ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой)

ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). Основные требования к дымомеру

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное


1. Прибор должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной длины. Величина Число должна быть указана на приборе.

2. Прибор должен быть оборудован устройствами для измерения давления и температуры отработавших газов в его рабочей камере и перепускным клапаном для отвода отработавших газов между измерениями.

3. Прибор должен иметь две измерительные шкалы: основную - в абсолютных величинах поглощения света от 0 до Число (для приборов с цифровой индикацией верхний диапазон - не менее 10 мЧисло), вспомогательную - линейную с диапазоном измерения 0-100%.

Зависимость между показаниями основной и вспомогательной шкалами вычисляют по формуле

ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой),



где Число- коэффициент поглощения света, мЧисло;

Число- показание линейной шкалы дымомера с эффективной базой Число, %;

Число- эффективная база дымомера, м.

Шкала дымомера должна обеспечивать возможность считывать значения коэффициента поглощения Число в диапазоне 0-2,115 мЧисло с точностью до 0,025 мЧисло и коэффициент ослабления Числоc точностью до 1%.

4. Источник света - лампа накаливания либо другой источник с цветовой температурой в диапазоне 2800-3250 К (2527-2977°С).

5. Фотоприемник дымомера должен иметь спектральную характеристику, аналогичную кривой дневного зрения человеческого глаза (максимальный эффект срабатывания - в диапазоне волн длиной 550-570 нм, при этом только менее 4% могут находиться при длинах волн ниже 430 нм и более 680 нм).

6. Попадание на фотоприемник света от посторонних источников в результате внутреннего отражения или рассеивания не должно влиять на результаты измерения более чем на 1% по линейной шкале.

7. Электрическая цепь, в которую включен индикатор, должна обеспечивать линейную зависимость тока фотоприемника от силы света в диапазоне рабочих температур фотоприемника.

8. Основная приведенная погрешность прибора - не более 2% максимального значения линейной шкалы прибора.

9. Промежуточная проверка прибора должна проводиться при включенном источнике света с помощью установки перед фотоприемником нейтрального светофильтра с коэффициентом поглощения 1,6-1,8 мЧисло, при этом показания прибора не должны отличаться от коэффициента поглощения фильтра более, чем на 0,025 мЧисло. Светофильтр должен входить в комплект прибора.

10. Время срабатывания электрической измерительной цепи, соответствующее времени, необходимому для того, чтобы показание индикатора изменилось от 0 до 90% шкалы при установке экрана, полностью закрывающего фотоприемник, должно составлять 0,9-1,1 с.

11. Время между моментом входа газа в измерительный прибор и моментом полного заполнения рабочей камеры должно быть не более 0,4 с.

12. Давление в рабочей камере не должно отличаться от давления окружающего воздуха более чем на 75 мм вод. ст.

13. Колебания давления измеряемого газа и продувочного воздуха не должны приводить к изменениям коэффициента поглощения более чем на 0,05 мЧисло для измеряемого газа, соответствующего коэффициенту поглощения 1,7 мЧисло. Пределы изменения давления газа и продувочного воздуха в дымовой камере должны указываться в инструкции по эксплуатации прибора.

14. В любой точке рабочей камеры температура отработавшего газа в момент измерения должна быть не ниже 70°С и не выше максимальной температуры, указанной в инструкции по эксплуатации прибора, причем показания в этом диапазоне температур не должны изменяться более чем на 0,1 мЧисло, если рабочая камера заполнена отработавшим газом, коэффициент поглощения которого составляет 1,7 мЧисло.

15. Допускается применять дымомеры, отличающиеся по техническим характеристикам, указанным в пп.1-14. При этом результаты сравнительных измерений дымности на режиме свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 2% по линейной шкале для всех типов автомобилей.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

      Магазин учебных материалов