ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы

ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы

5 Средства защиты и дополнительные защитные меры

5.1 Общие положения


Ограждения и предохранительные устройства следует использовать для защиты обслуживающего персонала от опасностей, которые не могут быть исключены или достаточно ограничены конструкцией самой машины, и для существенного снижения риска. Для этого также могут приниматься дополнительные защитные меры, включая использование дополнительного оборудования, например устройства аварийной остановки (ИСО 12100-1, пункт 5.4).

Примерный перечень и краткое описание ограждений и предохранительных устройств разного типа даны в ИСО 12100-1, пункты 3.25 и 3.26.

Некоторые защитные ограждения допускается использовать для исключения воздействий нескольких опасностей (например, неподвижные ограждения, препятствующие доступу в зону, в которой находятся источники механической опасности, используют одновременно для уменьшения уровня шума и сбора токсичных отходов).

5.2 Выбор и применение ограждений и предохранительных устройств

5.2.1 Общие положения

В данном пункте приведены руководящие указания по выбору и применению ограждений и предохранительных устройств, основным назначением которых является защита обслуживающего персонала от опасностей, создаваемых подвижными частями машин, с учетом функций этих частей (см. рисунок 1) и необходимостью доступа в опасную(ые) зону(ы).

Рисунок 1 - Рекомендации по выбору защитных ограждений и предохранительных устройств, защищающих от опасностей, создаваемых движущимися частями машин

ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы


Рисунок 1 - Рекомендации по выбору защитных ограждений и предохранительных устройств,
защищающих от опасностей, создаваемых движущимися частями машин



Выбор защитного ограждения для конкретной машины следует проводить на основе общей оценки рисков, связанных с эксплуатацией именно этой машины.

При выборе соответствующего защитного ограждения для машин конкретного типа или для опасной зоны необходимо учитывать, что неподвижное ограждение должно быть простым и его следует использовать там, где не требуется доступ оператора в опасную зону в процессе нормальной работы машин, то есть при работе без сбоев.

По мере возрастания частоты доступа в опасную зону возрастает неудобство из-за того, что надо снимать и снова устанавливать неподвижное ограждение, что неизбежно приводит к невозвращению неподвижного ограждения на место. В таком случае необходимо использовать альтернативные защитные средства (например, перемещаемые защитные ограждения с блокировкой или сенсорные предохранительные устройства).

Иногда требуется комбинация ограждений и предохранительных устройств. Например, если вместе с неподвижным защитным ограждением используется механическое загрузочное устройство для загрузки обрабатываемой детали в машину, устраняя тем самым необходимость доступа человека в основную, опасную зону (зону обработки), может потребоваться устройство автоматического выключения для защиты от опасности затягивания или разрезания между механическим загрузочным устройством и неподвижным ограждением.

Необходимо также предусмотреть защитные ограждения пунктов управления или зон, где требуется вмешательство оператора, защищающие от нескольких опасностей:

- опасностей, связанных с падением или выбросом предметов (например, защитная конструкция от падающих предметов);

- опасностей, связанных с эмиссией (например, защита от шума, вибрации, излучения, опасных веществ);

- опасностей, связанных с внешними условиями (например, защита от тепла, холода, плохой погоды);

- опасностей падения или опрокидывания (например, защитная конструкция от опрокидывания или падения).

При конструировании таких ограждаемых рабочих мест (например, будок или кабин) следует учитывать эргономические принципы, касающиеся обзора, освещения, обмена воздуха, поз и т.п.

5.2.2 Выбор ограждений и предохранительных устройств, если доступ оператора в опасную зону в процессе нормальной работы не требуется

Если в процессе нормальной работы машины доступ оператора в опасную зону не требуется, рекомендуется выбирать следующие защитные ограждения и предохранительные устройства:

a) неподвижное ограждение (ИСО 14120 [43]);

b) перемещаемое блокирующее ограждение с фиксацией закрытия или без него (ИСО 14119 [42], ИСО 14120 [43] и 5.3.2.3);

c) автоматически закрывающееся перемещаемое ограждение (ИСО 14120, пункт 3.3.2 [43]);

d) сенсорное предохранительное оборудование, например электрочувствительный датчик (МЭК 61496-1 [17], МЭК 61496-2 [18]) или коврик, реагирующий на давление (ИСО 13856-1 [40]).

