4.1 Конструкции должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, стандартов или технических условий на изделия конкретных видов, типов и марок по рабочей документации, утвержденной разработчиком и принятой к производству предприятием-изготовителем.
Рабочая документация на конструкции должна разрабатываться в соответствии с действующими в этой области строительными нормами и правилами. Технология производства должна регламентироваться технологической документацией, утвержденной в установленном на предприятии-изготовителе порядке.
4.2 Конструкции должны удовлетворять установленным при проектировании требованиям по несущей способности (прочности и жесткости) и в случаях, предусмотренных стандартами или техническими условиями, выдерживать контрольные нагрузки при испытаниях нагружением.
В рабочих чертежах изделий должны быть установлены схемы загружения, контрольные разрушающие нагрузки, контрольные нагрузки по жесткости и контрольный прогиб.
При отсутствии требований по испытаниям конструкций нагружением их прочность и жесткость должны обеспечиваться установленными требованиями к маркам стали, ее прочностным характеристикам и геометрическим параметрам изделий и их конструктивным элементам, к сварным, болтовым и другим соединениям, а также, при необходимости, к другим элементам и деталям конструкций в зависимости от характера и условий их работы.
4.3 Конструкции должны быть стойкими по отношению к температурным и другим видам расчетных воздействий, которым они могут подвергаться в процессе эксплуатации.
В рабочих чертежах ограждающих конструкций отапливаемых зданий и сооружений должны быть указаны виды и характеристики утеплителей, удовлетворяющие требованиям СНиП II-3 по теплозащите.
Конструкции при воздействии открытого огня при пожаре должны сохранять в зависимости от их вида несущую способность и (или) целостность, а в необходимых случаях также теплозащитную способность в течение установленного времени. Предел огнестойкости и класс пожарной опасности конструкций определяют на основе испытаний и указывают в рабочей документации.
4.4 Конструкции должны быть защищены от коррозии способами, приведенными в проектной документации, в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11.
В стандартах, технических условиях или проектной документации на конструкции конкретных видов должны быть указаны сроки возобновляемости защитных покрытий.
4.5 Защитные покрытия должны наноситься на конструкции в заводских условиях.
Нанесение покрытий непосредственно при монтаже конструкций допускается:
- при исправлении мест повреждений защитного покрытия в процессе транспортирования, хранения, монтажа;
- при нанесении цветомаркировки;
- при закрашивании заводской маркировки;
- при согласовании с заказчиком.
4.6 В заводских условиях не подлежат грунтованию, окрашиванию и металлизации места монтажных соединений на высокопрочных болтах с контролируемым натяжением и зоны монтажной сварки на ширину 100 мм по обе стороны от шва.
4.7 Качество очистки поверхности конструкций от жировых загрязнений должно соответствовать второй степени обезжиривания поверхности по ГОСТ 9.402.
Степень очистки поверхностей конструкций от окислов должна соответствовать СНиП 2.03.11.
4.8 Лакокрасочные покрытия несущих стальных конструкций по показателям внешнего вида должны соответствовать классам по ГОСТ 9.032:
IV-V |
- |
для конструкций, эксплуатируемых в средах со средне- и сильноагрессивной степенью воздействия; |
|||
от V до VI |
- |
для конструкций в слабоагрессивных средах; |
|||
до VII |
- |
в неагрессивных средах. |
4.9 Требования к материалам
В стандартах или технических условиях на конструкции конкретных видов должны применяться материалы для конструкций и соединений, требования к которым установлены в проектной документации, разработанной в соответствии со СНиП II-23.
Материалы должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на их изготовление.
4.10 Требования к сварным соединениям
4.10.1 Сварка стальных конструкций должна выполняться по разработанному технологическому процессу, оформленному в виде типовых или специальных технологических инструкций или по проекту производства сварочных работ (ППСР).
4.10.2 Механические свойства металла сварных соединений, определенные на основе результатов испытаний по ГОСТ 6996, должны соответствовать следующим требованиям:
- временное сопротивление разрыву металла сварного соединения должно быть не ниже требований, предъявляемых к основному металлу;
- твердость металла сварного соединения (металла шва, зоны термического влияния) при сварке конструкций в заводских условиях должна быть не выше 350 HV в конструкциях 1-й группы по классификации СНиП II-23 и не выше 400 HV для конструкций остальных групп; при сварке конструкций в монтажных условиях твердость металла сварного соединения должна быть не выше 350 HV;
- ударная вязкость на образцах типа VI при среднесуточной температуре наружного воздуха в наиболее холодную пятидневку, указанной в проекте, должна быть не ниже 29 Дж/см, за исключением соединений, выполняемых электрошлаковой сваркой;
- относительное удлинение должно быть не ниже 16%.
