(глава дополнительно включена с 26 июля 2011 года
Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ)
1. Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.
2. Государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 93-ФЗ.
3. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:
программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.
1. Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности (далее - основные направления государственной поддержки) определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством Российской Федерации.
3. Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:
предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
предоставления образовательных услуг;
предоставления информационной поддержки;
предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
формирования спроса на инновационную продукцию;
финансового обеспечения (в том числе бюджетные инвестиции, субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 309-ФЗ.
реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
поддержки экспорта;
обеспечения инфраструктуры;
в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
4. Поддержка инновационной деятельности в формах, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, может осуществляться органами местного самоуправления.
5. Поддержка инновационной деятельности может осуществляться юридическими и физическими лицами в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
1. Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся в том числе:
право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о поддержке инновационной деятельности;
право принятия и реализация программ и проектов субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку инновационной деятельности.
1. Финансирование государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации с учетом основных направлений государственной поддержки.
2. Финансовое обеспечение инновационного проекта может осуществляться посредством венчурного и (или) прямого финансирования инновационного проекта путем вложения ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, а также виных формах финансового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Институт инновационного развития согласно положениям законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и издаваемых в соответствии с ними локальных (внутренних) нормативных актов организаций при принятии и реализации решений об осуществлении финансового обеспечения инновационного проекта, включая венчурное и (или) прямое финансирование инновационного проекта, осуществляет необходимую экспертизу инновационного проекта, в том числе с привлечением независимых экспертов, до начала его финансирования, в процессе его реализации и после его завершения (при необходимости), а также обеспечивает целевое расходование бюджетных средств, предоставленных в целях государственной поддержки инновационной деятельности.
Институт инновационного развития осуществляет мониторинг и контроль реализации инновационного проекта, финансируемого с привлечением средств государственной поддержки, включая мониторинг и контроль целевого расходования средств, направляемых на финансовое обеспечение инновационного проекта. Критерии целевого расходования средств, направляемых на финансовое обеспечение инновационного проекта, и порядок мониторинга и контроля такого целевого расходования средств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По завершении каждого этапа реализации инновационного проекта конечный получатель государственной поддержки - юридическое или физическое лицо, осуществляющее реализацию инновационного проекта, представляет институту инновационного развития отчет и документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов (в том числе при необходимости банковские документы, документы, подтверждающие факт поставки товара (оказания услуги), первичные учетные документы) в тридцатидневный срок со дня завершения этапа реализации инновационного проекта (достижения запланированных результатов инновационного проекта), если иной срок не установлен Правительством Российской Федерации.
В случае выявления нецелевого расходования средств государственной поддержки институт инновационного развития уведомляет об этом получателя средств государственной поддержки, который обязан возвратить институту инновационного развития такие средства в объеме, соответствующем выявленному нецелевому расходованию средств, в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Неурегулированные разногласия между получателем средств государственной поддержки и институтом инновационного развития по вопросу наличия и объема нецелевого расходования средств государственной поддержки разрешаются в судебном порядке.
4. Организацию деятельности по финансовому обеспечению инновационного проекта, включая венчурное и (или) прямое финансирование инновационного проекта, с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, институты инновационного развития осуществляют в соответствии с порядком определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими должен содержать базовые критерии оценки рисков реализации инновационного проекта и порядок принятия институтом инновационного развития решения о финансовом обеспечении инновационного проекта и учитывать уровень готовности разрабатываемой либо разработанной технологии в зависимости от вида научной и (или) научно-технической деятельности, перспективы коммерциализации инновации и (или) научной и (или) научно-технической продукции инновационного проекта, объем предполагаемого финансового обеспечения инновационного проекта, а также методы и инструменты управления рисками, в том числе мероприятия по предупреждению рисков и процедуры внутреннего контроля.
Федеральный или региональный институт инновационного развития утверждает методику оценки рисков реализации инновационного проекта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими координацию деятельности соответствующего института инновационного развития, в соответствии с порядком определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими.
5. Условия и допустимые формы финансового обеспечения инновационных проектов за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, включая венчурное и (или) прямое финансирование инновационного проекта, полномочия главных распорядителей бюджетных средств и их ответственность за осуществление институтом инновационного развития мониторинга и контроля реализации конечным получателем государственной поддержки инновационного проекта, в том числе целевого расходования средств, предоставляемых институтом инновационного развития на реализацию инновационного проекта, мониторинга и контроля соблюдения методики оценки рисков реализации инновационного проекта и порядка принятия институтом инновационного развития решения о финансовом обеспечении инновационного проекта, ответственность за принятие решений на основе оценки эффективности государственной поддержки инновационной деятельности, а также положения абзаца второго пункта 3 статьи 16_5 настоящего Федерального закона учитываются в общих требованиях, предъявляемых к нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, регулирующим предоставление институтам инновационного развития субсидий и (или) бюджетных инвестиций или осуществление взносов в уставные капиталы указанных институтов инновационного развития, утверждаемым в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В случае прогнозного влияния инновационного проекта с высоким допустимым уровнем рисков на реализацию приоритетных задач технологического развития Российской Федерации, установленных документами стратегического планирования, финансовое обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности может осуществляться путем предоставления средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий институту инновационного развития при соблюдении им требований пунктов 3 и 4 настоящей статьи в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 309-ФЗ.