5.2.3 Выбор ограждений и предохранительных устройств, если доступ оператора в опасную зону в процессе нормальной работы необходим

Если в процессе нормальной работы машины требуется доступ оператора в опасную зону, рекомендуется выбирать следующие защитные ограждения и предохранительные устройства:

a) перемещаемое блокирующее ограждение с фиксацией закрытия или без него (ИСО 14119 [42], ИСО 14120 [43] и 5.3.2.3);

b) сенсорное предохранительное устройство, например электрочувствительный датчик (МЭК 61496-1 [17], МЭК 61496-2 [18]);

c) регулируемое ограждение;

d) автоматически закрывающееся перемещаемое ограждение (ИСО 14120, пункт 3.3.2 [43]);

e) двуручное устройство управления (ИСО 13851 [35]);

f) перемещаемое блокирующее ограждение с функцией пуска (управляющее защитное ограждение) (см. 5.3.2.5).

5.2.4 Выбор ограждений и предохранительных устройств, если доступ в опасную зону необходим для наладки, программирования методом обучения, переключения режимов, обнаружения неисправностей, очистки или технического обслуживания машины

Машины по возможности следует проектировать так, чтобы ограждения, предусмотренные для защиты оператора, могли также обеспечивать защиту персонала, осуществляющего наладку, программирование методом обучения, переключение режимов, отыскание неисправностей, очистку или техническое обслуживание, не затрудняя выполнение персоналом вышеуказанных рабочих операций. Эти работы должны идентифицироваться и рассматриваться при общей оценке риска как составная часть процесса эксплуатации машины (ИСО 12100-1, пункт 5.3).

Примечание - Отключение энергоснабжения и рассеивание остаточной энергии при выключении машины (см. 5.54, ИСО 14118, пункт 4.1, и раздел 5 [41]) должны обеспечивать максимальный уровень безопасности при выполнении этих работ (особенно по обслуживанию и ремонту), если не требуется подключение машины к источнику энергоснабжения.

5.2.5 Выбор и применение сенсорных предохранительных устройств*
_______________
* Более подробное описание дается в международном стандарте МЭК 62046 [20].

5.2.5.1 Выбор

Из-за большого разнообразия принципов, на которых основывается функция обнаружения, различные типы сенсорных предохранительных устройств подходят для применения в системах обеспечения безопасности далеко не в равной степени. В приведенной ниже информации предоставляются для конструктора критерии, в соответствии с которыми для каждого конкретного случая следует выбирать наиболее подходящее(ие) предохранительное(ые) устройство(а).

Примеры сенсорных предохранительных устройств:

- световые завесы;

- сканирующие устройства, например лазерные сканеры;

- коврики, реагирующие на давление;

- отключающие стержни, отключающая проволока.

Сенсорные предохранительные устройства допускается использовать для:

- отключения;

- обнаружения присутствия (человека, постороннего предмета);

- обнаружения присутствия и отключения;

- повторного пуска машин при работе в автоматическом режиме.

Примечание - Некоторые типы сенсорных предохранительных устройств могут не подходить ни для обнаружения присутствия, ни для отключения.


Следующие характеристики машин наряду с другими могут препятствовать применению сенсорных предохранительных устройств:

- склонность машины выбрасывать материалы и части машины;

- необходимость установки ограждений, защищающих от эмиссии (шума, излучения, пыли и т.п.);

- непостоянное или чрезмерно большое время, необходимое для остановки машины;

- конструкцией машины не предусмотрена остановка отдельных частей машины в течение цикла.