Примечания
1 Испытаниям на ударную вязкость подвергают металл стыковых или тавровых соединений с проплавлением кромок.
2 При испытаниях металла границы сплавления на ударную вязкость норма может быть ниже, но не более чем на 5 Дж/см .
3 При необходимости оценки ударной вязкости на образцах других типов ее нормы следует указывать в проектной документации.
4.10.3 Отклонение размеров швов сварных соединений от проектных не должно превышать значений, указанных в ГОСТ 5264, ГОСТ 8713, ГОСТ 11533, ГОСТ 11534, ГОСТ 14771, ГОСТ 23518. Размеры углового шва должны обеспечивать его рабочее сечение, определяемое величиной проектного значения катета с учетом предельно допустимой величины зазора между свариваемыми элементами; при этом для расчетных угловых швов превышение указанного зазора должно быть компенсировано увеличением катета шва.
4.10.4 Швы сварных соединений и конструкции по окончании сварки должны быть очищены от шлака, брызг и натеков металла. Приваренные сборочные приспособления и выводные планки надлежит удалять без применения ударных воздействий и повреждения основного металла, а места их приварки зачищать до основного металла с удалением всех дефектов.
4.10.5 Около шва сварного соединения должен быть поставлен номер или знак сварщика, выполнившего этот шов. Номер или знак проставляется на расстоянии не менее 4 см от границы шва, если нет других указаний в проектной или технологической документации. При сварке сборочной единицы одним сварщиком допускается производить маркировку в целом; при этом знак сварщика ставится рядом с маркировкой отправочной марки. При сварке в монтажных условиях допускается маркировку швов производить на исполнительных схемах.
4.10.6 В зависимости от конструктивного оформления, условий эксплуатации и степени ответственности швы сварных соединений разделяются на I, II, III категории, которые определяют высокий, средний и низкий уровень качества. Характеристики категорий и уровней качества приведены в таблице 1 и приложении Б.
Таблица 1
Категория и уровни качества швов сварных соединений |
Тип швов соединений и характеристика условий их эксплуатации |
I - высокий |
1. Поперечные стыковые швы, воспринимающие растягивающие напряжения (в растянутых поясах и стенках балок, элементов ферм и т.п.). |
2. Швы тавровых, угловых, нахлесточных соединений, работающие на отрыв, при растягивающих напряжениях, действующих на прикрепляемый элемент , и при напряжениях среза в швах |
|
3. Швы в конструкциях или в их элементах, относящихся к 1-й группе по классификации СНиП II-23, а также в конструкциях 2-й группы в климатических районах строительства с расчетной температурой ниже минус 40 °С (кроме случаев, отнесенных к типам 7-12) |
|
II - средний |
4. Поперечные стыковые швы, воспринимающие растягивающие напряжения , а также работающие на отрыв швы тавровых, угловых, нахлесточных соединений при растягивающих напряжениях, действующих на прикрепляемый элемент , и при напряжениях среза в швах (кроме случаев, отнесенных к типу 3). |
5. Расчетные угловые швы, воспринимающие напряжения среза , которые соединяют основные элементы конструкций 2-й и 3-й групп (кроме случаев, отнесенных к типам 2 и 3). |
|
6. Продольные стыковые швы, воспринимающие напряжения растяжения или сдвига . |
|
7. Продольные (связующие) угловые швы в основных элементах конструкций 2-й и 3-й групп, воспринимающие растягивающие напряжения (поясные швы элементов составного сечения, швы в растянутых элементах ферм и т.д.). |
|
8. Стыковые и угловые швы, прикрепляющие к растянутым зонам основных элементов конструкций узловые фасонки, фасонки связей, упоры и т.п. |
|
III - низкий |
9. Поперечные стыковые швы, воспринимающие сжимающие напряжения. |
10. Продольные стыковые швы и связующие угловые швы в сжатых элементах конструкций. |
|
11. Стыковые и угловые швы, прикрепляющие фасонки к сжатым элементам конструкций. |
|
12. Стыковые и угловые швы во вспомогательных элементах конструкций (конструкции 4-й группы) |
|
Условные обозначения: |
4.10.7 В проектной документации должны быть указаны:
- сварные соединения, для которых требуются контроль с использованием ультразвуковых, радиографических методов, а также механические испытания;
- методы и объемы контроля;
- требуемый уровень качества сварных соединений.
