Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных ... (не нуждается в госрегистрации) (с

Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных ... (не нуждается в госрегистрации) (с

Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений

(с изменениями на 20 февраля 2014 года)

I. Общие положения

1. Настоящие рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (далее - Рекомендации) разработаны в целях оказания им практической помощи при разработке примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (далее - Примерные положения).

2. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - учреждения), включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящими Рекомендациями, а также с учетом мнения представительного органа работников.

3. При разработке Примерных положений федеральными государственным органам и учреждениям - главным распорядителям средств федерального бюджета (далее - главные распорядители средств федерального бюджета) следует осуществить анализ специфики деятельности учреждений, находящихся в их ведении, с целью группировки учреждений по типам в соответствии с их основной уставной деятельностью.

4. Примерные положения разрабатываются на основе действующего законодательства, а также нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приведенных в приложении к настоящим Рекомендациям. *1.4)

II. Структура и содержание примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений

5. В Примерные положения рекомендуется включать следующие разделы:

1) Общие положения;

2) Порядок и условия оплаты труда;

3) Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера;

4) Другие вопросы оплаты труда либо заключительные положения.

6) Раздел "Общие положения" может содержать:

преамбулу со ссылкой на основания издания Примерного положения (например, постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", действующие отраслевые нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда по виду экономической деятельности, нормативные правовые акты Минздравсоцразвития России, ведомственные нормативные правовые акты);

общее описание применяемой системы оплаты труда и ее основные элементы;

краткую характеристику системы оплаты труда, применяемой для отдельных категорий работников.

7. Раздел "Порядок и условия оплаты труда" может содержать следующие подразделы:

"Основные условия оплаты труда";

"Компенсационные выплаты";

"Стимулирующие выплаты";

"Условия оплаты труда отдельных категорий работников".

7.1. Подраздел "Основные условия оплаты труда" включает порядок применения и размеры минимальных окладов (ставок) работников на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), повышающих коэффициентов к окладу по занимаемым должностям.

Минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендуется устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки.

Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка указанных величин в сторону их повышения.

При этом необходимо учесть Федеральный закон от 24 июня 2008 года N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, N 26, ст.3010), устанавливающий минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в размере 4330 рублей.

"Основные условия оплаты труда", могут включать рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ (повышающие коэффициенты к окладу по занимаемым должностям).

Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ (повышающие коэффициенты к окладу по занимаемым должностям) рассчитываются на основе осуществления дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание бюджетных учреждений, соответствующих уставным целям федеральных бюджетных учреждений и содержащихся в соответствующих разделах единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Дифференциация типовых должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности.

В тех случаях, когда возможно определение конкретного вида работы (его качественное и количественное описание), выполняемого работниками для реализации уставных целей федерального бюджетного учреждения без привязки к конкретной должности, возможно установление повышающих коэффициентов по перечню конкретных видов работ. При этом перечни видов работ должны первоначально быть распределены по соответствующим ПКГ.

Повышающий коэффициент к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении постановленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.

Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.

Повышающий коэффициент к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ по учреждению (структурному подразделению) не применяется к должностному окладу руководителя учреждения и окладам (должностным окладам) работников, у которых они определяются в процентном отношении к должностному окладу руководителя.

Рекомендуется также применять повышающие коэффициенты к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ работникам, занимающим должности, предусматривающие категорийность (например, медицинским работникам).

7.2. В "Компенсационных выплатах" виды компенсационных выплат указываются на основе перечня видов выплат компенсационного характера, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2008 года N 11081) (далее - перечень видов выплат компенсационного характера).

Порядок установления выплат компенсационного характера определяется в соответствии с Разъяснением о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года N 822.

Руководителям федеральных бюджетных учреждений рекомендуется принимать меры по проведению специальной оценки условий труда с целью уточнения наличия условий труда отклоняющихся от нормальных и оснований применения компенсационных выплат за работу в указанных условиях.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июня 2014 года приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 года N 103н.


Если по итогам проведения специальной оценки условий труда рабочее место признано безопасным, то осуществление указанной выплаты не производится.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июня 2014 года приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 года N 103н.