5.2.5.2 Применение

а) Необходимо рассмотреть:

- размеры, характеристики и расположение зон действия сенсорных предохранительных устройств (ИСО 13855 [39], в которых рассматривается расположение некоторых типов сенсорных предохранительных устройств);

- реакцию устройства в условиях отказа (МЭК 61496-1 [17], МЭК 61496-2 [18] по электрочувствительным предохранительным устройствам);

- возможность обхода этого устройства;

- способность обнаружения присутствия и ее изменение с течением времени (например, как результат чувствительности к разным условиям окружающей среды, например к наличию отражающих поверхностей, других искусственных источников света, солнечному свету или к наличию в воздухе примесей).

Примечание - В МЭК 61496-1 [17] дается определение способности обнаружения присутствия при помощи электрочувствительных предохранительных устройств.

b) Сенсорные предохранительные устройства должны интегрироваться в рабочую часть и действовать совместно с системой управления машины так, чтобы:

- команда подавалась сразу же после обнаружения человека или части его тела в опасной зоне;

- удаление обнаруженного человека или частей его тела из опасной зоны не приводило к автоматическому пуску машины;

- повторный пуск машины был возможен только по инициативе оператора, находящегося за пределами опасной зоны, но визуально ее контролирующего;

- при прерывании функции сенсорных предохранительных устройств по обнаружению присутствия (фаза бездействия) машина не работала.

Примечание - Фаза бездействия - временная автоматическая приостановка функций безопасности соответствующих элементов системы управления (ИСО 13849-1 [33]);


- конфигурация и форма контролируемой зоны обеспечивали предотвращение (возможно, вместе с неподвижными ограждениями) входа человека в опасную зону или своевременное обнаружение его присутствия в ней.

Примечание - Более детально, например при отказе активных оптоэлектронных предохранительных устройств, следует руководствоваться МЭК 61496-1 [17] и МЭК 61496-2 [18].

5.2.5.3 Дополнительные требования к сенсорным предохранительным устройствам, используемым для возобновления цикла

После остановки машины сенсорным предохранительным устройством при подключенном источнике энергоснабжения машинный цикл должен возобновляться только при использовании органа управления пуском. В исключительных случаях - только при использовании органа управления пуском. В исключительных случаях, вопреки общему требованию, установленному в 5.2.5.2, перечисление b), допускается автоматическое возобновление цикла работы машины после выхода человека из зоны контроля сенсорного предохранительного устройства без дополнительной команды пуска. Это допускается только при применении активных оптоэлектронных предохранительных устройств (AOPD), соответствующих МЭК 61496 [17, 18], при условии, что:

a) выполняются требования к активным оптоэлектронным предохранительным устройствам, используемым для обнаружения присутствия оператора и отключения машины (МЭК 61496-2 [18]), в частности, их расположения, минимального расстояния (ИСО 13855 [39]), способности обнаружения, надежности и контроля систем управления и торможения;

b) цикл работы машины короткий, а возможность повторного пуска машины после освобождения зоны, контролируемой сенсорным предохранительным устройством, ограничивается промежутком времени, соизмеримым с продолжительностью одного нормального цикла работы машины;

c) вход в опасную зону, контролируемую активным оптоэлектронным предохранительным устройством или ограждением с блокировкой, является единственным путем проникновения в опасную зону.

Примечание - Опасной зоной, рассматриваемой выше, является любая зона, в которой действие элементов, создающих опасные ситуации, включая вспомогательное оборудование и элементы трансмиссии, возобновляется только после освобождения зоны, контролируемой предохранительными устройствами;

d) имеются несколько активных оптоэлектронных защитных устройств, обеспечивающих защиту машины, то только одно из них может повторно включать цикл работы машины;

e) в случае более высокого риска при автоматическом включении цикла активное оптоэлектронное предохранительное устройство и связанная с ним часть системы управления должны отвечать более строгим требованиям безопасности, чем в нормальных условиях.

5.2.6 Защитные меры по обеспечению устойчивости

Если конструкция машины не может надежно обеспечить ее устойчивость, например соответствующим распределением массы (см. 4.6), для обеспечения устойчивости необходимо принять дополнительные защитные меры:

- крепление машины к фундаменту анкерными болтами;

- блокировочные устройства, контролирующие устойчивость машины;

- ограничители перемещения или механические упоры;

- ограничители ускорения или замедления;

- ограничители нагрузки;

- системы аварийной сигнализации, предупреждающие о потере устойчивости или возможном опрокидывании.

