9.1 Рабочее место человека-оператора должны обеспечивать:
- возможность быстрого занятия его человеком-оператором (расчетом);
- удобство выполнения функциональных обязанностей;
- достаточные физические (в том числе зрительные и слуховые) связи между оператором и аппаратурой.
9.2 Конструкция сидения не должна затруднять движения оператора и должна обеспечивать ослабление воздействия колебаний и толчков.
9.3 Органы управления должны быть расположены на лицевой стороне пультов, щитов, распределительных устройств электроагрегатов и электростанций с учетом рабочей позы оператора, их функционального назначения, частоты применения, последовательности использования, функциональной связи с соответствующими средствами отображения информации.
9.4 Требования к органам управления, в том числе средствам отображения, информации, сигнализации реализуются, при разработке или модернизации конкретных исполнений электроагрегатов и электростанций, приведены в приложении А.
9.5 Электроосвещение в электростанциях кузовного исполнения должно обеспечивать освещенность пола в проходах между оборудованием не менее 10 лк, а освещенность панелей щитов и пультов при комбинированном освещении - не менее 100 лк.
В отсеках автоматизированных электростанций, в которых не предусмотрено постоянное пребывание персонала, освещенность панелей щитов и пультов должна быть не менее 20 лк.
В аппаратуре, предназначенной для эксплуатации в условиях недостаточной освещенности, шкалы приборов и настройки должны иметь устройства для местного подсвета.
9.6 Предельно допустимые значения уровней шума (уровней звукового давления и уровней звука) на рабочем месте оператора не должны превышать значений, устанавливаемых в ГОСТ 12.1.003.
При превышении предельных значений уровней шума применяют индивидуальные средства защиты от шума.
9.7 Предельно допустимые значения составляющей общей вибрации на рабочих местах (кресло оператора и пол кузова-фургона электростанции кузовного исполнения) для времени воздействия 8 ч в сутки должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.012 и не превышать значений, приведенных в таблице 7.
Таблица 7
|
|
|
м/с |
дБ |
|
|
|
|
4 |
0,5·10 |
109 |
|
||
16 |
||
31,5 |
0,2·10 |
92 |
63 |
При действии вибрации менее 8 ч в сутки (суммарно) предельно допустимые значения увеличивают:
при действии менее 4 ч - в 1,4 раза (на 3 дБ);
" " " 2 ч - в 2 раза (на 6 дБ);
" " " 1 ч - в 3 раза (на 9 дБ).
В отсеках, где не предусмотрено пребывание персонала, требования к вибрации не нормируют.
9.8 Вентиляционное оборудование электростанции должно обеспечивать забор воздуха из кузова-фургона, а также нормальный температурный режим в агрегатном отсеке.
9.9 Уплотнения разъемных соединений не должны допускать выбрасывания и подтекания смазочного материала, топлива, охлаждающей жидкости, а также пропуск отработавших газов.
Предельно-допустимые концентрации вредных веществ на рабочих местах в отсеках кузовов-фургонов электростанций при ежедневном пребывании в них персонала в течение 8 ч должны быть не более, мг/м:
20 |
- |
окись углерода и отработавшие газы; |
5 |
- |
окись азота; |
100 |
- |
пары бензина и дизельного топлива; |
1 |
- |
туман серной кислоты; |
300 |
- |
пары углеводорода. |
В автоматизированных электростанциях в кузовном исполнении, в которых не предусматривается постоянное пребывание персонала, допускается увеличение концентрации вредных веществ в соответствии с ГОСТ 12.1.005.