемом стандарте стандартизованных материалов и изделий (в том числе реактивов, средств измерений и испытательного оборудования), методов испытаний, упаковки, маркировки, технологических приемов и форм документации;
- проверку применения наименований и обозначений единиц величин, которые установлены в ГОСТ 8.417 и в утвержденном Правительством Российской Федерации положении о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации [1].
4.6.1 Если в отношении объекта стандартизации разрабатываемого или обновляемого стандарта на национальном или межгосударственном уровне установлены особые требования, то проводят проверку на соответствие им.
4.6.2 При оценке полноты установления в стандартах требований к объектам стандартизации проводят проверку на использование в проекте стандарта терминов, стандартизованных на национальном уровне, а также на отсутствие противоречий между стандартизованными терминами и терминами, которые определены и (или) использованы в разрабатываемом стандарте.
Примечание - Термином, стандартизованным на национальном уровне, считается термин, установленный в национальном стандарте Российской Федерации на термины и определения или в действующем в этом качестве межгосударственном стандарте на термины и определения.
При отсутствии в отношении объекта стандартизации национального или межгосударственного стандарта на термины и определения оценивают целесообразность разработки такого стандарта или установления в разрабатываемом или обновляемом стандарте определений нестандартизованных терминов.
4.6.3 В процессе экспертизы проекта стандарта на термины и определения рассматривают полноту учета при разработке, оформлении и изложении данного стандарта рекомендаций по стандартизации терминологии [9], [10], а также:
- соответствие стандартизуемой терминологической системы современному уровню научного знания и технического развития;
- соответствие включенных в проект стандарта терминов и определений наименованию стандарта и его области применения;
- полноту охвата терминами и определениями предметной области, на которую распространяется данный стандарт;
- соблюдение принципа системности, заключающегося в правильной организации системы понятий, и расположение терминов в стандарте с учетом связей между понятиями;
- отсутствие противоречий между новыми и уже стандартизованными терминами;
- аутентичность эквивалентов терминов на иностранных языках;
- аутентичность перевода наименования стандарта на английский язык;
- отсутствие в проекте стандарта терминов-синонимов;
- правильность построения и оформления алфавитного указателя, приведенного в проекте стандарта.
Примечание - Основной задачей стандартизации в области терминологии является установление единых для всеобщего применения терминов с целью обеспечения однозначного понимания устанавливаемых в различных нормативных и технических документах правил, норм и других требований.
4.5, 4.6 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.7 (Исключен, Изм. N 1).