Решение о введении соответствующих выплат принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

В "Компенсационных выплатах" указывается на порядок установления и размеры компенсационных выплат для районов с неблагоприятными природными климатическими условиями, а также виды выплат компенсационного характера, установленные законодательством.

В частности, устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера:

районные коэффициенты;

коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях;

коэффициенты за работу в высокогорных районах;

процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республике Бурятия, в Республике Хакасия.

Конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условия их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении, применяются к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ, без учета повышающих коэффициентов.

При разработке примерных положений по оплате труда федеральным государственным органам и учреждениям - главным распорядителям средств необходимо учитывать требование пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583. В соответствии с данным пунктом совокупные выплаты (включающие минимальный оклад (ставка) по соответствующим ПКГ, повышающий коэффициент и компенсационные выплаты) не могут быть меньше заработной платы, которую работник получал на основе Единой тарифной сетки по должности, которую он занимал до 1 декабря 2008 года.

7.3. "Стимулирующие выплаты" включают перечень (конкретные наименования) и рекомендуемые размеры выплат стимулирующего характера.

Данный перечень формируется в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 818 "Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2008 года N 11080) (далее - перечень видов выплат стимулирующего характера).

В целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, устанавливаются следующие выплаты:

по итогам работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год)Число;
________________
Число Период, за который выплачивается премия, конкретизируется в положении об оплате и стимулировании труда работников учреждения. В учреждении одновременно могут быть введены несколько премий за разные периоды работы - по итогам работы за квартал и премия по итогам работы за год.


за образцовое качество выполняемых работ;

за выполнение особо важных и срочных работ;

за интенсивность и высокие результаты работы.

При формировании перечня следует руководствоваться наименованиями и условиями осуществления выплат стимулирующего характера, установленными законодательством. Кроме того, данный список должен отвечать уставным задачам федеральных бюджетных учреждений, а также показателям оценки эффективности работы федерального бюджетного учреждения, устанавливаемых главным распорядителем бюджетных средств.

При формировании перечня стимулирующих выплат для работников федеральных бюджетных учреждений следует исходить из необходимости определения качественных и количественных показателей для каждой конкретной стимулирующей выплаты, при достижении которых данные выплаты производятся.

Размеры стимулирующих выплат рекомендуется устанавливать в процентном отношении к рекомендуемым минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников:

заместителей руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю непосредственно;

руководителей структурных подразделений учреждения, главных специалистов и иных работников, подчиненных заместителям руководителей - по представлению заместителей руководителя;

остальных работников, занятых в структурных подразделениях учреждения - по представлению руководителей структурных подразделений.

При определении видов и размеров выплат стимулирующего характера рекомендуется учитывать:

успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;

инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

участие в течение месяца в выполнении особо важных работ и мероприятий.

Конкретный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы может определяться как в процентах к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ работника, так и в абсолютном размере. Максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен.

Выплаты стимулирующего характера установленные в процентном отношении, применяются к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ без учета повышающих коэффициентов.

8. Глава "Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера" примерного положения об оплате труда может содержать условия оплаты труда руководителей федеральных бюджетных учреждений, включая размеры должностных окладов и порядок их индексации, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Заработная плата руководителя бюджетного учреждения, их заместителей и главных бухгалтеров определяется в соответствии с пунктом 6 Положения об установлении оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583.

Для руководителя, его заместителей и главного бухгалтера предусматривается самостоятельный перечень стимулирующих надбавок. Указанные надбавки могут быть установлены с учетом целевых показателей эффективности деятельности федерального бюджетного учреждения.

Выплаты компенсационного характера руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру производятся в соответствии с пунктом 7.2 Рекомендаций.

Премирование руководителя осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения, за счет ассигнований федерального бюджета централизованных главным распорядителем средств федерального бюджета на эти цели.

Размеры премирования руководителя, порядок и критерии его выплаты ежегодно устанавливаются главным распорядителем средств федерального бюджета в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения.

9. Положение можно дополнить главой "Другие вопросы оплаты труда" либо "Заключительные положения", в котором отражаются особенности оплаты труда отдельных категорий работников, иными рекомендациями по условиям оплаты труда работников, которые, по мнению главных распорядителей средств федерального бюджета, целесообразно отразить в положениях по оплате и стимулированию труда работников подведомственных учреждений, с учетом специфики трудовых отношений.