4.10.8 При визуальном контроле сварные швы должны удовлетворять следующим требованиям:
а) иметь гладкую или равномерно чешуйчатую поверхность без резких переходов к основному металлу (требование плавного перехода к основному металлу должно быть специально обосновано и обеспечено дополнительными технологическими приемами);
б) швы должны быть плотными по всей длине и не иметь видимых прожогов, сужений, перерывов, наплывов, а также недопустимых по размерам подрезов, непроваров в корне шва, несплавлений по кромкам, шлаковых включений и пор;
в) металл шва и околошовной зоны не должен иметь трещин любой ориентации и длины;
г) кратеры швов в местах остановки сварки должны быть переварены, а в местах окончания - заварены.
4.11 Требования к отверстиям под болтовые и заклепочные соединения
4.11.1 Номинальные диаметры отверстий под болтовые соединения различных видов - классов точности А, В и С по ГОСТ 1759.0, а также высокопрочных болтов по ГОСТ 22353 и ГОСТ 22356 принимают по СНиП II-23 и проектной документации.
4.11.2 Образование отверстий производят сверлением или продавливанием на предприятии-изготовителе, за исключением оговоренных в проектной документации.
4.11.3 Предельные отклонения диаметров отверстий от проектных в зависимости от способа образования и типа болтового соединения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование отклонения |
Диаметр отверстий, мм |
Допускаемое отклонение, мм |
Допускаемое количество отклонений в каждой группе отверстий для сталей |
|
С235-С285 |
С345-С440 |
|||
Отклонения диаметра просверленных и продавленных отверстий под заклепки и болты, а также их овальность |
До 17 |
0; +0,6 |
Не ограничивается |
|
Завалы размером более 1 мм и трещины в краях отверстий |
- |
- |
Не допускается |
|
Косина (уклон оси) до 3% толщины пакета, но не более 2 мм при машинной и 3 мм при ручной пневматической клепке |
- |
- |
Не ограничивается |
До 20% |
Косина (уклон оси) до 3% толщины пакета для болтов |
- |
- |
Не ограничивается |
|
Косина больших значений |
- |
- |
Не допускается |
|
Отклонение глубины зенковки |
- |
±0,4 |
Не ограничивается |
|
Примечание - Диаметр продавленных отверстий со стороны матрицы не должен превышать номинальный диаметр отверстий более чем на 1,5 мм. |
4.11.4. Контрольная и общая сборка конструкций с монтажными болтовыми соединениями должна выполняться на предприятии-изготовителе, если это оговорено в проектной документации.
4.12 Точность изготовления элементов конструкций и сборочных (монтажных) единиц (изделий) конструкций
4.12.1 Предельные отклонения геометрических параметров конструкций (элементов конструкций, изделий, сборочных единиц) должны соответствовать значениям, указанным в проектной документации, в стандартах или технических условиях на конструкции конкретного вида.
Точность геометрических параметров рассчитывают в соответствии с нормативными документами Системы обеспечения точности геометрических параметров в строительстве (ГОСТ 21778, ГОСТ 21779, ГОСТ 21780) в зависимости от функциональных допусков, требуемого уровня собираемости конструкций при монтаже и изготовлении, с учетом конструктивных, а также технологических возможностей изготовления и монтажа.
4.12.2 Рекомендуемые значения предельных отклонений от проектных размеров в конструкциях каркасов зданий и сооружений приведены в приложении В.
4.13 Комплектность и условия поставки
4.13.1 Конструкции должны поставляться потребителю комплектно.
4.13.2 В стандартах, технических условиях или проектной документации на конструкции конкретных видов должен указываться состав комплекта, поставляемого заводом-изготовителем.
В состав комплекта обязательно должны входить: конструкции, проектная документация, позволяющая выполнить монтаж конструкций и осуществить их эксплуатацию, а также документ о качестве (паспорт) конструкций.
4.13.3 Состав комплекта (объем, порядок поставки конструкций, документ о качестве (паспорт) и сопровождающая их проектная документация, степень детализации проектной документации, поставка запасных конструкций, материалов, прокладок, крепежных изделий и т.п.) следует уточнять в договоре (контракте) на поставку конструкций.