5.2.7 Другие предохранительные устройства

Если требуется непрерывное управление машинами оператором (например, движущимися машинами, кранами) и если ошибка оператора может создавать опасную ситуацию, машины должны быть оборудованы необходимыми устройствами, обеспечивающими их функционирование в сложных ситуациях, в частности:

- недостаточный обзор оператором опасной зоны;

- недостаточная информация оператора об истинных значениях параметров, влияющих на безопасность (например, о расстоянии, скорости, массе груза, угле наклона);

- возникновение опасных ситуаций в результате действий, не контролируемых оператором.

Примеры предохранительных устройств, обеспечивающих безопасную работу машины в выше перечисленных случаях:

- устройства, ограничивающие параметры движения (расстояние, угол, скорость, ускорение);

- устройства, предотвращающие перегрузку (силу и крутящий момент);

- устройства, предотвращающие столкновения с другими машинами;

- устройства, предотвращающие опасности, которым подвергаются пешие операторы или другие пешеходы;

- устройства, ограничивающие крутящий момент с целью предотвращения разрушения компонентов и узлов машины;

- устройства, ограничивающие давление и температуру;

- устройства, контролирующие эмиссию;

- устройства, блокирующие функционирование машины в отсутствие оператора на посту управления;

- устройства, препятствующие выполнению операций подъема неправильно закрепленного груза;

- устройства, ограничивающие угол наклона машины;

- устройства, обеспечивающие безопасное положение узлов машины перед их перемещением.

Автоматические защитные действия, выводящие управление машины из-под контроля оператора, инициируемые перечисленными выше устройствами (например, автоматическое прекращение опасного перемещения), должны предваряться или сопровождаться предупредительным сигналом, позволяющим оператору предпринять соответствующие меры (см. 6.3).

5.3 Требования к конструкции ограждений и предохранительных устройств

5.3.1 Общие требования

Ограждения и предохранительные устройства должны соответствовать своему назначению с учетом механических и других опасностей. Они должны быть совместимы с окружающей средой, в которой функционируют машины, и, кроме того, спроектированы так, чтобы их трудно было обойти. Кроме того, такие устройства не должны препятствовать действиям операторов, выполняемым в процессе эксплуатации машин в течение всего срока службы, с тем чтобы исключить желание отключать эти устройства.

Примечание - Дополнительная информация - в ИСО 14120 [43], ИСО 13849-1 [33], ИСО 13851 [35], ИСО 14119 [42], ИСО 13856-1 [40], МЭК 61496-1 [17], МЭК 61496-2 [18].


Ограждения и предохранительные устройства должны:

- иметь прочную конструкцию;

- затруднять возможность того, что они будут "обойдены" или приведены в нерабочее состояние;

- быть размещены на достаточном расстоянии от опасной зоны (ИСО 13852 [36], ИСО 13853 [37], ИСО 13855 [39]);

- создавать минимальные препятствия наблюдению за производственным процессом, а также

- не должны создавать дополнительные опасности;

- не должны препятствовать, по возможности, проведению работ по установке и/или замене инструментов, а также по техническому обслуживанию, обеспечивая доступ только в зону, где следует выполнять работы, по возможности, без перемещения защитного ограждения и предохранительных устройств.

Информация по окнам и проемам в защитных ограждениях - в ИСО 13852 [36] и ИСO 13853 [37].

5.3.2 Требования к ограждениям

5.3.2.1 Функции ограждений

Ограждения должны выполнять следующие функции:

- предотвращение доступа в зону, защищенную ограждением, и/или

- локализация/сбор материалов, обрабатываемых деталей, стружки, жидкостей, которые могут выбрасываться или выпадать из машин, а также снижение эмиссии (шума, излучения, опасных веществ, пыли, дыма, газов), которая может создаваться машинами.

Кроме того, ограждения должны иметь определенные свойства, учитывающие опасности, создаваемые электричеством, температурой, воспламенением, взрывом, вибрацией, плохой видимостью (ИСО 14120 [43]) и эргономикой (например, перемещение оператора, позы, в которых работает оператор, частота повторяемости перемещений).