В частности, данная глава может регулировать вопросы оказания из фонда оплаты труда работникам материальной помощи.

Кроме того, в данном разделе может определяться порядок делегирования руководителем учреждения руководителям филиалов, структурных подразделений полномочий по определению размеров заработной платы работников филиала (структурных подразделений), компенсационных и стимулирующих выплат в пределах средств, направляемых филиалами на оплату труда (или фондов оплаты труда, резервируемых руководителем для структурных подразделений в целях стимулирования работников данных структурных подразделений).

III. Организация работы по формированию примерного положения об оплате труда работников федерального бюджетного учреждения

10. При разработке Примерных положений рекомендуется сформировать три рабочие группы из числа специалистов главного распорядителя средств федерального бюджета, руководителей и работников финансового, экономического, правового и кадрового подразделений подведомственных учреждений соответствующего типа и представителей профессиональных союзов, других независимых экспертов.

11. Основной деятельностью первой рабочей группы является проведение анализа с учетом положений нормативных правовых актов Минздравсоцразвития России:

1) подведомственной сети учреждений;

2) соотношения должностей (профессий) работников, предусмотренных штатными расписаниями учреждений с профессиональными квалификационными группами и квалификационными уровнями;

3) законодательных и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников, действующих до введения новых систем оплаты труда;

4) штатной численности работников подведомственных учреждений в разрезе профессиональных квалификационных групп и квалификационных уровней;

5) штатной численности заместителей руководителей подведомственных учреждений;

6) численности работников, которым в настоящее время установлены выплаты компенсационного характера, и их размеры;

7) численности работников, получающих выплаты стимулирующего характера, соответствующих утвержденному перечню видов выплат, а также иные выплаты, установленные законодательством;

8) разработка предложений по:

- формированию нового штатного расписания учреждения;

- определению окладов (ставок) по соответствующим ПКГ;

- объему централизованных лимитов бюджетных обязательств с учетом исполнения учреждением целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых главным распорядителем средств федерального бюджета;

- перечню работников, с которыми могут быть заключены срочные трудовые договоры;

- перечню трудовых функций, исполнение которых не требует закрепления в штатном расписании соответствующей должности;

- перечню трудовых функций, которые могут быть переданы для исполнения сторонним организациям на условиях гражданско-правовых договоров.

12. Основной деятельностью второй рабочей группы является:

1) анализ наименований, условий и размеров выплат компенсационного характера, применяемых в соответствии с законодательством в настоящее время;

2) подготовка предложений по рекомендуемым размерам и условиям осуществления выплат компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера.

13. Основной деятельностью третьей рабочей группы является:

1) разработка критериев оценки эффективности работы различных категорий работников, включающих:

- прямую зависимость результатов работы непосредственно от работника;

- определение целевых показателей работы, достижимых для большинства работников;

- возможность оценки работы по критериям эффективности методами, которые не должны вызывать двойственных толкований и быть понятными для работника;

2) подготовка предложений по условиям оплаты труда руководителей учреждений, включая размер окладов до 5 средних заработных плат основного персонала, условия премирования руководителей в зависимости от результатов работы учреждений и выполнения целевых показателей;

3) анализ наименований, условий и размеров выплат стимулирующего характера, применяемых в соответствии с законодательством в настоящее время;

4) подготовка предложений по рекомендуемым наименованиям, условиям и размерам выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

14. После проведения указанных мероприятий рабочими группами, рекомендуется сформировать единую группу из состава специалистов перечисленных групп, деятельность которой должна заключаться в отработке текста Примерного положения.

15. При отработке текста Примерного положения рекомендуется иметь в виду, что заработная плата работников (персонала), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы, выплачиваемой работникам в соответствии с трудовым договором до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.

16. В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 проекты Примерных положений должны быть согласованы с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.


Приложение
к рекомендациям по разработке
федеральными государственными органами
и учреждениями - главными распорядителями
средств федерального бюджета примерных
положений об оплате труда работников
подведомственных федеральных бюджетных
учреждений, утвержденным приказом
Минздравсоцразвития России
от 14 августа 2008 года N 425н

      Сервис онлайн тестирования