4.13.4 При назначении габаритных размеров конструкций следует предусматривать возможность членения их на отправочные элементы с учетом технологической возможности изготовителя и подъемно-транспортного оборудования потребителя, а также условий транспортирования. Членение конструкций на отправочные элементы и блоки должно отвечать следующим требованиям:
- отправочный элемент или блок должен сохранять при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке проектные геометрические размеры и форму;
- элемент или блок должен иметь детали для строповки при разгрузке, погрузке, укрупнительной сборке на монтаже, для установки монтажных подмостей и лестниц, а также должен быть укомплектован сборочными деталями для закрепления конструкций в проектном положении;
- габаритные размеры элемента или блока конструкции, перевозимых железнодорожным транспортом, должны соответствовать железнодорожному габариту;
- габаритные размеры элемента или блока конструкции, перевозимых автомобильным транспортом, должны отвечать требованиям органов государственной безопасности дорожного движения.
4.14 Маркировка
4.14.1 В зависимости от назначения маркировка конструкций и их элементов может быть операционной, общей, индивидуальной и ориентирующей.
4.14.2 Операционную маркировку наносят на детали и элементы конструкций в процессе проведения всех операций по изготовлению конструкции в соответствии с технологической документацией. Операционная маркировка, как правило, на изготовленной конструкции не сохраняется, за исключением случаев, когда это требование приведено в проектной документации, технических условиях или стандарте на конструкции конкретного вида.
4.14.3 Общую маркировку наносят на каждую конструкцию. Общая маркировка должна содержать марку по ГОСТ 26047.
Допускается наносить на конструкцию товарный знак или краткое наименование изготовителя.
Допускается наносить на конструкцию маркировку в виде полосы 5 см определенного цвета для каждого заказа при поставке изготовителем конструкций по двум или более заказам в один адрес.
4.14.4 Индивидуальную маркировку следует наносить на конструкции, прошедшие общую и контрольную сборку конструкций. Индивидуальная маркировка должна содержать:
- общую маркировку;
- дополнительную маркировку по схеме сборки.
4.14.5 Ориентирующую маркировку следует наносить на конструкцию, для установки которой необходима информация о правильности ее ориентации в пространстве.
Ориентирующую маркировку наносят только при наличии указаний в проектной документации и на конструкции, прошедшие контрольную и общую сборки.
4.14.6 Ориентирующую маркировку следует наносить в дополнение к общей или индивидуальной маркировке и она должна содержать маркировочные знаки, указывающие: место строповки, место опирания и установочные риски конструкций, указанные в проектной документации.
Место опирания и установочные риски конструкций наносят в виде накерненых рисок длиной 5 мм.
4.14.7 Маркировочная надпись может быть строчной и этажной в зависимости от размеров конструкции.
4.14.8 Маркировку следует наносить в двух местах и располагать на видном месте, доступном для обзора и прочтения при хранении и монтаже, а при необходимости при эксплуатации и ремонте.
4.14.9 Расположение маркировки на конструкции должно быть указано в соответствии с ГОСТ 2.314 в стандартах, технических условиях или проектной документации на конструкции конкретного вида.
4.14.10 На конструкции, на которые невозможно из-за малых габаритов нанести маркировочные надписи, разрешается наносить маркировку без указания номера заказа и чертежа, при этом конструкции должны быть уложены в ящик или увязаны в связку. К ящику или связке должна быть прикреплена бирка с указанием номера заказа, чертежа и количества в ящике или связке.
4.14.11 Маркировку следует устанавливать в стандартах или технических условиях на конструкции конкретного вида или проектной документации и наносить ее одним из способов:
окраской по трафарету;
буквенно-цифровыми клеймами по ГОСТ 25726;
кернением;
креплением на изделии металлического ярлыка с маркировкой, выбитой буквенно-цифровыми клеймами.
Допускается разборчиво краской наносить маркировку от руки.
Маркировку буквенно-цифровыми клеймами следует обводить краской в виде рамки.
4.14.12 Маркировку по трафарету следует производить краской, контрастной по отношению к фону конструкции.
4.14.13 Маркировку следует выполнять шрифтом высотой 10, 15, 30, 50 и 100 мм по ГОСТ 14192.
4.14.14 При соблюдении условий и сроков хранения, установленных в нормативной документации, маркировка должна обеспечивать визуальное прочтение при хранении и монтаже.
Маркировка, выполненная буквенно-цифровыми клеймами, кернением или креплением на конструкции металлического ярлыка, должна обеспечивать сохранность надписей в течение всего срока службы изделия во всех условиях и режимах, установленных в стандартах, технических условиях и проектной документации.
4.14.15 Крепление на конструкции накладных металлических ярлыков должно исключать возможность создания активных гальванических пар. Размеры ярлыка - по ГОСТ 14192.
