Приложение Е
(рекомендуемое)
Е.1 Описание метода испытаний
Метод испытаний машин, основной источник вибрации которых связан с неровностью дорожного покрытия, может включать в себя измерение параметра вибрации на рабочем месте оператора в процессе движения машины по участку с заданным покрытием (чтобы обеспечить заданные характеристики покрытия, проще спроектировать и построить специальный участок испытательного пути). Для разработки испытательного кода для машин данного вида рекомендуется нижеописанная процедура.
Данный метод состоит из следующих этапов:
- определение типа испытательного покрытия;
- нахождение такого сочетания неровности покрытия и скорости движения машины, которое позволит получить в процессе ее испытаний вибрацию, соответствующую максимальной вибрации, наблюдаемой при передвижениях машины в типичных условиях ее использования.
Участок испытательного пути может быть ровной поверхностью с включенными в нее жесткими неоднородностями, воспроизведением дорожного или полевого покрытия и т.д. Пример использования данного метода приведен в [1], ГОСТ 31323.
Е.2 Определение условий испытаний
Е.2.1 Сбор информации в реальных условиях работы машины и ее классификация
Е.2.1.1 Собирают информацию о вибрации у основания сиденья и на его подушке в реальных условиях эксплуатации машины при ее передвижении.
Е.2.1.2 Собирают информацию о скоростях движения машины (максимальная скорость, определенная изготовителем, реальная скорость в условиях эксплуатации).
Е.2.1.3 Собирают информацию о качестве дорожного покрытия в условиях эксплуатации (тип поверхности, размеры неоднородностей: рытвин, дверных порогов, канализационных люков, шпал, трещин и т.д.).
Е.2.1.4 На основе собранных данных относят машины исследуемого вида к какой-либо категории (т.е. определяют группу машин, вибрационные характеристики которых могут быть соотнесены с их физическими характеристиками, такими как диаметр колес, общая масса и т.д.).
Е.2.2 Выбор представительного значения параметра виброускорения
Выбирают значение параметра виброускорения у основания сиденья или на его подушке, которое является представительным для режима максимальной виброактивности (см. раздел 8) при передвижении машины в типичных условиях ее эксплуатации (данное значение должно представлять собой квантиль порядка 0,75 для вибрации машин данной категории).
Е.2.3 Определение основных характеристик испытаний
Е.2.3.1 Выбирают тип испытательной поверхности.
Е.2.3.2 Выбирают предварительный диапазон испытательных скоростей, соответствующих реальным условиям эксплуатации машины.
Е.2.4 Корректировка характеристик испытательной поверхности и скорости движения
Е.2.4.1 Используют количество машин, представительное для всего диапазона машин данной категории, чтобы сравнить среднее значение параметра вибрации, измеренное на испытательном участке, с полученным в соответствии с Е.2.2. Корректируют скорость или размеры неоднородностей таким образом, чтобы значения вибрации у основания сиденья или на его подушке соответствовали среднему значению виброускорения, определенному в Е.2.2. Испытательный участок должен быть, по возможности, коротким, но в то же время его длина должна быть достаточной для обеспечения необходимых условий анализа вибрации и повторяемости результатов измерений (см. раздел 8). Чтобы удовлетворить данному требованию, возможно, следует выбрать более низкое значение скорости и более высокие размеры неоднородностей покрытия.
Е.2.4.2 Устанавливают причины изменчивости результатов измерений (оператор, скорость, давление в шинах и т.д.), чтобы принять меры к их устранению.
Е.3 Достоверность получаемых результатов
Е.3.1 Повторяемость
Добиваются минимально возможной неопределенности повторяемости испытаний и оценивают ее значение. Определяют минимальное число проходов машины, требуемых для получения коэффициента вариации ниже установленного значения.
Е.3.2 Воспроизводимость
Оценивают неопределенность воспроизводимости, проведя серию сравнительных межлабораторных испытаний для получения стандартного отклонения воспроизводимости , как установлено в ГОСТ 12.1.012.
Е.3.3 Точность
Определяют наименьшую разность в значениях виброускорения, которая позволит разделить две машины с учетом неопределенности повторяемости и воспроизводимости. Если виброактивность машины А в реальных условиях передвижения существенно ниже, чем у машины В, то же самое должно наблюдаться и при проведении испытаний в соответствии с данным методом.
Е.3.4 Стоимость
Максимально сокращают число испытаний, требуемых для определения параметра вибрационной характеристики, но таким образом, чтобы не уменьшить при этом достижимую точность всего метода.