ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

5 Стратегия снижения рисков

5.1 Общие положения

5.1.1 Потенциальная опасность, связанная с машиной, может привести к нанесению вреда здоровью человека, если не будут приняты соответствующие защитные меры.

5.1.2 Защитные меры представляют собой совокупность мер по обеспечению безопасности, предпринимаемых конструктором и пользователем (см. рисунок 1). Меры, которые могут быть предприняты на этапе проектирования, являются предпочтительными и обычно более эффективными, чем меры, предпринимаемые пользователем.

Рисунок 1 - Защитные меры, предпринимаемые конструктором и пользователем для обеспечения безопасности машины

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

_________________
Число Предоставление соответствующей информации является частью вклада конструктора в снижение риска, но рассматриваемые защитные меры будут эффективными только в случае, если они предпринимаются пользователем.

Число Входные данные пользователя представляют собой информацию, относящуюся к использованию машин по назначению, полученную конструктором от группы пользователей или от отдельного пользователя.

Число Иерархия разных защитных мер, принимаемых пользователем, отсутствует. Такие защитные меры не рассматриваются в настоящем стандарте.

Число Эти защитные меры необходимы для специфических процессов, не предусмотренных при предполагаемом использовании машины, или для специфических условий монтажа машины, не соответствующих требованиям, изложенным в инструкции для пользователя.

Рисунок 1 - Защитные меры, предпринимаемые конструктором и пользователем
для обеспечения безопасности машины


5.1.3 Учитывая опыт эксплуатации аналогичных машин, а также благодаря обмену информацией с потенциальными пользователями конструктор должен предпринять соответствующие действия, обеспечивающие безопасность машины в порядке, указанном ниже (см. рисунок 2):

- определить ограничения, накладываемые на машину при ее использовании по назначению (см. 5.2);

- идентифицировать опасности и связанные с ними опасные ситуации (см. раздел 4 и 5.3);

- рассчитать риск для каждой идентифицированной опасности и опасной ситуации (см. 5.3);

- оценить риск и принять решение о необходимости ее снижения (см. 5.3);

- принять защитные меры по устранению опасности или уменьшению степени риска, связанного с этой опасностью (см. 5.4 и 5.5).

Рисунок 2 - Схематическое представление повторяющегося 3-шагового метода снижения риска

ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология

________________
Число - Ответ на этот вопрос основывается на результатах первоначальной оценки риска.

Рисунок 2 - Схематическое представление повторяющегося 3-шагового метода снижения риска



Первые четыре перечисления, приведенные выше, связаны с оценкой степени рисков, подробная информация о которых приведена в ИСО 14121 [8].

5.1.4 Целью разрабатываемой стратегии является максимальное снижение степени рисков с учетом четырех факторов:

- безопасности машины на всех этапах ее срока службы;

- способности машины выполнять свои функции;

- практичности машины;

- затрат на изготовление, эксплуатацию и демонтаж машины.

Рассматриваемая стратегия схематически представлена на рисунке 2.

Процесс снижения риска является итеративным (повторяющимся), и для снижения риска с использованием имеющихся технологий может потребоваться несколько последовательно повторяющихся действий.

Примечание 1 - Идеальное применение этих принципов требует знания назначения машины, информации об авариях, документов о состоянии машины, существующих технологий снижения рисков, законодательных рамок, в которых машина эксплуатируется.

Примечание 2 - Конструкция машины, являющаяся приемлемой на данное время, может в дальнейшем оказаться неудовлетворительной, если достижения технического прогресса позволят создать равноценную машину с меньшим риском.

5.1.5 Для продолжительной безопасной работы машины необходимо, чтобы принятые защитные меры не затрудняли ее использование по назначению. В противном случае для максимального использования всех достоинств машины потребитель будет вынужден обходить защитные меры.

5.1.6 Для определения величины эмиссии проектируемой машины следует воспользоваться стандартными или другими приемлемыми методами измерения эмиссии для существующих машин или прототипов и получения сравнительных данных по эмиссии. Это позволит конструктору:

- рассчитать риск, связанный с эмиссией;

- оценить эффективность защитных мер, предпринимаемых на этапе проектирования;

- предоставить потенциальным пользователям количественную информацию об эмиссии;

- предоставить в инструкциях для пользователя количественную информацию об эмиссии.

В отношении не связанных с эмиссией опасностей, характеризуемых измеряемыми параметрами, можно поступить аналогичным образом.

5.2 Перечень ограничений, накладываемых на машину

Проектирование машины начинается с перечня и описания ограничений, накладываемых на нее (ИСО 14121, раздел 5) [8]:

- ограничения на использование:

предполагаемое использование машины по назначению, включая разные рабочие режимы, этапы использования и разные процедуры вмешательства оператора, прогнозируемое использование машины не по назначению;

- пространственные ограничения (например, диапазон перемещения машины, требования к пространству, необходимому для ее установки и технического обслуживания, интерфейс "оператор-машина", интерфейс "машина-энергоснабжение")

- временные ограничения: прогнозируемый предельный срок службы машины и/или некоторых ее компонентов (например, инструментов, изнашиваемых частей, электрических компонентов) с учетом ее использования по назначению.