4.14.16 Транспортная маркировка изделий - по ГОСТ 14192.
4.14.17 На деталях расчетных элементов конструкций, оговоренных в проектной документации, стандартах или технических условиях, следует наносить маркировку кернением с обязательным указанием номера плавки металла.
4.15 Упаковка
4.15.1 Упаковку конструкций следует производить, соблюдая меры, исключающие изменения геометрической формы, деформации, а также обеспечивающие сохранность защитного покрытия конструкций при их погрузке, разгрузке и хранении.
4.15.2 В качестве основного вида упаковки конструкций для транспортирования и хранения следует применять пакетирование.
4.15.3 Пакетированию подлежат конструкции, детали и сборочные единицы (изделия) малой жесткости и устойчивости:
плоскостные решетчатые конструкции;
балки (подкрановые, путей подвесного транспорта, перекрытий);
элементы конструкций ограждения зданий и другие, позволяющие производить их пакетирование.
Отдельные пакеты конструкций выполняют как транспортные или объединяют в них.
4.15.4 Формирование транспортных пакетов следует производить из одноименных изделий или пакетов одного заказа и чертежа или из разноименных отправочных элементов или пакетов в пределах заказа.
4.15.5 Транспортные пакеты изделий должны обеспечивать:
- возможность механизированной погрузки на транспортные средства и выгрузки;
- неизменяемость формы и размеров, сохранность конструкций при транспортировании, погрузке, выгрузке и хранении;
- устойчивость каждого пакета в отдельности и возможность складирования в два яруса и больше, кроме пакетов решетчатых элементов и криволинейных листовых конструкций;
- доступность проверки количества изделий и их маркировки в пакете;
- безопасность формирования, погрузки, выгрузки, возможность поэлементного расформирования пакета;
- надежность и удобство на транспортных средствах согласно правилам, действующим на данном виде транспорта.
4.15.6 Изделия (комплектующие детали, крепежные изделия, накладки, сборочные и монтажные приспособления и т.п.) небольшой массы с габаритами до 1,5 м, надлежит упаковывать в ящичные поддоны (с крышкой или без нее, с цельными или решетчатыми стенками), изготовленные по чертежам изготовителя, утвержденным в установленном порядке. Упаковка высокопрочных болтов по ГОСТ 22356 и ГОСТ 18160. Допускается поставлять комплектующие изделия в упаковке и таре поставщика.
4.15.7 Максимальные размеры пакетов и ящичных поддонов должны соответствовать при перевозке железнодорожным, автомобильным, авиационным и водным транспортом требованиям, установленным действующими на этих видах транспорта правилами, утвержденными в установленном порядке.
4.15.8 Масса транспортного пакета должна быть не более 20 т, если иная масса не оговорена в заказе. При этом масса пакета более 20 т должна быть согласована между грузоотправителем и грузополучателем. В случае перегрузки пакета на пути следования необходимо согласование со станцией (пунктом) перегрузки при массе пакета более 10 т.
4.15.9 При смешанных перевозках габариты и масса пакетов и ящичных поддонов не должны превышать меньших значений, указанных в правилах соответствующих видов транспорта, с учетом требований 4.15.4.
4.15.10 Масса средств пакетирования и ящичных поддонов должна быть минимально необходимой. Несущие и ненесущие элементы средств пакетирования следует рассчитывать по строительным нормам и правилам на проектирование стальных конструкций с учетом массы спакетированных конструкций, а также нагрузок, возникающих при погрузке, разгрузке и перевозке груза на транспортных средствах.
4.15.11 Несущие элементы средств пакетирования должны иметь устройства для строповки пакета и закрепления его на транспортных средствах. Отверстия в деталях средств пакетирования должны быть не менее, мм:
для строповки - 70; для закрепления - 30 .
4.15.12 Для средств пакетирования следует применять:
- фасонный (горячекатаный, холодногнутый) и листовой стальной прокат;
- болтовые и сварные соединения;
- проволоку стальную низкоуглеродистую общего назначения, термически обработанную, диаметром не менее 6 мм.
4.15.13 Для сохранности защитного покрытия конструкций в местах контакта их между собой и со средствами пакетирования необходимо устанавливать и закреплять от выпадания прокладки из дерева, картона, пластмассы и других материалов.
4.15.14 Средства скрепления грузов в транспортных пакетах - по ГОСТ 21650.
4.15.15 Пакеты изделий, а также ящичные поддоны должны иметь маркировку по ГОСТ 14192.