5.3.2.2 Требования к неподвижным ограждениям

Неподвижные ограждения должны надежно крепиться на местах их установки:

- либо постоянно (например, путем сварки и т.п.);

- либо с помощью крепежных средств (винтов, болтов и т.п.), что делает невозможным снятие/открытие их без использования инструментов; такие ограждения не должны стоять закрытыми без соответствующего крепежа (ИСО 14120 [43]).

Примечание - Неподвижное ограждение может быть навесным, что облегчает его открытие.

5.3.2.3 Требования к перемещаемым ограждениям

a) Перемещаемые ограждения, применяемые для предотвращения опасностей, создаваемых движущимися приводными частями машин, должны:

- в открытом положении по возможности оставаться закрепленными на машине или на другой конструкции (обычно с помощью петель или направляющих);

- иметь блокировки открывания ограждений с фиксацией закрытия, при необходимости (ИСО 14119 [42]).

См. рисунок 1.

b) Перемещаемые ограждения, применяемые для предотвращения опасностей, создаваемых движущимися частями машин, не являющимися приводными, должны проектироваться и действовать совместно с системой управления машин так, чтобы:

- перемещения движущихся частей машин не могли включаться, если эти части находятся в пределах, создающих опасности для оператора и приводят к опасности для него после пуска; этого можно добиться путем использования блокирующих ограждений с фиксацией закрытия в случае необходимости;

- регулировка ограждений могла осуществляться только с помощью инструмента или ключа;

- отсутствие или повреждение одного из элементов ограждений приводило к остановке движущихся частей и/или невозможности их пуска; этого можно добиться путем осуществления автоматического контроля (см. 4.11.6).

См. рисунок 1 и ИСО 14119 [42].

5.3.2.4 Требования к регулируемым ограждениям

Регулируемые ограждения допускается использовать только в случаях, если по производственным причинам опасная зона не может быть ограждена полностью.

Регулируемые ограждения должны иметь такую конструкцию, чтобы:

- положение ограждений после регулировки оставалось фиксированным при выполнении заданной операции;

- его можно было легко регулировать без использования инструментов.

5.3.2.5 Требования к блокирующим ограждениям с функцией пуска (управляющие ограждения)

Ограждение с функцией пуска допускается использовать при выполнении всех нижеперечисленных требований:

- все требования к устройствам блокировки - по ИСО 14119 [42];

- короткий цикл работы машины;

- максимальная продолжительность открытия защитных ограждений - минимальная (например, не более продолжительности цикла работы машины). Если это время превышает время цикла работы машины, ограждения с функцией пуска использовать нельзя, так как в этом случае невозможно обеспечивать безопасность; перед повторным пуском машины необходимо возвратиться в исходное положение (в начало цикла);

- размеры или форма машин должны быть такими, чтобы оператор не мог находиться в опасной зоне или между опасной зоной и ограждением, если ограждение закрыто (ИСО 14120 [43]);

- все другие защитные ограждения, как неподвижные (съемного типа), так и перемещаемые, должны быть оснащены устройствами блокировки;

- блокировочное устройство для ограждений с функцией пуска должно проектироваться так, чтобы его повреждение не приводило к непреднамеренному/неожиданному пуску, например путем дублирования датчиков положения или использования автоматического контроля (см. 4.11.6);

- ограждения должны быть надежно зафиксированы в открытом состоянии (например, пружиной или противовесом) так, чтобы они не могли включать пуск машин в случае падения под действием собственной массы.

5.3.2.6 Опасности, создаваемые ограждениями

Необходимо обеспечивать, чтобы сами ограждения не создавали дополнительной опасности из-за:

- конструкции ограждений (например, острые кромки или углы, опасный материал);

- перемещений ограждений (зоны рассечения или раздавливания, создаваемые приводными ограждениями и тяжелыми защитными ограждениями, которые склонны к падению).