5.3 Идентификация опасностей, расчет и оценка риска

После идентификации разных опасностей, которые могут создаваться машиной (постоянные опасности, а также опасности, которые могут возникать неожиданно: см. 3.6 и раздел 4), конструктор должен по возможности рассчитать риск для каждой опасности с использованием количественных факторов и в конечном итоге решить, необходимо ли этот риск снижать (см. 5.4). Для этого конструктор должен учесть разные рабочие режимы, а также процедуры вмешательства оператора, в частности:

a) взаимодействие человека с машиной в течение всего ее жизненного цикла:

1) создание машины,

2) транспортирование, монтаж и установка,

3) ввод в эксплуатацию,

4) использование:

- наладка (настройка), программирование/обучение или переключение режимов,

- эксплуатация,

- очистка,

- обнаружение неисправностей,

- техническое обслуживание,

5) вывод из эксплуатации, демонтаж и утилизация с точки зрения безопасности;

b) возможные состояния машины:

1) машина выполняет свою функцию (машина работает нормально),

2) машина не выполняет свою функцию (например, она дает сбои) по разным причинам, включая следующие:

- изменение характеристик или размеров обрабатываемого материала или обрабатываемой детали,

- повреждение одного (или нескольких) элементов машины или приспособлений,

- внешние воздействия (например, удары, вибрация, электромагнитные помехи),

- погрешности конструкции или иные дефекты (например, ошибка в системе программного обеспечения),

- нарушения энергоснабжения,

- внешние условия (например, поврежденные поверхности пола);

с) непредсказуемое поведение оператора или обоснованно предсказуемое неправильное использование машины, например:

- утрата оператором управления машиной (особенно для переносных или движущихся машин),

- рефлекторное поведение человека при сбое, аварийной ситуации или повреждении машины в процессе ее эксплуатации,

- поведение как результат недостаточной концентрации внимания или небрежности,

- поведение как результат выбора "пути наименьшего сопротивления" при выполнении задачи,

- поведение как результат выполнения требований поддержания машины в рабочем состоянии при любых обстоятельствах,

- поведение определенной категории людей (например, детей, инвалидов).


Расчет и оценку риска следует проводить после каждого из трех шагов по его снижению, установленных в 5.4 и проиллюстрированных на рисунке 2.

При проведении оценки риска необходимо рассматривать риск нанесения наиболее вероятного по серьезности вреда здоровью, связанного с каждой идентифицируемой опасностью, но также необходимо учитывать прогнозируемый вред здоровью наивысшей серьезности, хотя вероятность того, что это произойдет, невысока.

5.4 Устранение опасностей или защитные меры по снижению риска

Эта цель может быть достигнута путем устранения опасностей или уменьшением, по отдельности или одновременно, каждого из двух параметров, определяющих риск:

a) степень серьезности причинения вреда здоровью, связанного с рассматриваемой опасностью;

b) вероятность того, что такой вред здоровью может быть нанесен.

Защитные меры, необходимые для достижения этой цели, следует применять в указанной ниже последовательности, называемой "методом трех шагов" (см. рисунки 1 и 2):

- меры по разработке безопасных конструкций самой машины (ИСО 12100-2, раздел 4).

Примечание - Этот шаг является единственным шагом, в котором опасности могут быть устранены, тем самым отпадает необходимость применения добавочных защитных мер, например установки защитных ограждений и принятия дополнительных защитных мер;


- применение средств защиты и возможных дополнительных защитных мер (ИСО 12100-2, раздел 5);

- информация для пользователя по остаточному риску (ИСО 12100-2, раздел 6).

Информация для пользователей не должна подменять меры по разработке безопасных конструкций или установке защитных ограждений или дополнительных защитных мер.

Адекватные защитные меры, связанные с каждым рабочим режимом и процедурами вмешательства оператора в работу машины (см. 5.3), должны исключать возможность использования оператором для устранения возникающих технических проблем средств, создающих опасность.

5.5 Достижение целей снижения рисков

Повторяющийся процесс снижения рисков в соответствии с 5.4 и рисунком 2 заканчивается после адекватного снижения рисков и получения благоприятных результатов сравнения рисков (ИСО 14121, пункт 8.3) [8].

Адекватное снижение риска может считаться достигнутым, если при этом можно получить положительный ответ на каждый из следующих вопросов:

- учитывались ли все рабочие условия и все процедуры вмешательства;

- применялся ли метод, установленный в 5.4;

- устранены ли опасности или снижены ли риски, связанные с опасностями, до самого низкого приемлемого уровня;

- есть ли уверенность, что предпринимаемые меры не создают новых опасностей;

- достаточно ли информированы и предупреждены пользователи об остаточных рисках;

- есть ли уверенность, что условия труда оператора не подвергаются опасности при принятии защитных мер;

- совместимы ли принимаемые защитные меры друг с другом;

- в достаточной ли мере были рассмотрены последствия, которые могут возникнуть при эксплуатации машины, спроектированной для профессионального/промышленного применения, если она используется непрофессионалами в непроизводственных условиях;

- есть ли уверенность, что принимаемые меры не снижают в значительной степени способность машины выполнять свои функции.

      Магазин учебных материалов