1. Оценка эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности (далее - оценка эффективности государственной поддержки), осуществляется в соответствии с настоящей статьей.
2. Оценка эффективности государственной поддержки с точки зрения реализации государственной политики в соответствующей области и достижения поставленных целей осуществляется высшими органами управления субъектов государственной поддержки, а также иными органами и организациями в случаях, установленных законодательством.
3. При оценке эффективности государственной поддержки осуществляется проверка выполнения установленного порядка, регламентирующего предоставление такой поддержки, а также соответствие указанного порядка требованиям, установленным настоящей статьей.
Правила оценки эффективности, особенности определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии, а также порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, требования к проведению экспертиз, осуществлению мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, условия и допустимые формы финансового обеспечения инновационного проекта за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 270-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 309-ФЗ.
4. В случае осуществления оценки (проверки) эффективности государственной поддержки контрольные (надзорные) органы руководствуются положениями федеральных законов с учетом положений настоящей статьи.
5. При оценке эффективности государственной поддержки проверяется наличие и соблюдение утвержденных субъектами государственной поддержки:
документов, определяющих стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки инновационной деятельности;
документов, определяющих порядок предоставления государственной поддержки инновационной деятельности.
6. При проверке документов, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 настоящей статьи, устанавливается:
их соответствие основным направлениям государственной поддержки;
измеримость поставленных целей и задач;
возможность определения эффективности предоставления государственной поддержки инновационной деятельности;
взаимосвязь поставленных целей и задач с ключевыми показателями эффективности структурных подразделений и руководящего состава субъекта государственной поддержки, системой мотивации его работников (в случае, если указанное требование применимо к проверяемому субъекту государственной поддержки);
наличие системы оценки ответственности за недостижение поставленных целей (в случае, если указанное требование применимо к проверяемому субъекту государственной поддержки).
7. При проверке документов, предусмотренных абзацем третьим пункта 5 настоящей статьи, устанавливается:
наличие внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности с указанием ответственных за принятие конкретных решений и санкций за нарушение установленных процедур;
прозрачность внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, а также наличие и описание основных этапов предоставления государственной поддержки инновационной деятельности с указанием предельных сроков их проведения;
наличие предусмотренных процедур коллегиального принятия решений и привлечения независимых профессиональных экспертов;
соответствие указанных документов требованиям к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, установленным Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
8. Проверка хода реализации и результатов отдельных инновационных проектов в рамках оценки эффективности государственной поддержки осуществляется только в случае нарушения установленного порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, его отсутствия или отсутствия отдельных документов, определенных настоящей статьей.
9. В рамках оценки эффективности субъектов государственной поддержки проверка хозяйствующих субъектов и физических лиц, непосредственно не получавших государственную поддержку инновационной деятельности, не проводится.
10. При оценке эффективности государственной поддержки и осуществлении финансирования и реализации инновационных проектов, в том числе институтом инновационного развития, юридическими и физическими лицами, осуществляющими инновационную деятельность с использованием средств государственной поддержки инновационной деятельности, учитываются высокорисковый характер инновационной деятельности, неопределенность рыночных и технологических перспектив реализации инновационных проектов, которые могут повлечь за собой в том числе недостижение предполагаемых результатов, потерю финансовых и иных ресурсов, вложенных в инновационные проекты, а также снижение стоимости активов.
Плановыми (прогнозными) результатами (эффектами) реализации инновационных проектов, осуществляемых с использованием государственной поддержки инновационной деятельности, могут являться финансовые, экономические, социально-экономические, научно-технические и (или) иные общественно полезные результаты (эффекты).
Отчуждение институтом инновационного развития доли участия в юридическом лице, реализующем инновационный проект, приобретенной с использованием средств государственной поддержки инновационной деятельности, допускается по цене не ниже рыночной стоимости такой доли.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 309-ФЗ.
11. С учетом специфики инновационной деятельности оценка эффективности государственной поддержки осуществляется на основе анализа эффективности формируемых субъектами государственной поддержки совокупностей инновационных проектов, обладающих схожими целями и характеристиками.
12. Оценка эффективности деятельности института инновационного развития, а также результатов такой деятельности проводится по принципам интегральности и ретроспективности, которые означают, что оценке подлежат достигнутые целевые и промежуточные, а также плановые (прогнозные) результаты инновационной деятельности с учетом фактической и прогнозируемой динамики их достижения по совокупности (портфелю) инновационных проектов с момента первоначального получения институтом инновационного развития средств государственной поддержки инновационной деятельности.
Использование средств государственной поддержки инновационной деятельности институтом инновационного развития признается эффективным в случае достижения в рамках установленного срока и (или) в рамках цели, определенной в качестве отменительного условия, интегрально и ретроспективно по совокупности (портфелю) инвестиционных финансовых вложений (расходов) института инновационного развития, осуществленных за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, полученных в виде взноса в уставный капитал или бюджетных инвестиций, показателей возвратности инвестиций с учетом дополнительных финансовых, экономических, социально-экономических, научно-технических результатов от реализации инновационных проектов, а по совокупности (портфелю) инвестиционных финансовых вложений (расходов) института инновационного развития, осуществленных за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, полученных в иных формах, а также по совокупности (портфелю) неинвестиционных финансовых вложений (расходов) - положительных социально-экономических и (или) научно-технических результатов.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 309-ФЗ)