5.3.3 Технические характеристики предохранительных устройств

Предохранительные устройства следует выбирать или проектировать и подключать к системе управления так, чтобы полностью обеспечивать осуществление функции(й) безопасности.

Покупные предохранительные устройства следует выбирать в соответствии с существующими стандартами (например, активные оптоэлектронные защитные устройства должны соответствовать МЭК 61496-2 [18]), оригинальные предохранительные устройства следует проектировать в соответствии с одним или несколькими принципами ИСО 13849-1 [33].

Предохранительные устройства следует устанавливать и подключать к системе управления так, чтобы они не могли быть легко обойдены.

5.3.4 Требования к защитным ограждениям альтернативного типа

Альтернативные защитные ограждения следует устанавливать на машины, если это необходимо для выполнения машинами разнообразных операций.

5.4 Защитные средства по снижению эмиссии

5.4.1 Общие положения

Если меры по снижению эмиссии, отмеченные в 4.2.2, оказываются недостаточными, машина должна быть оборудована дополнительными защитными средствами.

5.4.2 Шум

Дополнительные защитные средства, например:

- кожухи по ИСО 15667 [50];

- экраны, прикрепляемые к машине;

- шумопоглотители по ИСО 14163 [49].

5.4.3 Вибрация

Дополнительные защитные средства включают, например, демпфирующие устройства для виброизоляции между источником вибрации и оператором, такие как, например, пружинящее шасси или подвесные сиденья.

Меры по виброизоляции стационарных промышленных машин - по ЕН 1299 [4].

5.4.4 Опасные вещества

Дополнительные защитные меры - по ИСО 14123-1 [48], например:

- герметизация машины (использование оболочек с отрицательным давлением);

- локальная вытяжная вентиляция с фильтрацией;

- водяное орошение;

- специальная вентиляция в зоне машины (воздушные завесы, кабины для операторов).

(ИСО 14123-1 [48]).

5.4.5 Излучение

Дополнительные защитные меры, например:

- использование фильтрации и адсорбции;

- использование ослабляющих экранов или ограждений.

5.5 Дополнительные защитные меры

5.5.1 Общие положения

Кроме мер по разработке безопасной конструкции машин, средств защиты, предохранительных устройств и мер защиты от эмиссии в настоящем стандарте приведен перечень дополнительных мер, повышающих безопасность машин при их использовании по назначению, а также при прогнозируемом неправильном использовании. Примеры дополнительных защитных мер рассмотрены в 5.5.2-5.5.6, кроме этого конструктор может применять другие эффективные защитные меры по своему усмотрению.

5.5.2 Компоненты и элементы машин, выполняющие функцию аварийной остановки

Если в результате общей оценки риска машины должны быть оборудованы компонентами и элементами, выполняющими функцию аварийной остановки, для предотвращения реальных или предполагаемых аварийных ситуаций необходимо выполнять следующие требования:

- исполнительные механизмы должны быть четко идентифицируемыми, хорошо видимыми и доступными;

- опасный процесс после включения аварийной остановки должен прекращаться по возможности быстро без возникновения дополнительных опасностей. Если это невозможно или если риск нельзя снизить, необходимо решить, является ли выполнение функции аварийной остановки оптимальным решением или необходимо принять другое;

- орган управления аварийной остановкой в случае необходимости должен снимать блокировку для включения или разрешения включения перемещений защитных ограждений.

Примечание - Более подробное описание этих требований - в ИСО 13850 [34].


Как только работа устройства аварийной остановки прекратится по соответствующей команде, действие этой команды должно поддерживаться до ее сброса. Такой сброс должен осуществляться только тем органом управления, которым включалась команда аварийной остановки. Возвращение устройства в исходное состояние не должно приводить к повторному пуску машин, а только к разрешению этого пуска.

Более подробное описание конструкции и выбора электрических компонентов и элементов, выполняющих функцию аварийной остановки, приведено в серии МЭК 60204 [10].

