ГОСТ Р ИСО 15534-1-2009
Группа Э65
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАШИН ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Часть 1
Принципы определения размеров проемов для доступа всего тела человека внутрь машины
Ergonomic design for the safety of machinery. Part 1. Principles for determining the dimensions required for openings for whole-body access into machinery
ОКС 13.180
Дата введения 2010-12-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2009 г. N 576-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15534-1:2000 "Эргономическое проектирование машин для обеспечения безопасности. Часть 1. Принципы определения необходимых размеров проемов для доступа всего тела человека внутрь машины" (ISO 15534-1:2000 "Ergonomic design for the safety of machinery - Part 1: Principles for determining the dimensions required for openings for whole-body access into machinery").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Настоящий стандарт является одним из серии эргономических стандартов по безопасности машин.
В стандарте EN 614-1* установлены принципы конструирования, необходимые для выполнения эргономических требований. В настоящем стандарте установлены способы применения этих принципов при проектировании проемов в машинах, обеспечивающих доступ внутрь оборудования всего тела человека.
_______________
* EN 614-1:2006 "Безопасность машин и механизмов. Эргономические принципы проектирования. Часть 1. Терминология и основные принципы".
Настоящий стандарт основан на EN 547-1*, который был подготовлен как гармонизированный стандарт, соответствующий Европейским Директивам по охране труда в машиностроении и положениям Европейской Ассоциации Свободной Торговли (EFTA).
_______________
* EN 547-1-2009 "Безопасность машин. Антропометрические размеры человека. Часть 1. Принципы измерений с учетом антропометрических данных для размещения на рабочем месте всего тела".
Международный стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, разработан техническим комитетом ИСО/ТС 159 "Эргономика".
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает размеры проемов для доступа всего тела человека внутрь машины* или механизма. В ИСО 15534-3 приведены необходимые измерения человеческого тела с учетом свободного доступа. В приложении А приведены требуемые конкретные значения размеров с припуском для свободы перемещения. Настоящий стандарт применим, в основном, для неподвижного механизма, для подвижного механизма могут быть установлены особые дополнительные требования.
_______________
* Термин "машина" установлен в ИСО 12100-1.
Размеры проемов рассчитаны исходя из значений 95-й или 99-й процентилей от ожидаемой совокупности пользователей. Значение 99-й процентили обычно используют для путей аварийного выхода.
Антропометрические данные, приведенные в ИСО 15534-3, основаны на результатах статических измерений обнаженных людей и не учитывают возможность телодвижений, наличия одежды, использования оборудования и условия эксплуатации машины или условия окружающей среды.
В настоящем стандарте приведены способы учета вышеназванных дополнительных факторов путем увеличения антропометрических данных на подходящие припуски.
Опасные для людей ситуации, которые необходимо предотвратить, отдельно рассмотрены в ИСО 13852.