5.5.3 Меры по освобождению и спасению людей, захваченных элементами машин

Меры по освобождению и спасению людей, захваченных элементами машин, включают в себя, например:

- пути освобождения и укрытия в установках, создающих опасности захвата людей;

- меры по перемещению некоторых элементов вручную после аварийной остановки;

- меры по изменению направления движения некоторых элементов;

- места крепления устройств для спуска людей с высоты;

- средства связи, позволяющие захваченному машиной оператору обращаться за помощью.

5.5.4 Меры по отключению энергоснабжения и рассеиванию остаточной энергии

Машины должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими отключать их от источника(ов) энергоснабжения и рассеивать остаточную энергию, особенно при техническом обслуживании и ремонте. Для этого должны быть проведены следующие действия:

a) отключение машин или отдельных частей машин от всех источников энергоснабжения;

b) блокировка (или запирание) всех отключающих устройств в положении отключения;

c) рассеивание остаточной энергии, которая может стать причиной возникновения опасной ситуации; если это невозможно или неэкономично - локализация этой энергии;

d) проверка с использованием соответствующих процедур техники безопасности достижения желаемого результата за счет выполнения действий, рекомендованных в перечислениях а), b), с).

(ИСО 14118, раздел 5 [41] и МЭК 60204-1), см. 5.5 и 5.6.

5.5.5 Средства обеспечения безопасного транспортирования машин и их тяжелых частей

Машины и их части, которые нельзя перемещать или транспортировать вручную, должны быть оборудованы соответствующими приспособлениями для транспортировки с помощью подъемных механизмов. Такими приспособлениями могут быть, например:

- подъемные устройства со стропами, крюки, рым-болты или резьбовые отверстия на частях машины для фиксации элементов подъемных устройств;

- устройства для автоматического зачаливания с подъемным крюком, если зачаливание невозможно с участием оператора с земли;

- направляющие желоба для машин, транспортируемых вильчатыми погрузчиками;

- подъемные механизмы и приспособления, встроенные в машину.

Части машины, которые можно перемещать вручную, должны быть оборудованы средствами, обеспечивающими их безопасное снятие и замену.

См. 6.4, перечисление с).

5.5.6 Меры по обеспечению безопасного доступа к машинам

Машины следует проектировать так, чтобы все операции по установке, наладке и/или техническому обслуживанию по возможности выполнялись оператором, стоящим на полу.

Если это невозможно, машины должны быть оборудованы встроенными платформами, трапами или другими приспособлениями, обеспечивающими безопасный доступ для выполнения этих операций. При этом необходимо исключать доступ оператора в опасные зоны с помощью этих платформ или трапов.

Пешеходные зоны должны быть оснащены покрытиями, изготовленными из материала, который не допускает проскальзывания в рабочих условиях, а в зависимости от высоты над полом должны быть оборудованы соответствующими перилами (ИСО 14122-3 [46]).

В больших автоматизированных установках должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие безопасный доступ к местам обслуживания машин, например огороженные проходы, переходные мостики и т.п.

Средства доступа к частям машин, расположенным на высоте, должны быть оснащены средствами защиты от падений (например, перилами для лестниц, приставными лестницами с широкими ступеньками и площадками, а также безопасными каркасами для лестниц). В случае необходимости должны быть предусмотрены места для крепления индивидуальных средств защиты, предотвращающих падение с высоты (например, на тележках и платформах для подъема людей).

Окна должны, по возможности, открываться в безопасном положении. Они должны быть спроектированы так, чтобы исключать опасности, связанные с их случайным открытием.

Должны быть предусмотрены необходимые средства доступа (например, ступеньки, перила). Устройства управления должны быть спроектированы и размещены так, чтобы они не могли использоваться как вспомогательные средства доступа. Для механизмов подъема грузов и/или персонала, если предусмотрены места для высадки/посадки на фиксированных уровнях, такие места должны быть оборудованы защитными ограждениями с блокировкой, препятствующими падению грузов и/или людей, если платформа не находится на этом фиксированном уровне. Перемещение подъемной платформы должно быть заблокировано, если ограждения открыты.

Подробное описание указанных средств приведено в ИСО 14122-1 [44], ИСО 14122-2 [45], ИСО 14122-3 [46] и ИСО 14122-4 [47].

      Система тестирования для предприятий